Николай Евграфович Попов родился в Москве 11.06.1878 года в семье Евграфа Александровича Попова, богатого купца-суконщика. Всего в семье было семеро детей, Николай был младшим (ил. 1, здесь и далее фотографии воспроизведены из [1]).

Ил. 1. Братья Николай (слева) и Сергей Поповы – гимназисты младших классов

Окончив Московский сельскохозяйственный институт, Николай Евграфович отправляется в один из подмосковных уездов, но там долго не задерживается. Случилось так, что над Поповым нависает угроза ареста из-за его «увлечения» революционными идеями. Но он, благодаря связям и деньгам отца отправляется в «добровольное» изгнание за границу, сначала в Европу, где находясь в Швейцарии он увлекается альпинизмом, а так же волею случая попадает в Женеве на Национальную промышленную выставку, где его заинтересовывает огромный аэростат. С этого момента и начинается любовь к небу.

В Европе Попов долго не задерживается и отправляется в Трансвааль, где в это время бушует англо-бурская война. Попов воюет на стороне буров. Из этой войны он выносит огромное количество опыта и знаний, которые впоследствии окажутся немаловажными в его судьбе. По окончании войны он возвращается в Европу.

Вскоре начинается русско-японская война, Попов не может быть в стороне от происходящих событий и принимает решение вернуться на Родину. Но по приезду в Россию попадает прямиком в тюрьму. Тем не менее, приложив, не без помощи знакомых и родственников, огромные усилия он настаивает на своей отправке на фронт, дабы «предоставить ему возможность пролить кровь за родину». Просьба подействовала, и Попов отправляется на русско-японскую войну, но в качестве военного корреспондента ежедневной газеты «Русь». Здесь и пригодился опыт войны в Южной Африке. Попов предлагает использовать не белую форму, какая была в русской армии и из-за которой потери армии были огромны, а форму цвета хаки. С позволения главнокомандующего А.Н. Куропаткина Попов не только привёз с собой образцы, но и используя свои и связи отца среди промышленников договорился о поставках краски для ткани в русскую армию. В одном из боёв Попов получает тяжелое ранение в грудь.

После ранения Попов перебирается в Санкт-Петербург, где продолжает работать в газете. После закрытия газеты в июне 1908 года Попов принимает решение отправиться в Англию, а оттуда во Францию, но конечная цель этой поездки – Северный полюс. 15 августа 1909 года (по новому стилю) из Уэлман-Кампа (о. Шпицберген), на дирижабле «Америка-2» в компании Уэлмана, Ванимана и Ляуда (ил. 2) Попов отправляется в полёт к цели. Попытка добраться до полюса не удалась…


Ил. 2. Мальвин Ваниман, Уолтер Уэлман (сидят, слева направо), Луис Ляуд и Альберт Корбитт. 1909 г.

В 1909 году Попов пробует летать, и 13 декабря 1909 года впервые самостоятельно поднимается в воздух, аэроплан падает и пилот получает серьёзные травмы. Но это не останавливает его, и вскорости, после выздоровления он поступает на службу в общество «Ариэль» и отправляется в Канны. Весной 1910 года Николай Евграфович получает пилотское свидетельство, хотя к тому времени он уже достаточно опытный пилот. На биплане «Райт» он бьёт все мыслимые рекорды на проходящем в каннском пригороде –Ла-Напуль авиационном митинге и последующих соревнованиях, чем вызывает восторг публики (ил. 3 а, б).

Ил. 3 а. Н. Е. Попов во время авиационной недели в Канне. Весна 1910 г.

25 апреля 1910 года Попов принимает участие в Первой международной авиационной неделе, проходящей в Санкт-Петербурге, на Коломяжском ипподроме, вызвав своими полетами полный фурор! (ил. 4) После соревнований Попов был приглашён военным ведомством в Гатчину, для обучения господ офицеров полётам. 21 мая «Райт» Попова терпит катастрофу и он вновь получает тяжелейшие ранения.

Ил. 3 б. Е. Попов – победитель авиационной недели в Канне.
Весна 1910 г. Из французского журнала «Иллюстрасьон»
.

Ил. 4. Первая международная авиационная неделя в Петербурге. Н. Е. Попов у своего «Райта». Весна 1910 г.

Впоследствии Николай Евграфович перебирается в Ниццу, работая корреспондентом «Нового времени», где он ведёт рубрику «Завоевание воздуха», пишет книгу «Война и лёт воинов», лечится и живет попеременно то в Италии, то во Франции. Здоровье всё больше ухудшается. После Октябрьского переворота Попов сменяет множество профессий, в конце концов устраиваясь стартером в каннский гольф-клуб. Так продолжается до начала 20-х годов.

В 1924 году в Канны приезжает брат Николая Евграфовича – Сергей Евграфович, страдающий бронхиальной астмой. Органы советского здравоохранения сочли возможным пойти ему навстречу и разрешили выезд на лечение.

Братья поселились в Ла-Напуль, на вилле «Натали» – крохотном двухэтажном домике, на втором этаже.

На этом биографическая часть статьи закончена, и мы переходим непосредственно к филателистической её части. Подробно рассмотрим как марки, которыми франкированы отправления (номера даются по каталогу [2]), так и непосредственно сами отправления.

Письма братьям приходили на имя брата Николая – Сергея Попова (кроме последнего, показанного на ил. 12 а, б конверта), изначально в Канны, на виллу «Венден» (бывшая вилла Великой княгини Анастасии Михайловны, покровительствующей Попову, и даже произведшей его в камергеры своего двора. Умерла в 1922 году). А затем непосредственно на адрес виллы «Натали».

Конверт простого закрытого международного письма (ил. 5 а), отправлен 27.3.25 из Москвы в Канны, на виллу «Венден», исходящий штемпель МОСКВА 1 ЭКСП.  № 8 и получено в Каннах 3.4.25 (ил. 5 б). Конверт франкирован тремя марками СК № 68, на общую сумму 21 коп. (тариф СССР от 16.10.23 для международного простого закрытого письма – 20 коп., переплата составила 1 коп.).

Ил. 5 а. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 27.3.25 из Москвы. Лицевая сторона

Ил. 5 б. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 27.3.25 из Москвы. Оборотная сторона

Конверт простого закрытого международного авиаписьма (ил. 6 а), отправлен 25.5.25 из Москвы в Канны, на виллу «Венден» , исходящий штемпель «МОСКВА ПОЧТАМТ 1 ЭКСПЕДИЦИЯ № 1» и получено в Париже, 28.5.25 (ил. 6 в). Конверт франкирован тремя марками СК № 59, одной маркой СК № 43А,  одной маркой СК № 48А, и вертикальной парой марок СК № 50 («Лимонка») на общую сумму 60 коп. (тариф СССР от 01.05.25 для международного простого закрытого письма в Англию и Францию – 60 коп.).

Вертикальная пара «Лимонки» (ил. 6 б) на отправлениях ранее была не известна – данное отправление – Уникум!*

*Примечание.
В журнальном варианте статьи («РУС» № 4. 2012. С. 73) без ведома авторов редактор А. Ивахно «исправил» текст рукописи и подпись к иллюстрациям следующим образом: «Вертикальная пара «лимонки» на отправлениях ранее не была описана. Это единственное известное авторам отправление с такой парой1, т. е. данный конверт, вероятно, уникум!». Сделано это было на том основании (о чём указано в примечании редакции), что, в статье Г. Пажи в журнале «Филателия» № 10. 2010 г. был упомянут некий конверт с двумя марками «лимонки», причём без иллюстрации. Редактор «РУС», вместо того, чтобы прояснить ситуацию у авторов, и не видя конверта (!!!) поставил под сомнение его уникальность. Само собой оказалось, что конверт был один и тот же – и упомянутый в статье Г. Пажи и конверт в нашей статье.

Ил. 6 а. Лицевая сторона конверта простого закрытого международного авиаписьма, отправленного 25.5.25 из Москвы, франкирован вертикальной парой «Лимонки». Уникум!

Ил. 6 б. Вертикальная пара марки СК №   «Лимонка» – Уникум!

Ил. 6 в. Оборотная сторона конверта простого закрытого международного авиаписьма, отправленного 25.5.25 из Москвы, франкирован вертикальной парой «Лимонки». Уникум!

Конверт простого закрытого международного письма (ил. 7 а), отправлен 4.6.25 из Москвы в Канны, на виллу «Венден», исходящий штемпель «МОСКВА 2-е ПОЧТ. ТЕЛ.ОТД.» С ЛИТЕРОЙ «ж» и получено в Каннах 10.6.25 (ил. 7 б). Конверт франкирован одной маркой СК № 74 (тариф СССР от 16.10.23 для международного простого закрытого письма – 20 коп.).

Ил. 7 а. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 4.6.25 из Москвы. Лицевая сторона

Ил. 7 б. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 4.6.25 из Москвы. Оборотная сторона

Конверт простого закрытого международного письма (ил. 8 а), отправлен 30.9.25 из Москвы в Канны, на виллу «Венден», исходящий штемпель «МОСКВА ПОЧТАМТ 1 ЭКСПЕДИЦИЯ № 1» и получено в Каннах 6.10.25 (ил. 8 б). Конверт франкирован двумя марками СК № 102 и одной маркой СК № 103А, на общую сумму 21 коп. (тариф СССР от 16.10.23 для международного простого закрытого письма – 20 коп., переплата составила 1 коп.). Письмо отправлено в последний день действующего тарифа. С 01.10.25 был изменён и составил 14 коп.

Ил. 8 а. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 30.09.25 из Москвы, в последний день действующего тарифа. Лицевая сторона

Ил. 8 б. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 30.09.25 из Москвы, в последний день действующего тарифа. Оборотная сторона

Конверт простого закрытого международного письма (ил. 9 а), отправлен 27.12.25 из Москвы в Ла-Напуль, на виллу «Натали», исходящий штемпель «МОСКВА ПОЧТАМТ 1 ЭКСПЕДИЦИЯ № 1». Штемпель прибытия практически не виден, поэтому установить дату получения не представляется возможным (ил. 9 б). Конверт франкирован двумя марками СК № 110, на общую сумму 14 коп. (тариф СССР от 01.10.25 для международного простого закрытого письма – 14 коп.).

Ил. 9 а. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 27.12.25 из Москвы. Лицевая сторона

Ил. 9 б. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 27.12.25 из Москвы. Оборотная сторона

Конверт простого закрытого международного письма (ил. 10 а), отправлен 31.12.25 из Москвы в Ла-Напуль, на виллу «Натали», исходящий штемпель «МОСКВА ПОЧТАМТ 1 ЭКСПЕДИЦИЯ № 1». ». Штемпель прибытия отсутствует, поэтому установить дату получения не представляется возможным (ил. 10 б) . Конверт франкирован одной 14-ти коп. маркой СК № 111 (тариф СССР от 01.10.25 для международного простого закрытого письма – 14 коп.).

Ил. 10 а. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 31.12.25 из Москвы. Лицевая сторона

Ил. 10 б. Конверт простого закрытого международного письма, отправленного 31.12.25 из Москвы. Оборотная сторона

Конверт заказного закрытого международного письма (ил. 11 а), отправлен 27.1.26 из Ленинграда в Ла-Напуль, на виллу «Натали», исходящий штемпель «ЛЕНИНГРАД 4» с литерой «в», штемпеля Ленинградского почтамта «15 ЛЕНИНГРАД 15 1 ЭКСП.» с датой 27 1.26 и «3 ЛЕНИНГРАД 3 1 ЭКСП.» с датой 28 1.26. Получено в Ла-Напуле 2.2.26 (ил. 11 б). Конверт франкирован одной маркой СК № 74, одной маркой СК № 109IIA (размер марки 19,2 х35 мм.),  одной маркой СК № 110,  одной маркой СК № 111 и парой марок СК № 112 на общую сумму 50 коп.  (тариф СССР от 01.10.25 для международного простого закрытого письма – 14 коп. + 14 коп. за заказ).

Ил. 11 а. Конверт заказного закрытого международного письма, отправленного 27.1.26 из Ленинграда. Лицевая сторона

Ил. 11 б. Конверт заказного закрытого международного письма, отправленного 27.1.26 из Ленинграда. Оборотная сторона

Конверт заказного закрытого международного письма (ил. 12 а), отправлен 3.2.26 из Ленинграда в Ла-Напуль, на виллу «Натали», исходящий штемпель «ЛЕНИНГРАД 34» с литерой «д» штемпеля Ленинградского почтамта «15 ЛЕНИНГРАД 15 1 ЭКСП.» с датой 03 2.26 и «3 ЛЕНИНГРАД 3 1 ЭКСП.» с датой 4 2.26. и получено в Ла-Напуле 9.2.26 (ил. 12 б). Конверт франкирован парой марок СК № 109IIА (размер марки 19,2 х35 мм.), парой марок СК №  100, одной маркой СК № 112, одной маркой СК № 116 и одной маркой СК № 29А на общую сумму 42 коп.  (тариф СССР от 01.10.25 для международного простого закрытого письма – 14 коп. + 14 коп. за заказ).

Ил. 12 а. Конверт заказного закрытого международного письма, отправленного 3.2.26 из Ленинграда. Лицевая сторона

Ил. 12 б. Конверт заказного закрытого международного письма, отправленного 3.2.26 из Ленинграда. Оборотная сторона

На обоих конвертах из Ленинграда наклеены регистрационные ярлыки для международных писем с надписью на французском языке «Pétrograd.», образца после 1914 года, с  ручной фиолетовой надпечаткой нового названия города «Leningrad.» и «забитым» сплошной полосой предыдущим названием города. Причём на конверте (ил. 11 а) мы видим ошибку в написании слова «Pétrograd.» – вместо него напечатано «Pétrorgad.».

Франкировка двух последних конвертов вызывает вопросы. Либо мы имеем дело с превышением веса, а достоверных сведений по этому поводу у авторов, увы, не имеется. Либо марки наклеивались по принципу – «для красоты» и в последнем случае мы имеем дело с филателистическими отправлениями. Но, тем не менее, прошедшими реальную почту.

В заключении хотелось бы вернуться к судьбе Николая Евграфовича Попова.

«В понедельник 30 декабря 1929 года вскоре после обеда Николай Евграфович вышел из дому и направился прямиком на один из частных пляжей, которых десятки на Лазурном берегу. Он шагал неторопливо, припадая на правую ногу, опираясь одной рукой на палку, а другой держа небольшой пакет, обернутый в бумагу и перевязанный тесёмкой. Около половины седьмого вечера Попов появился в купальном заведении и зашёл в одну из кабинок…

Выстрел в правый висок стал той последней точкой над i, которую поставил человек, измученный болезнями и сознанием своей дальнейшей ненужности.»[1].

Похоронен Попов на кладбище «Дю Гран Жас» («Cimetière du Grand Jas»), на северо-западной окраине Канн.

На мемориальной доске на кладбищенской стене напротив его могилы, на белом мраморе на французском языке высечены слова (ил. 13):

НИКОЛАЙ ПОПОВ
скончавшийся 1 января 1930*
Пилоту-авиатору, первым достигшему по воздуху Лерэнских островов в апреле 1910.
Дань уважения от Каннского аэроклуба.

Ил. 13

Ил. 14. Могила на кладбище «Дю Гран Жас» в Канне, где покоятся останки русского авиатора.

*Примечания:
Ошибочно указана дата похорон, а не смерти.

 **Авторы настоятельно рекомендуют читателям ознакомиться с книгой В.Н. Сашенко «Коломяжский ипподром», посвящённой жизни Николая Евграфовича Попова, доступной в сети Интернет по адресу: https://www.rulit.me/books/kolomyazhskij-ippodrom-read-84559-1.html

Павел «Duck» Павлов
Юрий Кузнецов


Ссылки:

  1. Сашонко В.Н. Коломяжский ипподром. Лениздат, Ленинград, 1983 г.
  2. Специализированный каталог почтовых марок. т. 5 часть 1, СССР 1923-1940 г.г. Под общей редакцией В.Б. Загорского, Стандарт-Коллекция, 1999 г., Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.