Советское Правительство выпустило 8-го ноября 1922 г. свою первую марку воздушной почты /Скотт С I, Ивер I/; она была предназначена для оплаты корреспонденции, которая шла воздушным путем по линии Москва-Кенигсберг, в Германии.

Эти марки были отпечатаны на белой бумаге без водяного знака, листами в 50 шт. без зубцов, состоящими из двух вертикальных панно по 25 марок /5×5/. Автором рисунка был И.И. Дубасов и они были выпущены в ознаменование 5-й годовщины установления советского режима; рисунок изображал обнаженного человека, выбивающего на камне надпись: «Р.С.Ф.С.Р. – 1917 – 1922». Под рисунком, частично скрытое ногами человека, видно слева слово «Почта», ближе к середине – серп и молот, а справа цена – 45 р.  Марка отпечатана черным, на зеленом фоне, с красной литографической надпечаткой силуэта аэроплана. Как разновидности, известны несколько оттенков зеленого цвета, а также и надпечатка со сломанным хвостом аэроплана /см. иллюстр./; этот вариант встречается лишь один раз в листе и находится на 20-й марке нижнего панно из 25 шт.

Рисунок этой марки, исключая надпечатку, тот же что и для серии в 5 марок, выпущенных в память той же  годовщины для обычной  почты /Скотт 211 – 215/, в тот не день 8-го ноября 1922 г., причем марка воздушной почты имеет тот же номинал, что и последняя марка регулярной серии, черная на синем фоне.

Марка воздушной почты продавалась только на Главком Почтамте г. Москвы; инфляция была в полном разгаре и 1 рубль денежными знаками 1922 г. был равен 10.000 р. билетами предыдущего года. Вначале было трудно достать на почте негашеную марку, т.к. проданные экземпляры сразу же наклеивались почтовыми служащими на письма, но позже эти затруднения отпали. Выпуск был продан в течении приблизительно  3-х недель, после чего для нужд воздушной почты употреблялись снова обычные марки, вплоть до появления нового специального выпуска в мае 1924 года. Хотя в №1 и 2 «Советского филателиста» за 1922 г. сообщалось, что тираж этой марки был 100.000 экз. и что все было продано в течении 3-х недель,  но Советская Филателистическая Ассоциация /СФА/ продавала их оптовыми количествами еще 15 лет после их выпуска, единственное объяснение этому противоречию заключается в том, невидимому, что большинстве этих марок  было закуплено спекулянтами, которые предчувствовали нарастание инфляции; позже, путем конфискаций, большинство этих марок вернулось в распоряжения властей, т.к. в Советском Союзе спекуляция преследовалась. Мы думаем также, что советская администрация перекупила некоторое количество этих марок у иностранных спекулянтов /см. примечание редакции в конце/.

Очень мало этих марок было использовано для нужд почты и они очень редки на настоящих конвертах. Что касается негашеных марок, то ожидалось, что они будут более редкими, чем это оказалось на самом деле и что цена на них будет значительно выше, но это не оправдалось. Отметим также и то, что эти марки встречаются гашеными по просьбе, со штемпелем 1923 г., несмотря на то, что почта ввела такой род гашений только лишь несколько лет спустя для надобностей филателистов.

Так как эти марки продавались только в Москве, на Глазном Почтамте, то настоящие конверты с ними могут иметь только Московский штемпель, вероятно с датами не позднее трех недель с 8-го ноября 1923 г. Воздушная линия Москва-Кенигсберг обычно прекращала свой операции на зиму, в это время. Поэтому, можно думать, что этими марками оплачивалась также и обычная корреспонденция, что же касается писем для воздушной почты, то на них ставились добавочные штемпеля, указывавшие что они должны посылаться по воздуху.

Подделки этой марки так многочисленны, что говорят что они частично повлияли на падение ее цены за последние годы, хотя очень мало подделок появлялось в нашей стране. Тем не менее, чтобы читатели могли сами их распознавать, мы подробно опишем четыре типа известных нам подделок.

Первая подделка «А» была создана путем химического превращения синего цвета марки в 45 р. /Скотт 215/, в зеленый, с добавлением фальшивой надпечатки. Но так как торговая цена синей марки в 45 р. повышалась, то фальсификаторы нашли более выгодным заменить эту марку полной подделкой. Большинство их происходят из Эстонии и исполнены настолько хорошо, что распознать их часто бывает не легко.

Первая из таких полных подделок /«В»/, в больной степени совпадает с оригиналом качеством бумаги и цветом. Она встречается чистой и гашеной штемпелем, указанным в иллюстрациях к этой статье; она была сделана известным фальсификатором Симсон-Куль, в Эстонии. Подделка «С», также из Эстонии, била напечатана блоками из 4-х марок; хотя имитация также очень хорошая, но печать не так ясна. Подделка «Д», неизвестного происхождения, наиболее плохо исполнена среди всех этих подделок и ее легче всего определить. Глазная особенность этой подделки, это то, что те экземпляры, которые мы видели, были без надпечатки и что эти подделки вообще никогда не встречаются с надпечатками. Этот тип, также без надпечатки, воcпроизведен в справочнике Биллига о «Подделках Советской России» и упомянут в том же виде в «The Aero Field» сентябрь 1941 г., издание Ф. Фильд, Англия.

Настоящая марка:

I. Сама марка:

I/ Типографская работа;
2/ Цвет – густой травянисто-зеленый;
3/ Желтовато-белая бумага;
4/ Вся верхняя часть с надписью «РСФСР»… и т.д. покрыта крошечными зелеными точками, видными в сильную лупу;
5/ Горизонтальные линии черной штриховки – отчетливые и ясные.

I а. Сравнение с подделкой «Д»:

6/ Более тонкая цифра «5» в обозначении номинала 45 р;
7/ Правая ступня пересечена черной чертой сверху вниз;
8/ Тонкая и короткая ручка у серпа;
9/ Ребра обозначены тонкими линиями.

II. Надпечатка:

I/ Литографирована;
2/ Краска блестящая, карминовая;
3/ Длина больше, чем у подделок
4/ Линии ясные и отчетливые.

Подделка  «А»

Химически измененный цвет у настоящей марки. Краска синевато-зеленая, что и является главным признаком, вместе с фальшивой над печаткой.

Подделка «В»

I. Сама марка:

I/ Литографирована;
2/ Зеленый цвет светлее и более холодный /без желтизны/;
3/ Бумага почти такая же, как и у настоящих;
4/ Маленькие зеленые точки отсутствуют у надписи «РСФСР…»
5/ Нерегулярная, прерывистая черная штриховка фона.

II. Надпечатка:

I/ Типографская;
2/ Тусклый красный цвет/не карминовый/;
3/ Короче в длину на 0,5 мм;
4/ Контур аэроплана тяжелее и грубее;
5/ Иные очертания руля и крыльев /см. иллюс/

Подделка «С»

I. Сама марка:

I/ Литография;
2/ Мутный светло-зеленый цвет;
3/ Очень белая бумага;
4/ Отсутствие зеленых точек на белой верхней части марки /там, где надпись и даты/;
5/ Линии черной штриховки прерывисты; линии черного рисунка неясны и неправильна, вся печать более несовершенна, чем у подделки «В».

Надпечатка:

I/ Типографская;
2/ Тусклый красный цвет, но не карминовый;
3/ Аэроплан на 0,5 мм. короче в длину;
4/ Контуры неровные, со штрихами и пятнами;
5/ Носовая часть аэроплана не выдается вперед, а более плоская;
6/ Иные очертания аэроплана /см. иллюстр./.

Подделка «Д»

I. Сама марка:

I/ Типографская печать;
2/ Тусклый и не чистый зеленый цвет;
3/ Белая бумага;
4/ Очень мало зеленых точек на части марки с датой и надписью;
5/ Линии черной штриховки прерывисты и местами переходят в пунктир;
6/ Иная и уродливая форма цифры «5» у цены;
7/ На правой ступне нет черной линии сухожилия;
8/ Толстая ручка у серпа;
9/ Ребра обозначены толстыми и короткими черточками.

II. Надпечатка отсутствует.

Примечание редакции:
Сведения о количестве выпущенных марок в СССР касаются обычно той части тиража, которая сдается на почту для продажи. Другая же часть, предназначенная для оптовой продажи торговцам заграницу и филателистам внутри страны, не входит в объявленную цифру, которая поэтому, обычно, не соответствует действительному количеству.

Г.Л. Аронсон. Первая советская марка воздушной почты. «Русский филателист». 1962. № 2 (стр. 16 – 19).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.