Вольные озерные просторы, умение обращаться с парусом, справиться с волной издавна породнили россов с морской стихией.

В Черное море они ходили через днепровские пороги, нередко прорываясь в отчаянной сече с печенегами. По Балтике плавали далеко и уверенно, торговали добротными товарами. Новгородских купцов хорошо знали в городах Ганзы.

В XVI веке тверской купец Афанасий Никитин, преодолев многие опасности, прошел великим шелковым путем в Индию, но этот «торговый маршрут» не сулил выгод. А вот на севере новгородцы, промышляя охотой и рыболовством, достигли берегов Белого моря. Немало их там осело, положив начало поморскому племени. Русские люди на самодельных деревянных кочах и ладьях плавали вдоль побережья Северного Ледовитого океана, ходили к Груманту (Шпицбергену). В XV веке поморы доплыли до устья Северной Двины в Копенгаген и привезли в Данию русского посла Григория Истому.

Особенно манил северо-восток — там были пушнина и «рыбья кость». Казак Семен Дежнев «со товарищи» сначала добрался до Колымы, а в 1648 году обогнул на кочах Большой Каменный Нос — самую восточную точку Евразии. Им был открыт пролив между Азией и Северной Америкой. К 300-летию этого события Министерство связи СССР выпустило двухмарочную серию по рисункам художника В. Завьялова. На одной из них — коч Дежнева и схема его маршрута. Примечательно, что впервые на почтовой миниатюре появилось изображение старинного поморского судна, выполненное мастером кисти при консультации ученых АН СССР и историков морского флота.

Борьба за выход России к западным и южным морям длилась многие столетия. Инициативу в строительстве государственного флота «по-европейски» проявил А. Ордын-Нащокин — основатель регулярной почты в России. В 1667 году на верфи села Дединово на реке Оке под руководством приглашенных голландцев заложили трехмачтовый парусный корабль «Орел» водоизмещением около 250 т. Поскольку он предназначался для охраны русских купцов на Каспийском море, то после спуска на воду был переведен в Астрахань. Здесь в 1670 году «Орел» был захвачен крестьянами, восставшими под руководством Степана Разина. Ходили слухи, что судно сожгли.

Первенец флота Российского был увековечен на многих художественных полотнах, откуда он «перешел» и на марки. В 1988 году картина с его изображением стала сюжетом почтовой миниатюры Мадагаскара в серии «Маринистика». А ранее «Орлу» посвятили советскую из серии «Парусные суда» (1971 г.) и болгарскую «История парусного флота» (1980 г.).

Твердым сторонником морской политики был Петр I, создавший регулярный военно-морской флот в России и стремившийся к налаживанию торгового мореплавания, развитию судостроения, подготовке отечественных кадров моряков. А началось с того, что на Плещеевом озере под Переславль-Залесским он построил флотилию из стругов, шняв и баркасов. Не случайно, поэтому миниатюра «Золотое кольцо», посвященная старинному городу, украшена морской атрибутикой.

Заметим, что почтовые марки вообще весьма скупо повествуют об истории утверждения Андреевского флага на океанских просторах. Например, победа в Гангутском сражении была отмечена лишь блоком в 1989 году. Петровские суда появились на знаках почтовой оплаты немногим ранее — в 1971-м. Это линейные парусные корабли «Полтава» и «Ингерманланд».

По окончании Северной войны Петр I обратил свой взор на Дальний Восток. По его воле на Камчатку отправилась экспедиция под руководством капитан-командора В. Беринга — датчанина на русской службе. К 200-летию со дня смерти Беринга в 1943 году почта СССР выпустила коммеморативную серию. На двух её марках — корабль экспедиции «Святой Петр» и гора Св. Ильи на побережье Северной Америки, которого мореплаватель достиг в 1741 году. Путешествие Беринга привлекло внимание почты и в 1956 году — к 275-летию со дня его рождения. Интересно, что на марке впервые появился портрет Беринга, оригинал которого был обнаружен в 1945 году у его правнучки Е. Трегубовой.

Филателистам запомнилась красочная серия «Советский Дальний Восток» 1966 года. Несколько рисунков рассказывают также о подвигах экспедиции Беринга. На одном из них, посвященном открытию Командорских островов, — карта плавания и судно, идущее под всеми парусами. На другом — скалистый западный берег острова Медного, указано его местоположение на карте, здесь же нанесен и остров Беринга. На третьем — внешний рейд Петропавловска-Камчатского — города, основанного капитан-командором в 1740 году и названного так в честь судов экспедиции. Два других рисунка представляют Авачинскую бухту и лежбище морских котиков на о. Беринга.

В Дании в 1941 году в честь своего земляка выпустили серию из трех марок с идентичным рисунком — парусником в море.

Вторая половина XVIII века прошла в русско-турецких войнах за овладение Крымом и северо-западным побережьем Черного моря. На помощь нашим морякам из Кронштадта в Средиземное море пришла эскадра графа А. Орлова, фактически ею командовал адмирал Г. Спиридов. Сражение с турецким флотом в 1770 году в бухте Чесма воспроизведено на почтовом выпуске 1974 года. На марке — репродукция картины И. Айвазовского «Чесменский бой».

В 1790—1791 годах под предводительством адмирала Ф. Ушакова в сражениях у мыса Калиакрии, острова Фидониси, у Тендры, а также под Керчью, вписали славные страницы в историю нашего флота.

В болгарской серии «История парусного флота» (1986 г.) вышла марка номиналом 30 ст. с рисунком русского линкора «Святой Павел». Он был флагманским кораблем адмирала Ф. Ушакова при взятии острова Корфу в 1799 году.

Войны с турками способствовали национально-освободительному движению народов, томившихся под гнетом Оттоманской империи. Греческая почта о 1927 году отметила 100-летие Наваринского сражения, в котором соединенная эскадра России, Англии и Франции уничтожила турецко-египетский флот.

Освоение дальневосточных земель требовало создания регулярной транспортной связи между европейской частью России и Аляской. В 1803 году походом И. Крузенштерна начинается период знаменитых кругосветных плаваний русских судов под вымпелом Русско-американской компании. Имя корвета «Витязь» занесено на фронтон здания Гидрографического музея Монако.

В 1947 году к 100-летию Географического общества СССР почта подготовила четырехмарочную серию. Здесь мы видим одного из организаторов общества адмирала Ф. Литке, известный шлюп «Сенявин». Они также стали сюжетами марок Микронезии в 1986 и 1988 годах.

Бесспорно, одним из наиболее выдающихся событий XIX века стало открытие экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева в 1820 году Антарктиды. Так сенсационно русские моряки завершили эпоху Великих географических открытий, начавшуюся плаванием Колумба. Шлюпы «Восток» и «Мирный» неоднократно воспроизводились на советских марках. На зарубежных знаках почтовой оплаты Ф. Беллинсгаузен и его корабль «Восток» впервые появились в 1973 году — на марках Британских антарктических территорий.

Под командованием П. Нахимова русские моряки одержали победу в Синопском сражении 1853 года, которое считается последним в мире сражением парусных кораблей.

Среди изданий почты отметим малые листки-блоки «Флотоводцы России» (1987 и 1989 гг.), которые отражают историю отечественного флота, знакомят с выдающимися флотоводцами.

Представление о русских торговых судах дает марка Югославии 1969 года с изображением парусника.

В. Синегубов. Паруса России. «Филателия СССР». 1989. №12 (стр. 12-14)


Марки к теме:

СССР —№ 813, 815, 854—857, 1110—1111, 1364—1365, 1563— 1564, 1977, 3270, 3411, 3446— 3448, 3450—3451, 4074—4077, 4331, 4909, 5897—5901.
НРБ — № 2564, 3040
Британские антарктические территории — № 46
Греция —№ 370, 374, 1267— 1268
Мадагаскар —№ 877, 878, 880
Микронезия — № 59
Монако — № 326
Монголия — № 1127
Югославия — № 1234

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.