С давних пор моряки чтят Януса — мифического бога времени, и света, всех начал и истоков, по имени которого, кстати, назван первый месяц года. Древние римляне изображали его с двумя ликами: один обращен в будущее, другой — в прошлое. А не так ли двулик парус — символ мореплавания? Не он ли осеняет судьбу моряков между их прошлым и их будущим? И не он ли вдохновляет филателистов, собирающих марки о романтиках морей и океанов, о приключениях и регатах? Вспомним же, заглянув в кляссеры, о кругосветных — путешествиях и спортивных гонках.

Одиночество между водой и небом

Так назвал свое плавание англичанин Фрэнсис Чичестер — первый, в сущности, яхтсмен-одиночка, обогнувший земной шар. Он завершил свое многотрудное предприятие в рискованном возрасте. Английская королева пожаловала 66-летнему спортсмену дворянский титул, а британская почта — прижизненную марку. Сама миниатюра, конверт первого дня и два спецштемпеля дают необходимый минимум визуальной и текстовой информации о путешествии этого незаурядного человека на яхте «Джипси-Мот IV» по маршруту английских клиперов австралийской линии. Дистанцию от Сиднея до Сиднея всего с одним заходом в порт (29 630 морских миль) он прошел за 226 дней, что считалось тогда рекордом. Подвиг Чичестера отмечен также почтой Катара и ЦАР.

Английский яхтсмен-одиночка стал первым, кому сделаны филателистические посвящения. Однако сэр Чичестер отнюдь не пионер одиночных плаваний вокруг света. Задолго до него совершил кругосветку под парусом канадец Джошуа Слокам. Еще в прошлом веке он бросил вызов стихии, покинув в апреле 1895 года гавань американского Бостона на одномачтовом шлюпе «Спрей». 38 месяцев носило по морям и океанам просолившегося бродягу. Он пересек Атлантику, прошел Гибралтарский пролив и Суэцкий канал, траверс Индийского и Тихого океанов и завершил свою одиссею опять в Бостоне. Однако этому «морскому волку», оставившему за кормой без малого 20 тысяч миль, ни одно почтовое ведомство не сподобилось сделать хоть самого скромного посвящения.

Столь же безвестно, пожалуй, для филателистов и имя американского учителя Гарри Пиджена. Он дважды — в 1921—1925 и в 1932—1937 годах — совершал одиночные рейды, оба раза стартуя из Лос-Анджелеса.

Третьим смельчаком, дерзнувшим пройти по всем океанам, кроме самого северного, был француз Алэн Жербо. 25 апреля 1923 года ,он покинул порт Канн на тецдере «Файр крест», чтобы через 75 месяцев вернуться в другой французский порт — Гавр. После более чем шестилетних скитаний этого вовсе не искушенного в морском деле человека Франция встречала как национального героя. Что касается почтовых чиновников, то они вспомнили о нем лишь в 1970 году. Марка, конверт и штемпель первого дня повествуют о Жербо и его маршруте по тихоокеанским островам. Шесть лет спустя отметила вояж гостя из метрополии и почта Французской Полинезии.

Мало кому известна кругосветка Вито Дюмаса, уроженца Буэнос-Айреса. На купленной в Париже яхте «Ленг I» он добрался до залива Ла Плата, откуда пустился в 1931 году в путь длиною 51 000 миль и продолжительностью 272 дня, о чем напоминает аргентинская марка, изданная в 1968 году.

Две кругосветки на счету представителей Восточной Европы. О них оповестили почтовые ведомства Польши и Болгарии. Следом за Чичестером отправился в дальний рейс Леонид Телига. На построенной собственными силами яхте «Опти» он стартовал из Касабланки. После Атлантики, Панамского канала, Австралии, мыса Доброй Надежды 29 апреля 1969 года прибыл опять-таки в Касабланку, затратив на дорогу 825 дней. Польская почта не поскупилась отметить такое событие: две марки, не считая четырех симпатичных штемпелей.

Скромнее был презент болгарской почты по случаю завершения кругосветного плавания своего соотечественника — капитана Георгия Георгиева на шлюпе «Кар Кароли», построенном в Польше. Ровно год — день в день — находился он в пути, о чем свидетельствует памятный текст марки № 2406, для производства которой понадобилось полгода.

Итак, канадец, американец, француз… Кто же восьмым обогнет земной шар под парусом? Кто же, наконец, из наших — и когда? — пустится по воле волн и ветра в сверхдальнее плавание? Быть может, это будет Федор Конюхов, который весенним утром 28 октября прошлого года снялся с якоря и вышел из Сиднейской бухты на яхте «Караана», с надеждой через семь месяцев вернуться туда же? И если его возвращение будет вполне благополучным, то как отреагирует советская почта? Снова оглушительным молчанием?

В морской истории есть страницы и о плаваниях экипажей. Круизы на больших яхтах — вовсе не редкость. Однажды удалось такое и советской команде. Капитан Борис Немиров «со товарищи» на яхте «Икар» обогнул землю за 325 ходовых дня, отсчитав 31 тысячу миль в 1987—1988 годах.

Вообще марки, коими отмечены подобные хождения по морям и океанам спортсменов, можно пересчитать по пальцам. Упомянем названия яхт, силуэты которых украшают эти миниатюры: «Альфарес Комора» (Уругвай, ав. № 246—247), «Кишмет» (Турция, № 1873), «Тришна» (Индия, № 894), «Ла Посте» (Франция, № 2647).

Хобби пивных королей

С 1972 года на просторах четырех океанов проводятся гонки яхт класса «макси». Идея проведения соревнований с экипажами на борту принадлежит руководителям британской пивоваренной компании «Уитбред». И гонка известна в мире под названием «Уитбред Рэйс». Никто не знает, во что обходится пивным королям это предприятие, сравнимое по затратам и усилиям с организацией Олимпийских игр или футбольных чемпионатов мира. Как мало кому ведомо, какую прибыль пивоварам приносит реклама от всемирных соревнований, что проводятся раз в четыре года. А вот рейтинг «пивных» гонок весьма высок. И, как считают лучшие шкиперы, выиграть их значительно труднее, нежели олимпийскую регату. Впрочем, в этих турнирах не суть важно, кто первый, а кто последний. Главное — как при восхождении на Эвереет — дойти до вершины.

…Старт пятой по счету гонки был дан по традиции в английском порту Саутгемптон. Это произошло 2 сентября 1989 года: в 12 часов 10 минут по Гринвичу грохнул пушечный выстрел, и эскадра из 23 яхт двинулась в открытое море.

Маршрут кругосветки с пятью остановками для отдыха экипажей и ремонта лодок таков: Саутгемптон — Пунта дель Эсте (Уругвай) — Фримантл (Австралия) — Окленд (Новая Зеландия) — Пунта дель Эсте (Уругвай) — Форт Лодердейл (США) — Саутгемптон. Рекорд трассы: 117 ходовых дней 14 часов 31 минута (установлен швейцарской яхтой «UBS» со шкипером Пьером Фельманом в 1986 году).

Впервые в гонке-89/90 участвовала советская лодка. Ее спроектировали специалисты из кооператива «Мобиле» при ленинградском судостроительном институте. За сварку алюминиевого корпуса взялись мастера киевского института электросварки имени Патона. А крещение произошло на черноморском побережье Грузии. Имя получила она «Фазиси». Так во втором тысячелетии до нашей эры назывался город Поти, откуда лодка ушла в плавание. На проект, постройку и оборудование белоснежной макси-яхты (длина — 25,23 м, ширина — 5,86 м, 360 кв. м. парусов с литерами «SR») ушло всего 8 месяцев.

Семь десятков классных яхтсменов претендовало на место в экипаже. Ушла на гонку яхта с капитаном Алексеем Гриенко, по неясным причинам погибшим по завершении первого этапа в уругвайском городе. После этой трагедии лидером был избран опытный американский шкипер Скип Новак. Привел яхту к финишу Валерий Алексеев, начавший соревнования матросом. Команда была поистине сборной — русские и грузины, украинцы и латыши, американец, француз, англичанин, новозеландец. Но для каждого — один девиз: надежда и риск. Многие из советских спортсменов — вот уж истинные любители! — оставили на время работу и диссертации. Не случайно «Фазиси» оказалась в итоге не худшей. Далеко не худшей, показав 11-й результат: 32 930 миль по генеральному курсу за 139 суток 4 часа 31 минуту. О ее дебюте напоминает всего один почтовый документ. Не марка и даже не специальный штемпель, который был бы весьма уместен. Речь — о прошедшем почту фирменном конверте советского оргкомитета, отправленном из Одессы рулевым, впоследствии вице-капитаном Анатолием Вербой.

Больше повезло победителям — экипажу новозеландской «макси». 16 парней под командованием бывалого шкипера Питера Блейка, усатого блондина баскетбольного роста, лучше соперников выдержали испытания штормами Атлантики, снежными зарядами в южной части Индийского океана, гигантскими волнами Тихого, экваториальной жарой, холодом у мыса Горн. На каждом этапе они были первыми. Небывалый успех и хороший результат — 128 дней 9 часов 40 минут 30 секунд.

Красно-белая двухмачтовая яхта «Стейнлагер-2» несла на своем борту название знаменитого новозеландского пива. Так что бизнесмены тоже праздновали победу. А вот филателисты остались ни с чем. То ли откровенно коммерческий характер гонок тому причина, то ли великолепное освещение хода борьбы по телевидению, то ли в силу достаточно консервативных традиций почтовики Англии и Новой Зеландии отказались отметить это событие. Лишь одно посвящение сделано ему. Речь идет об ирландской миниатюре с изображением яхты «Парус Ирландии» в бурном океане близ мыса Горн. Завидный пример уважения соотечественников.

Спортивная Атлантика

Говорят, первым пересек Атлантический океан на парусной лодке Альфред Енсен. Это было еще в прошлом веке, когда он в одиночку добирался от США до английских берегов. Ныне океан бороздят все, у кого в достатке денег и отваги. В последнее время на этом безоглядном водном стадионе вояжируют тщеславные смельчаки — охотники за рекордами, стремящиеся попасть в знаменитую «Книгу Гиннесса», тоже, кстати, бывшего пивного короля. Но самый престижный приз за кратчайший срок пересечения океана — «Голубая лента Атлантики» — принадлежит все-таки не паруснику, а лайнеру-экспрессу «Юнайтед Стейтс», рекорд которого держится с 1952 года — 3 дня 10 часов 40 минут.

На океанских просторах устраиваются всевозможные соревнования. Иные из них отражены в филателии. Как, скажем, гонки Монако — Нью-Йорк (Монако, № 1488—1490, бл. № 32), США — Бермуды (Бермудские острова, № 152—153), Лорент — Сен-Пьер — Лорент (Сен-Пьер и Микелон, № 477).

Достойна упоминания регата, носящая имя первооткрывателя Америки. Единственная страна, которая пропагандировала ее до сих пор, это Доминиканская республика. Причем трижды подряд — в 1985, 1987 и 1989 годах. И вот предстоит очередная гонка, юбилейная — по случаю 500-летия открытия Нового Света — со стартом в городе Кадисе. Оргкомитет возглавил король Испании. В качестве ассистентов к нему присоединились президенты США, Португалии, Италии. Приглашение к суперрегате «Колумб-92», девиз которой «Встреча двух миров», получил наш учебный парусник «Седов».

Немало интересных, порой экзотических для нас гонок проводится на тихоокеанской акватории. О некоторых известно только благодаря филателии. Как, например, о кубке «Он Тон». Новая Зеландия и Новая Каледония представили впервые эти соревнования в 1971 году. Первая — серией № 532—533, вторая — авиапочтовой одиночкой № 120. Новозеландская почта открыла для нас в 1987 году популярнейшие национальные регаты — Южный кубок, Адмиральский кубок, Кубок Кенвуд: № 950—952. Я показывал эти марки на конвертах первого дня яхтсменам, и они отметили профессиональное знание парусного спорта их создателями.

Охотники за старинным кувшином

22 августа 1851 года экипаж шхуны «Америка», опередив соперников в гонке вокруг острова Уайт, пришвартовался у пристани города Коузе. Ее шкиперу был вручен старинный кувшин за победу. Тогда же приз королевской яхтенной эскадры был доставлен в нью-йоркский яхт-клуб, члены которого утвердили его в качестве переходящего кубка. И саму гонку переименовали. С тех пор «Кубок Америки» 77 раз доставался американским яхтсменам. Рекордсменами гонок считаются также представители Нового Света — Чарли Барр (1899, 1901, 1903 гг.) и Гарольд Вандербильд (1930, 1934, 1937 гг.).

В 80-е годы необыкновенную популярность обрели традиционные регаты. Проводимые раз в три года состязания на акватории клуба, чей представитель взял верх в предыдущей гонке, собирали все больше участников. Солидные денежные призы подхлестывали шкиперов-профессионалов. Словом, ныне «Кубок Америки» — старейший и престижный турнир в парусном спорте. К нему возрос интерес и маркоиздателей.

За 120-летнюю историю гонок им была посвящена всего одна марка. И в какой, вы думаете, вышла она стране? В сугубо сухопутном африканском государстве Мали. Да к тому же в серии «События года»: 1971 г.» № 118. Зато начиная с 1986 года на коллекционеров обрушился поистине девятый вал марочной и штемпельной продукции. Каких только выпусков нет на филателистическом рынке! И рекламные, и ретроспективные, и с надпечатками… Мчатся по волнам парусники прошлого столетия, красуются безукоризненные силуэты современных 12-метровых лодок со спинакерами… Но — поразительное обстоятельство — эти выпуски по преимуществу как раз из тех стран, флаги которых на гоночных рейдах не развевались. Антигуа и Барбуда, Белиз и Гамбия, Гренада и Гренадины, Доминика и Кирибати, Коморы и Мальдивы, Невис и Сьерра-Леоне, Новая Каледония и ЦАР выпустили почти полсотни пестрых миниатюр и дюжину блоков всего за один 1987 год.

Из этого обилия выделяются марки Австралии. Хоть и с запозданием почта страны отметила грандиозный успех экипажа со шкипером Джоном Бертрандом на яхте «Австралия II», которая обошла всех в 1983 году. Тремя годами позже там же издана серия, на которой представлены символы, главный трофей и яхта-победительница.

В 1987 году в связи с проведением регаты в водах у города Фримантл, что в Западной Австралии (№ 986— 989), появилось новое посвящение «Кубку Америки».

Но самым выдающимся в филателистической летописи этих соревнований может по праву считаться выпуск почты Соломоновых островов, появившийся в 1987 году. В серии из 50 марок запечатлены призовые яхты практически всех гонок, начиная с первой, а также парусники регаты-87 во главе со «Старз энд Страйпс» американского шкипера Денниса Конора, опередившей австралийскую «Кокабурру III». Полсотни миниатюр островного государства с пятью купонами на малом листе, довольно высоко оцененном каталогами, французский журнал «Тимброскопи» назвал экстраординарными.

Что ж, о таких шедеврах малой графики и современной полиграфии советским филателистам остается, увы, только мечтать. Как нашим яхтсменам грезить о погоне за обладанием старинным кувшином.

Б. Базунов. Парус в океане. «Филателия СССР». 1991. №7 (стр. 11-16)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.