В сороковых годах прошлого столетия судами “Новороссийского казенного пароходства” стала осуществляться регулярная перевозка грузов и корреспонденции между русскими городами на Черном и Азовском морях.

Основанное в 1857 году “Русское общество пароходства и торговли” (РОПиТ) уже к концу века имело 77 судов и обеспечивало регулярное сообщение между русскими городами и рядом зарубежных городов.

Корреспонденция, перевозимая на пароходах черноморских линий, с 1860 года сопровождалась почтальонами, а с 1873 года почтовыми чиновниками, которые и пользовались штемпелями для гашения почты. Циркуляром Почтового департамента от 12 апреля 1860 года № 58 были введены круглые календарные штемпеля с названиями пунктов маршрута, размещенными по кругу и датой отправки в три строки. В 1890 году приказом начальника Главного управления почт и телеграфов был утвержден новый тип штемпеля с датой отправки в виде дроби и обозначением месяца римской цифрой. В феврале 1903 года циркуляром № 9 Главного управления почт и телеграфов введен новый штемпель овальной формы, обязательный для всех судов. Однако известны штемпеля прямоугольные и овальные нестандартного образцы, применявшиеся на пароходах Российского транспортного общества крымско-кавказской линии. Замена штемпелей производилась по мере износа старых, поэтому точные даты замены одних штемпелей другими назвать нельзя. Следует отметить, что среди всех типов встречаются разновидности – по диаметрам, написанию букв и цифр. Перечень пароходных дореволюционных внутренних линий Черноморского бассейна и рисунки некоторых штемпелей приведены ниже. После 1917 года судами черноморских линий одно время использовались сохранившиеся дореволюционные овальные календарные штемпеля. Известны гашения на открытках в 1924 году с индексом “б”, а также 1935 и 1936 годов с индексом “к”, причем из текста двух последних открыток следует, что они отправлены с т/х “Грузия”.

Далее, были введены и действовали до 1941 года круглые календарные именные штемпеля с написанием названия судна, а также конечных пунктов маршрута (Одесса-Батуми или Батуми-Одесса) – тип 1.

Судя по тому, что известные открытки с т/х “Грузия” со штемпелем типа 1 датированы 1938 и 1939 годами, можно предположить, что именные штемпеля использовались в 1937-1938 годах. Известен и более ранний штемпель, без названия судна (конверт с т/х “Крым”) – тип 1а.

В послевоенный период до 1975 года действовали круглые календарные штемпеля двух размеров, а именно, малый диаметром 25 мм, с наименованием судна и конечных пунктов маршрута (Одесса-Батуми и Батуми-Одесса) для судов “Грузия”, “Молдавия”, “Петр Великий”, “Россия”, “Украина” (тип 2), а также аналогичный, но диаметром 29-30 мм для судов “Абхазия”, “Адмирал Нахимов”, “Крым”, “Иван Франко”, “Тарас Шевченко”, “Шота Руставели” (тип штемпеля – 2а). Кроме того, в обращении были круглые штемпеля диаметром 25 мм с указанием только порта приписки – “Одесса” и названием судна, для судов “Грузия”, “Ленсовета”, “Победы”, “Украины” (тип 26), а также без названия судна, с надписью – “п/х Одесса-Батуми”, “п/x . Батуми-Одесса” или “пароходъ Одесса-Батуми”, “пароходъ Батуми-Одесса” – типы 2в и 2г, которыми пользовались суда, не имевшие именных штемпелей – “Аджария”, “Армения”, “Башкирия”, “Львов”, “Петродворец”, “Таджикистан”, “Узбекистан” и в 1975 году т/х “Белоруссия” и “Одесса”, и “Азербайджан” в 1976 году. Большинство перечисленных штемпелей имеют индексы “а” или “б”. Штемпеля типа 2в и 2г, в силу необходимости, применялись до марта 1976 года, то есть до получения штемпелей типа За.

В июне 1975 года водным отделением Одесского ОПП получены и вводились в действие, по мере выхода судов на внутренние линии Черного моря, специальные, художественно выполненные календарные штемпеля 3-го типа для судов “Абхазия”, “Аджария”, “Армения”, “Башкирия”, “Белоруссия”, “Максим Горький”, “Колхида”, “Литва”, “Молдавия”, “Леонид Собинов”, “Победа”, “Таджикистан”, “Россия”, “Узбекистан”, “Украина”, “Тарас Шевченко”, а с января 1976 года и для судов “Латвия”, “Адмирал Нахимов”, “Шота Руставели”, “Иван Франко” (тип 3).

Между собой штемпеля отличаются рисунком и названия судов, а также деталями обрамления.

Дополнительно к специальным штемпелям с марта 1976 года введены с одновременным изъятием из обращения штемпелей типа 2в и 2г, (тип 2 и 2а были изъяты ранее) новые круглые календарные штемпеля стандартного образца, диаметром 25 мм, с надписью по кругу – “теплоход Одесса-Батуми” или “теплоход Батуми-Одесса” по 15 штемпелей для каждого направления, отличающихся только литерами от “а” до “п” – тип За.

Образцы штемпелей приведены в прилагаемых таблицах I, II, 111, IV, V, VI.

Пароходные почтово-пассажирские линии Черноморского бассейна:

I. Русское общество пароходства и торговли – РОПиТ.

А. Крымско-кавказская линия:
а) прямой рейс – Одесса – Севастополь – Ялта – Феодосия – Новороссийск – Туапсе – Сочи – Гагры – Сухум – Батум.
б) Круговые № 1 и № 2 рейсы – Одесса – Евпатория – Севастополь – Ялта – Феодосия – Керчь – Анапа – Новороссийск – Гагры – Гудауты – Н. Афон – Сухум – Очемчири – Поти – Батум.

Б. Прочие линии:
а) Одесса – Херсон,
б) Одесса – Николаев,
в) Херсон – Александрове
г) Керчь – Таганрог – Ростов-на-Дону.

II. Российское транспортное и страховое общество – РОСТРАНС.

Крымско-кавказская линия: рейсы № 1, 2, 3 с заходом в порты, аналогично круговым рейсам РОПиТ, но в другие дни недели.

III. Государственное Черноморско-Азовское пароходство – ГОСПАР.

IV. Черноморское морское пароходство – ЧМП.

Можно допустить, что штемпеля типов 1 и 1а имелись и на “Абхазии”, “Аджарии”, “Армении”, “Грузии” и “Крыме”.

Приведенные выше сведения не являются исчерпывающими и могут быть дополнены коллекционерами, исследующими эту тему. В частности, хотелось бы уточнить дату введения штемпелей типа 1а, 2в, 2г, разновидности штемпелей.

Ю. Андриешин. Пароходная почта черноморского бассейна. “Филателия СССР”. 1979. №5 (стр. 42-46).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.