Время от времени в клубах появляются маркированные конверты, отправленные с Диксона в августе 1992 года, на которых спецштемпель, посвященный 250-летию открытия мыса Челюскин, а также штемпеля парашютного спасательного центра и экспедиции «Арктика». Поскольку маршрут экспедиций не проходил через Диксон и их члены не принимали участия в праздновании этого юбилея, отправления следует считать фантастическими. На самом деле события развивались так.

В 1989 году организован парашютный центр Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, парашютисты которого вместе с врачами или другими специалистами в случаях чрезвычайных ситуаций должны десантироваться на двухместных парашютах-тандемах в труднодоступные районы.

Впервые сброс 13 парашютистов произведен в 1991 году на Северный полюс. Спустя год состоялась международная экспедиция «Радуга над полюсом»: 23 апреля в 16 часов по московскому времени с самолета Ан-26 десантировались на СП 19 парашютистов из России, Беларуси, ФРГ. Они пробыли на льдине около 10 часов. Затем прилетели два самолета Ан-2, которые доставили их на аэродром в Ледовитом океане. 24 апреля экспедиция прибыла в Хатангу, откуда несколькими группами вылетела на Ту-154 в Москву.

Рис. 1

Участники экспедиции везли с собой почту. В местах посадок по всему маршруту проводились гашения (рис. 1). Поэтому можно говорить об авиа и парашютных почтовых отправлениях (их классификация приведена в таблице). Среди них есть несколько воинских (почта пограничника) с острова Средний (рис. 2).

Рис. 2

Парашютный спасательный центр получил разрешение Минсвязи России на гашение корреспонденции специальным переводным штемпелем. На нем — стилизованное изображение земного шара, эмблема, надпись «Россия». Парашютный спасательный центр СОКК и КП. Экспедиция» (художник Алексей Медведев, гравер Владимир Баулин).

Примечание: конверты 001027—001051, 001845-001857 отправлены с лыжной экспедицией «Арктика» по маршруту СП — ледовый аэродром — Хатанга – мыс Челюскин – Хатанга – Москва. Описание будет дано дополнительно.

Рис. 3

Производственное объединение «Спутник» отпечатало 2000 немаркированных иллюстрированных конвертов размером 160х112 мм (художники Сергей Радимов и Татьяна Белякова). На стилизованном рисунке изображены синий контур берегов Арктики, спускающийся парашютист в красном комбинезоне на параплане, окрашенном в цвета российского флага — белый, синий, красный, а также самолет и белый медведь. Слева внизу — эмблема ПСЦ — синий парашютист, красные крест и полумесяц (рис. 3). Некоторые конверты с дефектами печати (не пропечатан цвет). Предварительный тираж — 1000 экземпляров, о чем имеется надпечатка на конверте «По заказу Парашютного спасательного центра СО КК и КП. Тираж 1000». В процессе производства тираж был увеличен до 2000, что указано в выходных данных на оборотной стороне конверта.

Для экспедиции по рисункам С. Радионова также изготовлены из резины штемпель (каше) — парашютист в свободном падении над контуром Арктики с надписью «The international parachute expedition to the North Pole. 1992», личная печатка руководителя экспедиции «The head of the expedition. NP/92. S. Inzarov», штамп координат десантирования «Северный полюс-92. Широта…, долгота…, дата…, начальник…».

Обязанности «почтмейстера» выполнял Сергей Куликов. Основная масса писем франкирована марками первого стандарта 1992 года номиналом 30 копеек, что соответствует стоимости отправления простого письма в апреле прошлого года, хотя почта следовала самолетами.

Ввиду отсутствия в Хатанге на почте марок часть писем отправлена с франкировкой от 1 до 35 копеек, что потребовало доплаты при получении корреспонденции. Некоторое количество немаркированных конвертов роздано в качестве сувениров по маршруту экспедиции.

5 типов отправлений получили сертификаты экспертного совета Союза московских филателистов.

Спецгашения проводились в «полевых» условиях, что сказалось на качестве оттисков и определило случайный порядок нумерации конвертов.

После десантирования на СП несколько десятков конвертов были отправлены с лыжной экспедицией «Арктика» по маршруту «Северный полюс — ледовый аэродром — Хатанга — мыс Челюскин — Хатанга — Москва».

Ю. Голант, В. Притула. Парашютный десант на Северный полюс. «Филателия». 1993. №12 (стр. 18-20)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.