Когда утверждают, что рождение олимпийской филателии (как отдельного тематического направления) связано с появлением знаменитой дюжины греческих марок 1896 года, то это верно лишь отчасти. Олимпийская тема обрела самостоятельность и перспективу много позже Афинских Игр.

Лишь с начала 50-х годов стали проводиться международные выставки, на которых коллекционеры смогли, как говорится, других посмотреть да себя показать. В самом деле: где, как не на выставке — этом смотре олимпийских шедевров, — филателист проходит свои университеты? И где, как не на выставке — этой своеобразной площадке для состязания идей и тем, — воедино сливаются спорт и культура, о чем мечтал основоположник возрождения Олимпийских игр Пьер де Кубертен?

Мало кто помнит пионеров олимпийской филателии. Между тем один из них — нынешний президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч. 37 лет назад благодаря усилиям этого человека, бывшего тогда скромным спортивным деятелем национального масштаба, стала возможной первая выставка спортивной филателии в Барселоне — его родном городе. Пусть не вводит вас, читатель, в заблуждение рисунок на штемпеле, выпущенном по случаю той выставки. Да, на нем изображение хоккеиста. Выставка была приурочена к очередному чемпионату мира по хоккею на роликовых коньках, который столь же популярен на Пиренейском полуострове, как, скажем, хоккей с шайбой в Скандинавии.

Через три года тот же Самаранч организовал — и опять-таки в Барселоне — вторую подобную выставку. А на штемпеле, выпущенном по этому случаю, героем был уже не хоккеист, а футболист.

Не менее значимую роль сыграли энтузиасты олимпийской филателии Италии. Именно они провели первый истинно международный смотр спортивной марки (Рим, 19—30 марта 1952 года), о чем напоминают итальянская марка (№ 622) со статуей Тибра и олимпийскими кольцами, а также специальный штемпель и виньетка.

Упомянем и еще одну выставку того времени на Аппенинском полуострове. Не для того, однако, чтобы зафиксировать, как в футбольном матче ничейный счет в соперничестве двух средиземноморских соперников — с Пиренеев и Аппенин. А для того, конечно же, чтобы подчеркнуть: впервые выставка была названа олимпийской, о чем свидетельствует текст на штемпеле Республики Сан-Марино.

На рисунке мы видим скалистые вершины карликового государства и олимпийские кольца. Кстати, почта Сан-Марино не забыла отметить столь важное событие специальной серией из двух марок с легкоатлетическими сюжетами.

Первые четыре встречи коллекционеров (по преимуществу европейские, ибо им принадлежала инициатива этих встреч) стали как бы краеугольными камнями олимпийской филателии. Следующий логический шаг — организация выставок в городе, проводящем очередные Игры… Так эстафету от Европы принимает Австралия. В ноябре 1956 года Мельбурн пригласил гостей на открытие выставки «Олимпэкс». По этому случаю Австралийский национальный олимпийский комитет с согласия почтового ведомства выпустил беззубцовый блок, в котором повторены (в уменьшенном размере) все четыре миниатюры, увидевшие свет 31 октября 1956 года. На всех экземплярах блока — типографское изображение штемпеля с датой открытия Игр. Хотя этот блок был задуман как сувенирный лист для наклеивания на олимпийскую открытку, он каким-то образом попал в продажу, что обрушило на головы организаторов изрядную критику.

Достойны быть упомянутыми еще две выставки конца 50-х годов. Прежде всего «Олимпэкс» — самая крупная в Англии олимпийская выставка. На почте в дни работы выставки (3—11 октября 1959 года) применялся штемпель с пятью кольцами. Был выпущен и специальный конверт. Как утверждают специалисты, именно на этой выставке впервые была показана виньетка 1894 года, выпущенная в связи с созданием Международного олимпийского комитета и впоследствии потерянная на многие десятилетия. В октябре — ноябре того же года в Риме проводилась большая международная выставка «Олимпиакон», в которой участвовало рекордное число стран — 27.

В олимпийском 1960-м году произошло событие, подготовленное и победами наших атлетов на аренах Хельсинки и Мельбурна, и выпусками серий с пятью кольцами. Речь — о первой в СССР выставке спортивной филателии, проходившей в музее спорта Центрального стадиона им. В. И. Ленина практически в одни сроки с Римской Олимпиадой. Московский смотр прошел с отменным успехом, показав достаточно высокий эстетический и исследовательский уровень тематических разработок. На выставке применялся специальный памятный штемпель — первый штемпель подобного рода в отечественной олимпийской филателии.

Через четыре года советские коллекционеры успешно дебютировали на международной арене. Это произошло в итальянском городе Римини, где по случаю очередной Олимпиады Международным союзом спортивной филателии и Управлением курорта Римини с помощью Национального олимпийского комитета Италии и МОК проводилась выставка «Навстречу Токио-1964» (25 июня — б июля). Среди 150 коллекций из 30 стран были и стенды, прибывшие из СССР. Почти все дебютанты завоевали награды. Достаточно высоко были уценены разработки В. Арановича (позолоченная медаль), Ю. Базилевского, В. Орлова, Б. Рубинина, А. Виленкина, Б. Рыбальченко (серебряные), Э. Иоффе (бронзовая). Об этом первом выходе на международную арену наших коллекционеров напоминает ничем не примечательный круглый штемпель, без какого бы то ни было рисунка. На нем лишь текст с переводной датой. В один из дней — 30 июля — на выставке применялся штемпель соседнего государства Сан-Марино. Почтовые ведомства Албании, Венгрии и Сан-Марино выпустили марки в честь выставки.

70-е годы не были щедры на яркие события из выставочной жизни как в нашей стране, так и за рубежом. Вот, скажем, выставка «Филолимпия» в Лондоне. В чем ее своеобразие и какой ее масштаб, кто они — организаторы и участники? Я не способен ответить на эти вопросы, зато готов представить прошедший почту из Лондона в Москву конверт, несомненно, относящийся к нашей теме. Рисунок и текст конверта, каше-штемпель, специальная серия марок — решительно все свидетельствует о том, что он отправлен с международной филателистической выставки «Филолимпия» в Лондоне в октябре 1970 года. Однако в литературе не приходилось встречать сведений о такой выставке. И потому автор будет признателен каждому, кто сообщит ему что-либо о ней.

Из множества выставок 70-х годов представим лишь те, что интересны и дороги приверженцам темы Московской Олимпиады. Каждой из них посвящен либо специальный штемпель, либо сувенирный лист с Символикой Игр-80.

«Напоста-78» («Оргкомитет «Олимпиада-80» на «Напоста-78». Франкфурт-на-Майне»). 20—25.5. 1978.

«Мюнхен-78» («Оргкомитет «Олимпиада-80» в гостях в Олимпияхалле, Мюнхен»). 9.12.1978. «I выставка олимпийской и спортивной филателии ». Мадрид. 16—25.3.1979.

«Прафилэкс-79» — «Верзо Моска». Прато (Италия). 18.3.1979.

«Верзо Моска» (Выставка Общества культурных связей «Италия — СССР»). Рим. 10.11.1979.

Ряд подобных выставок проходил в олимпийском году.

«ОСИО-80» («Оргкомитет «Олимпиада-80» на выставке «ОСИО-80». Мадрид»). 15.—23.3.1980.

«II выставка олимпийской и спортивной филателии». Мадрид. 23.3.1980.

Завершением этих предолимпийских встреч стали два финальных праздника — в Москве и Таллине, ставших одним из событий культурной программы летних Олимпийских игр 1980 года. По отношению к обеим выставкам вполне уместны слова выдающегося мастера советского изобразительного искусства А. Дейнеки: «Спорт как тема — неисчерпаем, он лиричен, он мажорен, в нем много оптимизма. В нем есть начало героическое».

Открывшаяся 14 июля выставка «Спорт — посол мира» представила немало шедевров изобразительного искусства. Не гостьей, а полноправной участницей была в московском Манеже и филателия. Работы советских и зарубежных коллекционеров (всего 31 экспозиция) продемонстрировали возросшее мастерство в разработке прежних и новых олимпийских тем. Аналогичная выставка проходила и в Таллине — городе олимпийской парусной регаты. К обоим праздникам советская почта выпустила маркированные конверты, а также специальные штемпеля.

Самым «экзотическим» экспонентом московской выставки «Олимпфил-80» был бывший посол Испании в СССР, видный деятель мирового спорта, который через два дня здесь же, в Москве, на сессии МОК, проведенной в канун Игр-80 был избран президентом Международного олимпийского комитета. Запомнилось, что в речи по случаю своего избрания главой олимпийского руководства он заметил: «Я никогда не забуду олимпийскую филателию».

Надо сказать, что с тех пор он немало сделал для того, чтобы шире распахнуть окно в мир олимпийской филателии. Во многом благодаря усилиям президента МОК 7 декабря 1982 года в Лозанне (Швейцария) состоялась учредительная ассамблея Международной федерации олимпийской филателии (ФИПО). В состав руководства объединения вошли X. А. Самаранч, Джорджио де Стефани (член МОК от Италии), Джузеппе Сабелли Фворетти и Маурицио Теккарди (оба — из Италии), Фабиан Бура (Польша), Хейнрих Манхарт (Швейцария), Гюнтер Ньюкен (ФРГ), Мишель Пеке (Франция), Хосе Мария Солер Вила (Испания), Шервин Подольски (США), Ацуши Секимото (Япония). Как видим, в директорате — известные филателисты и деятели олимпийского движения. Новая федерация получила патронаж МОК. Ее цель — способствовать пропаганде олимпийских идей средствами филателии.

На учредительной ассамблее X. А. Самаранч подчеркнул роль филателии в деле образования и воспитания молодого поколения в духе олимпийских идеалов, укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами.

Еще до создания ФИПО ее энтузиасты сумели продемонстрировать, сколь велика роль марки в олимпийском мире. В канун 85-й сессии МОК в течение недели (19—26.5.1982) в римском Дворце Браски проходила невиданная по масштабам и представительности международная выставка «Ромолимфил-82». На ней были представлены самые значительные и авторитетные коллекции по олимпийской тематике. Президент МОК X. А. Самаранч, личная коллекция которого опять привлекла всеобщее внимание, высказал мысль о том, что во имя будущего Игр необходимо помнить об их прошлом, об усилиях и воодушевляющем примере организаторов минувших Олимпийских состязаний. Что ж: олимпийская марка несет в себе своеобразный код памяти и напутствие грядущим поколениям.

Выставка «Ромолимфил-82» нашла отражение в филателии. Римская почта выпустила по этому случаю немаркированный конверт, аэрограмму, франкатурный штемпель, серию специальных штемпелей, А главный подарок — почтовый малотиражный блок с двумя олимпийскими марками Италии (№ 813 и 721) и купоном, на котором изображена эмблема 85-й сессии МОК. Только одна страна — Того — поддержала итальянскую почту, выпустив в честь выставки марку (№ 476).

Получившая мировую прессу представительная римская выставка стала как бы репетицией к следующей, еще более впечатляющей, состоявшейся спустя три года. То была первая встреча знаменитых филателистов под патронатом ФИПО и МОК, получившая название «Олимфилэкс-85».

Гостей принимала Лозанна. Выставка превзошла по масштабам, составу участников, тематическому разнообразию экспозиций, наконец, по общественному резонансу все предыдущие. В числе участников — почтовые администрации и музеи, торговые фирмы и организации, национальные и международные спортивные федерации, художники и граверы. Среди почетных гостей был президент ФИП Ладислав Дворжачек.

О многообразии олимпийского мира, его идеалах и Играх рассказывали экспонаты из 25 стран. И можно утверждать, что выставка выполнила свое предназначение, став символом единения искусства и спорта, о чем мечтал Кубертен. Две сотни коллекций, размещенных на 1150 стендах, составили внушительную панораму тематической филателии, в которой выделялись три раздела: спорт, олимпизм, Олимпийские игры. Каждый из участников мог выступить в одной, говоря языком спорта, дисциплине. Кроме того, своеобразие «Олимфилэкс-85» состояло в том, что на выставке не было борьбы за первенство: все участники были одинаково награждены памятными медалями и дипломами.

Наибольшее число участников оказалось представленными в разделе «Олимпийские игры». В этой яркой ретроспективе не потерялись и работы, посвященные Московской Олимпиаде, интересные разработки о которой сделали представители Великобритании, Югославии, Португалии, ФРГ, Малайзии.

Наша страна была представлена десятью коллекциями. ВОФ направило в Лозанну работы, получившие международное признание. В своеобразную сборную команду входили москвичи И. Белицкий (его разработка — «Олимпийские игры сближают народы»), А. Бородин («Московская Олимпиада 1980 года»), В. Садовников («Спортивные мотивы»), В. Притула («Олимпийский стадион»), М. Левин («Филателистические особенности олимпийских выпусков»), свердловчанин В. Мардаровский («Парусный спорт»), лениградец Д. Лысогоров («Велогонки мира») и другие. На выставке были представлены также литературные работы.

Ни одна из предыдущих олимпийских выставок не получила такого отражения в филателии, как эта. Тринадцать стран специальными выпусками поддержали инициативу Международной федерации олимпийской филателии проводить отныне регулярные смотры работ коллекционеров разных стран. Пример подала швейцарская почта. Она выпустила 21 февраля 1985 года марку «Лозанна — город олимпийский». Кроме того, в трех городах Швейцарии с 1 февраля по 24 марта применялись франкатурные штемпеля с эмблемой выставки и текстом на одном из трех языков: французском (в Лозанне), немецком (в Берне), итальянском в (Лугано). С начала года в штаб-квартире МОК, что расположен в той же Лозанне, действовал франкатурный штемпель с эмблемой «Олимфилэкс-85» и памятным текстом.

Почтовые ведомства Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Исландии, Испании, Италии, КНР, Конго, Коморских островов, Ливии, Люксембурга, Камеруна, Мозамбика, Никарагуа, Нигера, ООН (Женевская почта), Парагвая, Польши, Румынии, Сан-Марино, США, ЦАР, Юж. Кореи выпустили посвященные этому событию марки и блоки (в том числе с надпечатками на прежних олимпийских миниатюрах), аэрограммы, почтовые и сувенирные карточки, специальные гашения.

Через два года подобный олимпийский вернисаж состоялся в Риме и был приурочен сразу к двум событиям — 75-летию мирового легкоатлетического спорта и ко второму по счету первенству мира по легкой атлетике.

Итак, «Олимфилэкс-87». Столица Италии. Дворец национального олимпийского комитета на стадионе «Форо Италико». 29 августа — 9 сентября. На втором смотре мирового масштаба под патронатом МОК и ФИПО участвовали все авторитетнейшие в области олимпийской и спортивной филателии коллекционеры. Их разработки увидели 50 тысяч посетителей.

Сразу назовем главного героя выставки — швейцарца Франко Канепа, чья насыщенная интереснейшими находками экспозиция о летних Олимпийских играх 1924 года в Париже получила наивысшую награду — Гран-При. Бесспорно сильнейшей была сборная хозяев. Итальянцы завоевали больше всех наград — 42 медали разного достоинства, включая три за успех в литературном классе. Значительно уступили им посланцы ФРГ — 10 наград. Впервые столь авторитетно выступили филателисты КНР — у них семь медалей. Четвертое-пятое места разделили представители СССР и Франции — по шесть. В конкурсных соревнованиях все наши участники отмечены наградами: позолоченной В. Фурман («Игры XX Олимпиады»), посеребренными В. Садовников («Чемпионаты мира по футболу») и Н. Моисеев («Олимпийский факел мира»), бронзовой И. Иоффе («Им аплодируют стадионы»). Заявив о себе столь весомо, наши ведущие исследователи олимпийской темы поставили себя перед трудными проблемами в будущем: на очередных конкурсах никак нельзя выступить ниже нынешнего уровня.

Став достоянием истории, «Олимфилэкс-87» начала свою жизнь в филателистических выпусках. Марки, блоки, малые листы с эмблемой выставки появились в Венгрии, Ватикане (четыре марки и блок с этими же миниатюрами — сенсация в мире олимпийской филателии), Италии, Парагвай, Польше, Сан-Марино, Уоллисе и Футуне. Почтовая администрация Италии подготовила целый «букет» из 16 штемпелей с эмблемой выставки — тематические и каждодневные. Первые посвящены: чемпионату мира по легкой атлетике (29 августа), 50-летию со дня смерти Кубертена (2 сентября), ФИПО (4 сентября), конгрессу группы «Спорт» (6 сентября, каждодневные штемпеля использовались все дни работы выставки.

Следующая встреча известных знатоков олимпийской темы состоится в столице Олимпиады-88. За два дня до начала Игр в выставочном центре Сеула откроет двери выставка «Олимфилэкс-88». Она задумана как одно из звеньев культурной программы Олимпиады. Ее официальная эмблема — тигренок Ходори держит в лапе почтовую марку. Надеемся, он доброжелательно встретит участников филателистической олимпиады.

Б. Базунов. Парады мировых шедевров. «Филателия СССР». 1988. №6 (стр. 38-41)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.