Помнится, олимпийская неделя в Афинах, где проходила сессия МОК 1978 года, завершилась путешествием ее участников в священную Олимпию — колыбель спортивных игр древних эллинов, а также современных олимпийских праздников. Реактивный самолет греческой компании «Олимпик» перенес членов МОК на северо-восток Пелопонесского полуострова. Следом за ними отправился и самолет с представителями прессы.

Гости быстро промчались на автобусе из конца в конец типично провинциального двухэтажного городка, где «олимпийским» оказалось решительно все — от названий улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавчонках. И, осмотрев это, можно было бы без сожаления покинуть его, если б не каменный мостик через ручей Кладей, по другую сторону которого — заповедная Олимпия. Там — бывшая священная роща Альтис, конус храма Кронос и река Алфей. Там — гигантский археологический музей под открытым небом, древнейший стадион планеты. Там расположена Международная олимпийская академия, высится мемориал Кубертена. Словом, там — сама колыбель Олимпийских игр.

О величии ушедших тысячелетий напоминают развалины Олимпии, свидетельства античных авторов, статуи и изображения на вазах и монетах, экспонаты музея. О былом напоминают и филателистические документы, с помощью которых можно совершить удивительное путешествие в современную Олимпию, где все дышит историей.

Почтовые миниатюры десятков стран знакомят нас с объектами этого города. Но, право, не стал бы я доверять маркам, скажем, Парагвая или иных африканских стран, собираясь познакомиться с некогда священным округом Зевса, где был создан центр олимпийского мира древности с его архитектурными и скульптурными шедеврами. По преимуществу, выпуски названных стран — посредственные копии со столь же посредственных копий. Не более того. Совсем иное дело, когда видишь греческую марку.

Она сразу создает эмоциональный настрой. Высочайший художественный вкус, строгий отбор сюжетов, безукоризненность пропорций… Все это непременно выделяет греческую миниатюру, повествующую о славном олимпийском прошлом, к которому в Греции относится с трепетной нежностью всякий.

Впервые в филателии воскресили былое величие Олимпии две марки из знаменитой серии, приуроченной к Играм 1896 года в Афинах. Отнюдь не случайно художник Гиллерон запечатлел на них произведения двух выдающихся ваятелей эллинского мира. Речь идет прежде всего о двухдрахмовой миниатюре (№ 110) «Гермес с Дионисом» Праксителя. Этот шедевр, созданный из паросского мрамора (IV в. до н. э.) и найденный много позднее (увы, не без повреждений) в храме Геры, можно увидеть ныне в археологическом музее Олимпии.

Марка достоинством в 5 драхм (№ 111) воспроизводит статую богини Нике, созданную Пеонием (ок. 420 г. до н. э.). Утверждают, что величавая покровительница Победы стояла в древней Олимпии на высоком трехгранном постаменте. Та же богиня изображена и на виньетке, вышедшей к Олимпиаде 1906 года. В 1979 году греческая почта вернулась к образу крылатой богини, изобразив ее на марке в 20 лепта (№ 1337), выпущенной по случаю 50-летия Балканиад по легкой атлетике.

И все же ключевой маркой в рассказе об Олимпиаде служит миниатюра, увидевшая свет 25 сентября 1968 года в трехмарочной серии в честь летних Олимпийских игр в Мехико (№ 968). В первой своей работе на олимпийскую тему афинский художник П. Гравалос воссоздает Олимпию времен Фидия, Геродота и Пиндара — ту Олимпию, что реставрирована силой фантазии ученых и художников. В центре марки — храм Зевса — творение зодчего Либона (V в. до н. э.). Хаос плит, рассыпавшихся на блоки колонн, бесформенные камни-великаны — вот что сегодня осталось от грандиозного сооружения. Когда-то под сводами храма на великолепном троне восседал Зевс — олимпийский гигант, исполненный Фидием из золота и слоновой кости. Об этом монументе — одном из семи чудес света, приводившем в трепет всех видевших его, ничто не напоминает теперь. Разве что изображение на древних монетах да современных марках. 13-метровая скульптура была вывезена в V веке н. э. в Константинополь, где и сгорела. Осталась лишь часть могучего пьедестала. Но тщетно искать на нем начертанные когда-то слова: «Фидий, сын Харленда, афинянин, создал меня».

Как ни странно, только одна марка Греции посвящена этому чуду света. В десятимарочной серии о греческих монетах древности (она вышла 24 марта 1959 года) на миниатюре художника А. Тассоса (№ 678) достоинством 70 лепт изображен профиль Александра Македонского, Сюжет нередко встречается на марках других стран, скажем, Венгрии (№ 2711), Мали (№ 130, ав.).

В греческих эмиссиях вы обнаружите марки, открывающие коллекционеру тот или иной уголок заповедной Олимпии. Вот прекрасная по цветовой гамме — так напоминающая оливковый тон рощ вдоль реки Алфей — марка с руинами Палестры: остатки дорических полотен на фоне холма Кронос (№ 732). Вот часть западного фронтона храма Зевса, где возле Аполлона изображены борющиеся с кентаврами греки (№ 847). Голова Аполлона из той же скульптурной группы изображена на марке 1968 года (№ 946). Вот на фоне зеленого склона холма Кронос белеют остатки древнейшего храма Олимпии — Гереона (№ 925). Если верить легендам, святилище в честь богини Геры возникло почти три тысячелетия назад. Некоторые из обрамлявших здание колонн поставлены теперь на прежнее место. Уцелела от разрушений южная лестница. И как раз именно тут, у алтаря храма, зажигают огонь олимпийских соревнований современности.

Археологи продолжают по крупицам воссоздавать полную картину древней Олимпии. Они выясняют, где конкретно стояли бронзовые статуи, изваянные на средства провинившихся или струсивших перед состязаниями атлетов, где помещалась гробница героя Элиды Пелопса — курган с оградой и портиком, где находился алтарь Зевса, где тянулся портик Эхо, в котором семикратно отражался всякий звук. Нашли археологи мастерскую Фидия, леонидайон, в котором останавливались гости, и булевтерий — зал заседаний олимпийского совета. Иные из этих сооружений уже теперь без труда «прочитываются» на марках, иные пока ждут своего графического воплощения.

Впрочем, вернемся к храму Геры, мимо которого шла дорога на стадион. Длинный арочный коридор из тесных глыб — крипта — вел на главную олимпийскую арену. Этот сводчатый проход для участников и судей, частично сохранившийся до сих пор, прекрасно изображен на греческой марке, выпущенной 30 апреля 1984 года по случаю 90-летия Международного олимпийского комитета и в поддержку популярной в стране идеи о том, что Греция должна стать местом постоянного проведения летних Олимпийских игр. 14-драхмовая марка, открывающая серию из пяти миниатюр,— наилучшее изображение крипты из всех, что были до сих пор.

И, наконец, вот он — первый олимпийский стадион планеты. Ныне о нем напоминает прямоугольник утрамбованной веками земной тверди. Именно тут, как гласит легенда, Геракл отмерил один стадий (192, 27 метра). От этой древнегреческой меры длины кстати сказать, получили свое название все существовавшие и существующие стадионы. Бег на один стадий был самым популярным видом олимпийских состязаний. Каждый, кто приходит теперь на древнюю арену, непременно ступит ногой на мраморную плиту, бывшую некогда стартовой чертой, откуда по сигналу трубача начинались захватывающие забеги по глубокому песку. Немыми свидетелями бушевавших некогда тут страстей высятся поросшие травой откосы — все, что осталось от трибун, вмещавших до сорока тысяч зрителей.

Эта картина явственно возникает передо мной, когда я вижу греческую марку из олимпийской серии, посвященной Играм в Москве. Вышла она, правда, не в канун Олимпиады-80, а позже — 11 августа 1980 года, чему виной было эхо бойкота нашего олимпийского праздника. Так вот, открывает ту серию афинских графиков П. Гравалоса и В. Константинеа 8-драх-мовая миниатюра, изображающая древний стадион (Н 1397).

Первая известная нам Олимпиада древности проходила в 776 году до н. э. Последние игры состоялись в 394 году н. э. Всего в Олимпии почти триста раз устраивались общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Об этом напоминают шедевры греческой почтовой графики.

Впрочем, игры древних эллинов — особая тема в филателии. И не о ней сейчас речь. Наше цель — путешествие по современной Олимпии. А потому со стадиона поднимемся на склон холма Кронос, куда ведет узкая тропа. Там, почти у вершины, небольшой мемориальный парк Кубертена. На центральной площадке в окружении стройных кипарисов высится белоснежный обелиск, под которым покоится сердце французского гуманиста, инициатора возрождения Олимпийский игр современности. Такова была его воля. Кубертен нередко писал и говорил: «Мое сердце принадлежит Олимпии». Искренний пафос этих слов прекрасно передает греческая марка (№ 1051) из серии, посвященной 75-летию возрождения Игр современности. Художник Г. Велисаридис создал образ благородного оптимиста, каким был и остался в памяти людей Кубертен, и там же поместил стелу из холодного мрамора — надгробие в Олимпии для сердца великого гуманиста.

Слава античных дней давно прошла. Но заповедная Олимпия продолжает жить не только как туристский центр, но и как центр олимпийской идеи. Метрах в ста от мемориального парка Кубертена начинаются владения Международной олимпийской академии.

Идея ее создания принадлежит Кубертену. Практические шаги по реализации ее сделал вице-президент НОК Греции, член МОК (1946—1965 гг.) Иоан Кетсеас. Его предложения о создании центра изучения идей олимпизма, обмена опытом представителей разных стран, использования исторического наследия для построения будущего олимпийского мира были приняты 43-й сессией МОК, проходившей в Риме. Местом академии была единодушно избрана Олимпия. Как раз та ее часть, что примыкает к древнему стадиону и холму Кронос. Там на территории 25 га размещены ныне спортивные сооружения и флаговая площадка, театр и административное здание, общежитие слушателей и большой лекционный зал, библиотека и медицинский центр.

Ежегодные сессии МОА по традиции открываются не в Олимпии, а в Афинах на торжестве, что проходит под открытым небом на холме Пникс, откуда как на ладони виден Акрополь с фасадом несравненного Парфенона. Затем «академики» — делегаты национальных олимпийских комитетов (спортсмены и тренеры, студенты и ученые) отправляются в Олимпию.

Первая сессия Международной олимпийской академии проходила 22—23 июня 1961 года под руководством первого президента — Иоана Кетсеаса. В ней участвовал 31 представитель из 25 стран. Греческая почта отметила это событие выпуском специального машинного штемпеля, который применялся в почтовом отделении города Олимпия, а также в Олимпийском музее.

Все последующие сессии также сопровождались спецгашениями. И в помощь тем, кто захочет разрабатывать тему Международной олимпийской академии, предлагаем таблицу, в которой приведены номер сессии, год ее проведения и даты, указанные на штемпелях, которыми гасилась корреспонденция в Олимпии.

I — 1961, 22 июня;
II — 1962, 9—21 июля;
III — 1963, 7—24 июля;
IV — 1964, 8—23 августа;
V — 1965, 8—24 августа;
VI — 1966, 30 июля — 16 августа;
VII — 1967, 1 августа;
VIII — 1968, 14 августа;
IX —1969, 1—13 сентября;
X — 1970, 3 августа;
XI — 1971, 19 июля;
XII — 1972, 15 июля;
XIII — 1973, 16 июля;
XIV — 1974, 19 июля — 3 августа,
XV — 1975, 14 июля;
XVI — 1976, 2 июля;
XVII — 1977, 11 июля;
XVIII — 1978, 9 июля;
XIX — 1979, 9 июля;
XX — 1980, 18 июня;
XXI — 1981, 8 июля;
XXII — 1982, 4 июля;
XXIII — 1983, 9 июля;
XXIV — 1984, 7 июля;
XXV — 1985, 7 июля.

Остается добавить, что греческая почта отметила маркой лишь одну сессию МОА — восьмую по счету: 28 февраля 1968 года появилась миниатюра достоинством 1.50 драхмы (№ 946) со знакомым сюжетом: голова Апполона, фигура которого некогда украшала фронтон храма Зевса в Олимпии.

Завершиться путешествие по современной Олимпии должно в Олимпийском музее, где каждый истинный коллекционер приходит в замешательство от увиденного. Добрую половину его главного зала занимает филателистическая экспозиция. И тут можно видеть, как седовласые члены МОК по-мальчишески зачарованно взирают на открывающийся перед ними мир олимпийской филателии. Возле этой панорамы, вероятно, возникает понимание того, сколь ценна для человечества история Игр, как волнующи праздники современного спорта и как скоротечно, в сущности, время.

Все филателистическое великолепие венчает экспозиция марок Греции 1896 года, помещенная — и не напрасно — за бронированным стеклом. Эта серия — глашатай и кредитор первых Игр — стоит того, чтобы о ней позаботились со всей предосторожностью. Тем паче, что марки представлены не одиночками или квартблоками — листами. И какими! Пробными. Со спецгашением каждого для афинских Игр.

Б. Базунов. Память Олимпии. «Филателия СССР». 1988. №3 (стр. 40-43)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.