Москва, Центральный государственный архив народного хозяйства СССР. Здесь, в фонде Наркомата почт и телеграфов РСФСР найдены документы, строки которых рассказали о малоизвестной странице истории филателистической Ленинианы.

Как известно, в 1924 году в память о В. И. Ленине Наркоматом почт и телеграфов были выпущены в свет марки с изображением Ильича. Это мероприятие почтовой службы не было воспринято всеми гражданами однозначно одобрительно. В редакции газет стали поступать письма, в которых предлагалось изъять ленинские марки из обращения. Главное, что возмущало противников новых эмиссий, — штемпелевание почтовых   отправлений.

К слову, в мае того же 1924 года редакция «Рабочей газеты» препроводила полученную ею корреспонденцию своего рабкора с предложением отмены гашения почтовых марок с портретом Ильича на письмах. Вопрос требовал срочного прямого ответа от Наркомата.

Что же писал рабочий корреспондент в редакцию газеты? В нашей публикации сохранены все особенности послания рабкора Н. Реброва: «Государством выпущены почтовые марки с портретом нашего великого вождя В. И. Ленина, которого какой-нибудь пузатый чиновник бьет по лбу штемпелем, что, по моему мнению, является нецелеcoo6paзно, и я как рабочий вношу предложение отменить эти почтовые марки совсем или запретить штемпелевать в самую личность, а ниже. Так заставлять нашего дорогого вождя, как эта марка, которую я Вам посылаю, никуда не годится…»

Другой документ из московского архива раз и навсегда решил судьбу знаков почтовой оплаты, которые стали началом советской и мировой филателистической Ленинианы.

Это — письмо Народного комиссариата почт и телеграфов РСФСР в редакцию «Рабочей газеты» о значении выпуска почтовых марок с изображением В. И. Ленина. 12 июня 1924 года, возвращая заметку «Почему это так», Народный комиссариат разъясняет:

«— Обычай выпускать (а значит, и штемпелевать) почтовые марки с изображением членов правительств, популярных общественных деятелей и т. п. издавна принят во всех странах, но нигде и никогда это не трактовалось, как неуважение к изображаемому лицу или оскорбление его. Для иллюстрации приведем пример белой Венгрии, где имеют хождения почт, марки с изображением «божьей матери с младенцем», что ничуть не мешает венгерским чиновникам — и верующим и безбожникам — с равным усердием накладывать штемпеля на лбы «божьей матери» и ее сына.

Взгляд рабкора Реброва безусловно неправилен и напоминает воззрения древних евреев, запрещавшие каким бы то ни было образом передавать изображение «их» бога. Любя и уважая своего вождя и учителя, мы отнюдь не должны с робким благоговением удалять его из нашей жизни, а, наоборот, делать все для того, чтобы чаще напоминать о нем и его заветах. Если ленинские марки хоть немного помогают этой цели, то их существование уже оправданно. Но главное, что необходимо подчеркнуть и что имел в виду НКПТ, выпуская эти марки, — это то огромное политическое значение, которое они имеют за рубежом. Об этом говорят нам получаемые оттуда, большей частью частным путем, сведения.

Рабочему, еще не сбросившему иго эксплуататоров, коммунисту – подпольщику, геройски ведущему свою работу под непрерывными ударами врага — буржуазии и охраняющего ее власть государственного аппарата, — маленькая ленинская марка, которую не могут не пропускать буржуазные государства, несет привет от победивших русских братьев, возбуждает подъем, подобный тому, какой в свое время возбуждало в царской России запрещенное красное знамя. Заграничный пролетариат принял ленинские марки с энтузиазмом. По имеющимся у нас сведениям, в Кошице (Чехия) полученные из России письма с ленинскими марками были выставлены в витринах коммунистических газет…»

Ю. Хелемский. Ответ наркомпочтеля. «Филателия СССР». 1989. №9 (стр. 50)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.