В филателистических коллекциях, связанных с темами авиации и воздушной почты, особое место занимают материалы с изображениями самолетов и планеров конструкции Олега Константиновича Антонова. Действительно, кто из нас не видел хоть раз работяг-стрекоз Ан-2 или не слыхал о гигантах «Антеях». Неудивительно, что почтовые ведомства многих стран не обошли вниманием самолеты генерального конструктора О. Антонова, которому в феврале исполняется 70 лет.

Как у многих творцов летательных аппаратов, путь О. Антонова в авиацию начался с увлечения планеризмом. Первый планер «Голубь» он строит, когда ему не исполнилось и семнадцати, в 1923 году.

Еще в довоенное время на его планере «Рот-фронт-2» был совершен уникальный эксперимент. Летчик Сергей Анохин умышленно разогнал планер до такой скорости, что он разрушился в воздухе, а смелый летчик спасся на парашюте. Так были проведены неповторимые никем испытания на прочность, проходящие обычно в статических условиях на земле.

В 1942 году О. Антонов сконструировал буксирный планер для переброски к партизанам легкого танка Т-60 весом в 6 тонн.

Особенно ярко талант конструктора и организаторские способности О. Антонова раскрылись при строительстве самолетов. Первенцем стал всемирно известный Ан-2, созданный в 1947 году. Он сразу же завоевал признание пилотов сельхозавиации, геологов, спортсменов. Около 30 лет трудится в народном хозяйстве этот самолет. Разработано 18 его модификаций. Почтовые марки с изображением Ан-2 выпущены в СССР, ГДР, КНДР, СРР, на Кубе и в других странах.

После Ан-2, имевшего поршневой мотор, коллектив О. Антонова взялся за создание турбовинтовых самолетов, сначала двух-, а затем и четырехмоторных. Первый четырехмоторный самолет Ан-10 родился в марте 1957 года, а уже через год Ан-10А удостоился Большой золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. 16 тысяч лошадиных сил, «запряженных» в его двигатели, мчат в трех комфортабельных салонах 100 пассажиров на высоте 10 тысяч метров со скоростью 660 км час. Первый советский турбовинтовой пассажирский лайнер Ан-10 представлен на советских марках № 2187 и 2194, вышедших в 1958 году. В 11-м стандартном выпуске почтовых марок СССР (1966 — 1968 гг.) также есть миниатюра авиапочты № 3418 с его изображением. Его рисунки встречаются и на авиапочтовых конвертах.

Специальный грузовой самолет Ан-12 — «родной брат» Ан-10 — стал одним из основных самолетов грузовой авиации. На нем в 1961 — 1962 годах был совершен исторический перелет по маршруту Москва — Ташкент — Дели — Джакарта — Сидней — Крайстчерч — Мирный (Антарктида) и обратно общей протяженностью 52,8 тысячи километров. Министерство связи СССР выпустило специальный конверт с маршрутом этого дальнего перелета и подготовило специальный штемпель. С Ан-12 можно познакомиться на многих авиапочтовых конвертах.

Март 1958 года. Начаты испытания легкого двухмоторного самолета Ан-14 «Пчелка», отмеченного вскоре конвертом и несколькими почтовыми открытками. Для обслуживания линий средней протяженности украинские авиаконструкторы под руководством О. Антонова создали самолет Ан-24, берущий на борт 52 пассажира. Он поднимается в воздух не только с бетонной взлетной дорожки, но и с грунта. Этот самолет используется на внутренних авиалиниях как нашей страны, так и других государств.

Сильное впечатление произвел за рубежом самолет-гигант Ан-22 «Антей», построенный в конструкторском бюро О. Антонова в 1964 году. Он не зря носит имя мифического богатыря. Огромные размеры «Антея» — не стремление к сенсации, а необходимость.

«Ан-22,— рассказывал О. Антонов,— построен из расчета растущих нужд нашей развивающейся экономики. Самолет предназначен для перевозки крупногабаритных грузов общим весом до 80 тонн. Предусмотрена была также возможность перевозки на «Антее» более 700 пассажиров. Появление небесного гиганта в Париже в 26-м Международном салоне аэронавтики и космоса в июне 1965 года стало неожиданностью для авиационных кругов Запада. «Это нечто вроде парохода с крыльями», — писал один из французских журналистов. Гигантский «Антей» показан на советской марке № 3302 и некоторых авиапочтовых конвертах.

26 октября 1967 года экипаж летчика-испытателя И. Давыдова поднял на «Антее» 100 тонн контрольного груза на высоту 7800 метров. Только один такой полет принес нашей стране 15 мировых рекордов. С четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 15 тысяч лошадиных сил Ан-22 развивает скорость до 740 км/час. «Антей», самый большой в мире самолет,— это самолет-труженик, это и самый экономичный самолет. Стоимость тонны-километра на нем составляет всего 5 копеек!

Что ж, Ан-22 как нельзя лучше отвечает творческой формуле Олега Константиновича Антонова, которую он сам выразил так: «…достижение максимального результата при минимуме затрат».

Л. Эгенбург. От «голубя» до «Антея». «Филателия СССР». 1976. №2 (стр. 16-17)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.