Последние годы все большей популярностью у коллекционеров пользуется корабельная тематика. Работая над своими собраниями, филателисты-маринисты хотят побольше узнать о том или ином судне, изображенном на марке. Известны случаи, когда на знаке почтовой оплаты или в его описании встречаются ошибки. О некоторых из них мы хотим рассказать.

№ 497

Так, в каталоге «Ивер» (далее речь пойдет именно об этом издании) сообщается, что на марке Австрии № 497, посвященной 100-летию Дунайского пароходства, запечатлен корабль «Франц Шуберт». Однако фотография сделана с судна «Уранус», построенного в 1915 году. Первоначальное название его — «Кайзер Вильгельм II» (переименован в 1918 году). После второй мировой войны превращен в плавучую гостиницу, а в 1948 году разобран.

№2320 и №2322

В 1977 году почта Болгарии выпустила серию марок с изображением парусных судов. На одной из них (№ 2322) — надпись: «XVI в. Фрегат «Голден хинд». Это судно, на котором Френсис Дрейк совершил в 1577—1580 годах второе (после Магеллана) кругосветное плавание. Его первоначальное название «Пеликан». Фрегаты впервые упоминаются в списках флота Франции в 1681 году, т. е. более чем через сто лет после начала плавания Ф. Дрейка. Для фрегатов характерно отсутствие громоздких надстроек, небольшая высота надводной части борта, обтекаемый корпус и великолепное парусное вооружение. Они имели три мачты, каждая несла не менее трех прямых парусов. На марке же мы видим высокие надстройки, по два прямых паруса на фок- и грот-мачтах и латинский парус на бизань-мачте. Все это говорит о том, что «Голден хинд» был не фрегатом, а галионом — кораблем, в то время весьма распространенным.

№1246

Рассмотрим две марки — польскую (№ 1246) и болгарскую (№ 2320). Судя по надписям, на них изображен ког. В то же время нельзя не заметить, что корабль на марке Болгарии резко отличается от корабля на почтовой миниатюре Польши. В чем же дело? В XIII веке был образован союз северонемецких городов — Ганза. Ведя обширную торговлю, Ганза нуждался в соответствующем флоте. Такой флот был создан, в нем преобладал новый тип судна — ког. Он имел около 30 метров в длину, 7,3 метра в ширину и одну мачту с прямым рейковым парусом площадью около 200 квадратных метров. Почему же на марке Болгарии с надписью «когг» запечатлен трехмачтовый корабль? К концу XV века коги усовершенствовали, они стали называться хольками, которые были вдвое больше по грузоподъемности и имели не только кормовую, но и носовую надстройки. Хорошо видно, что на марке № 2320 — хольк.

№427

В каталоге говорится, что на марках Швеции № 427 и 428 запечатлено трансатлантическое судно «Кунгсхольм». Известно, что оно было построено в 1953 году, а в 1966-м куплено ФРГ и переименовано в «Европу», которую можно видеть на марке Сент-Винсента № 356. В ФРГ по случаю первого рейса корабля по маршруту Бремерхафен — Галифакс — Нью-Йорк, начавшегося 9 января 1966 года, выпущен конверт с рисунком этого судна. Если сравнить все изображения, то станет ясно, что это разные суда. На знаках почтовой оплаты Швеции — не «Кунгсхольм», а «Грипсхольм». Их внешние отличия заключаются в различном расположении дымовых труб и шлюпок. Последние на «Кунгсхольме» установлены на одну палубу ниже, чем на «Грипсхольме». Кроме того, на «Кунгсхольме» имеется отдельно стоящая пара спасательных шлюпок, а на «Грипсхольме» их нет. Следует иметь в виду, что речь идет о «Грипсхольме II», построенном в Италии в 1957 году для шведско-американской линии. Первое плавание корабль совершил в мае 1957 года из Гётеборга в Нью-Йорк. С 1968 года по 1974-й использовался только как круизное судно. В 1975 году был продан в Грецию и переименован в «Наварино».

№356

В каталоге на марке № 211 острова Св. Елены — судно под названием «Дане». Это был пароход, имевший также парусное вооружение шхуны (а не барка, как показано на почтовой миниатюре). Барк же этот, построенный в 1851 году в Дамбартоне, предназначался для работы на южноамериканской линии. Как видно, он по ошибке и оказался на марке Св. Елены. «Дане» изображен на почтовой миниатюре острова Вознесения 1984 года в серии «250 лет регистра Ллойда».

№364

В 1983 году в Лаосе вышла серия с портретами мореплавателей и их кораблей. Написано, что на марке в 6 кип изображен Кабот. Известны два мореплавателя под этой фамилией — Джон Кабот и его сын Себастьян Кабот. Первый жил и умер в XV веке, второй родился около 1475 года, а умер в 1557-м. На почтовой миниатюре — человек в костюме конца XIX — начала XX века и судно, относящееся к этому периоду. Не составляет особого труда определить, что на марке — известный исследователь Ж. Б. Шарко.

Возможно, у филателистов имеются и другие сведения об ошибках на знаках почтовой оплаты морской тематики. Было бы интересно о них узнать.

Н. Висленев. О некоторых ошибках в филателистической маринистике. «Филателия СССР». 1988. №4 (стр. 48-49)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.