В фондах государственной коллекции наряду со знаками почтовой оплаты бережно хранятся оригиналы рисунков, утвержденные и неутвержденные к выпуску проекты марок и их пробные оттиски. Эта наиболее интересная часть фондов госколлекции без сомнения требует тщательного исследования.

Сегодня мы еще раз обратимся к маркам, связанным с именем Владимира Ильича Ленина.

Известно, что знаки почтовой оплаты с портретами Ленина при его жизни не издавались. Владимир Ильич категорически возражал против этого. Однако в фондах Центрального музея связи им. А. С. Попова хранятся печатные проекты почтовых марок с изображением В. И. Ленина, относящиеся к 1920—1921 годам. Проекты эти публиковались ранее и неоднократно экспонировались на филателистических выставках. Как мы знаем, замыслу не суждено было свершиться, и первые марки с ленинским портретом увидели свет лишь в дни безграничной всенародной скорби. В основу оригинала ленинской траурной марки, эскиз которой в кратчайший срок изготовил художник Гознака И. И. Дубасов, легла одна из самых популярных фотографий В. И. Ленина, сделанная 16 октября 1918 года в кремлевском кабинете мастером фотопортрета П. А. Оцупом.

Фото 1

Ныне материалы государственной коллекции приоткрывают еще одну неизвестную страницу филателистической Ленинианы. В фондах госколлекции хранится проект (правильнее назвать его фотопробой или уменьшенным фотоизображением оригинала) ленинской почтовой марки, не поступившей в производство и, вероятно, не известной коллекционерам (фото 1. Публикуется впервые).

В центре композиции — портрет В. И. Ленина в овальной рамке. Под портретом подпись «Ленин», слева и справа — серп и молот; в верхних углах проставлены цифры «6». В нижней части марки на плашке надпись «Почта СССР» и номинал «6 коп. зол.» Проект выполнен на черно-белой фотобумаге, рисунок обрамлен красной рамкой, размер марки 37,5х22,5. Намечавшаяся стоимость 6 коп. золотом соответствовала номиналу утвержденного 26 января 1924 года проекта известной траурной ленинской марки. Красная рамка, обрамляющая рисунок, и номинал марки дают основание считать ее одним из проектов траурной серии, подготовленным в скорбные дни 1924 года.

Нет никаких сведений об авторе рисунка этого проекта. Однако по исполнению плашки и начертанию букв шрифта на ней можно предположить, что ее подготовил автор изданной траурной серии. Вероятно, этот проект был одним из вариантов, предложенных художником. Дубасовым к выпуску. Глубина и значение постигнувшей народ утраты исключали появление элементов украшательства в оформлении марки, требовали простых, лаконичных графических форм. Вышедшая в обращение траурная ленинская марка со строгим и простым рисунком полностью отвечала этим требованиям.

Фотография, воспроизведенная на неизданной ленинской марке, является одним из снимков (в зеркальном отображении), сделанных 16 октября 1918 года (пятая фотография по каталогу В. А. Карлинского «Почтовые марки, посвященные В. И. Ленину») П. А. Оцупом. Она неоднократно репродуцировалась на почтовых миниатюрах. Во II, III и IV стандартных выпусках вышли марки с портретом В. И. Ленина работы А. Р. Эберлинга по этой фотографии Оцупа. В 1945 году к 75-летию В. И. Ленина — портрет по той же фотографии на марке 3-рублевого номинала, в 1947 и 1948 годах в сериях «23-я и 24-я годовщины со дня смерти В. И. Ленина» — тот же портрет в зеркальном отображении.

Нельзя обойти вниманием интересный момент. Если просматривать почтовые марки СССР, изданные после выхода траурной серии, то сразу же бросается в глаза сходство в оформлении серии почтовых марок 1925 года с портретом В. И. Ленина и описанного варианта ленинской марки, хранящейся в госколлекции.

Совершенно очевидно, что при оформлении следующей серии с ленинским портретом коллектив художников Гознака, где работал Дубасов, использовал композицию, а также форму и размер неизданного ленинского проекта. Марки (№ 220—222) вертикальной формы, приблизительно того же размера, а главное: портрет Ленина в овальной рамке, под ним — слева и справа серп и молот, надпись «Ленин».

Таким образом, неосуществленный замысел проекта ленинской марки 1924 года нашел свое воплощение в сериях, вышедших в почтовое обращение в последующие годы.

Фото 2

В фондах госколлекции хранится печатный проект марки, посвященной В. И. Ленину (датирован 12 апреля 1926 года, фото 2). В основе композиции марки — репродукция картины А. Р. Эберлинга «Владимир Ильич Ленин» («Ленин у штурвала революции»). В верхней части марки над репродукцией слово «Почта», внизу на плашке — «СССР» и номинал «14 коп», размер рисунка марки 22х34 мм. Пробы ее в различных цветах остались неутвержденными.

Фото 3

Вскоре появляется новый вариант оформления этой марки, оригинал которой одобрен членом коллегии Наркомата почт и телеграфов А. В. Мусатовым 11 мая 1926 года (фото 3). В этом варианте на плашке появилась дата «21.1.1924—1927» и слово «Почта», название «СССР» перешло вниз под репродукцию. Таким образом, величина марки за счет дополнительного текста увеличилась по вертикали до 39 мм, по горизонтали ее уменьшили до 20 мм. Из того же текста становится ясно, что выпуск готовился к 3-й годовщине со дня смерти В. И. Ленина.

Фото 4

В конце июня 1926 года были изготовлены печатные проекты этого второго варианта с небольшими изменениями в оформлении плашки и шрифта, но в целом очень близкого к оригиналу (фото 4).

В госколлекции хранятся печатные проекты марки в различных цветах: черно-синем, коричневом, красно-коричневом, зеленом и оливково-зеленом. Имеются и 5 пробных оттисков изображения плашки и рамки в различных цветах: красном, фиолетовом, лиловом, желтом и зеленом. Рисунок марки в них обрамлен не узкой, а широкой рамкой. Такая раскладка деталей рисунка марки на краски сделана 12 июля (то есть за полгода до намечавшегося выпуска), что говорит о серьезной подготовке марки к изданию.

Тем не менее, ни один из проектов не был утвержден. Что послужило препятствием к выпуску, так и осталось неизвестным. Репродукция картины А. Р. Эберлинга «В. И. Ленин» осталась документальным подтверждением подготовки к изданию еще одной ленинской марки.

Однако коллекционерам художественных карточек очень хорошо известно это полотно, хранящееся в Центральном Музее Революции СССР. В первый же год своего существования Музей Революции организовал издательство, которое на протяжении 25 лет (1925—1949) занималось выпуском художественных открыток на революционные темы.

С 1929 по 1934 годы издательство Музея Революции выпустило цикл многокрасочных открыток из шести серий. В серии «Пролетарский авангард» на открытке была репродуцирована картина А. Р. Эберлинга «Владимир Ильич Ленин».

Открытки с репродукциями картин из собрания Музея Революции печатались на фабрике Гознак, где изготавливались и знаки почтовой оплаты. Это обстоятельство способствовало выпуску двух серий маркированных художественных почтовых карточек, которые в 1929 году Наркомат почт и телеграфов осуществил совместно с Музеем Революции СССР. И хотя на карточке указано «Издание Музея Революции Союза ССР (Москва)», наличие почтовой марки говорит о том, что участие в выпуске приняла и почта. Маркированная художественная почтовая карточка с репродукцией картины Эберлинга «В. И. Ленин» вышла в первой и второй сериях выпуска. В первой серии на карточках напечатана 5-копеечная марка «Крестьянин» II стандартного выпуска, во второй — 5-копеечная марка «Красноармеец» из III стандартного выпуска почтовых марок СССР. При печатании карточек на фабрике Гознак использовались готовые клише немаркированных открыток.

Л. Рылькова. Новое о Ленинских выпусках. «Филателия СССР». 1988. №4 (стр. 43-45)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.