Недавно на Коморских островах выпущен блок, на котором впервые изображена ракета Н-1, предназначавшаяся для советской пилотируемой лунной экспедиции. Надписи сообщают ее параметры — 100 метров высоты, 95 тонн на орбите, дату первого пуска — 21 февраля 1969 года. Здесь также воспроизведены лунно-орбительный корабль Л-3 и лунный посадочный корабль, разрабатывавшийся в нашей стране.

Информация о проекте Н-1 появилась только в 1989 году.

Еще в мае 1960 года было принято решение о создании в ОКБ С.П. Королева ракеты-носителя Н-1, способной вывести на околоземную орбиту 40—50 тонн полезной нагрузки. Однако спустя год ОКБ В.Н. Челомея поручается работа по осуществлению пилотируемого облета Луны. Создание Н-1 переносится на 1965 год, но о лунной программе, к сожалению, пока и речи нет, так как мощность ракеты недостаточна.

Задача высадки на Луну была поставлена лишь в середине 1964 года. Начались поиски возможности совершенствования ракеты. В ноябре 1966 года экспертная комиссия под председательством М.В. Келдыша дала положительное заключение на эскизный проект лунной экспедиции с использованием ракеты-носителя Н-1 мощностью 95 тонн. Эти параметры позволяли высадить на Луну одного космонавта, оставив другого на окололунной орбите.

Заметим, что в США аналогичные работы полным ходом велись уже с мая 1961 года. Президент Кеннеди поставил перед нацией цель стать первыми на Луне, совершить посадку на нее до конца десятилетия. Над общенациональным проектом «Аполлон» слаженно работали сотни фирм, выделялись миллиарды долларов.

В отличие от США у нас разрабатывались две независимые друг от друга программы, одна из которых связана с пилотируемым облетом Луны, другая — с высадкой экспедиции на нее поверхность. При этом разрабатывались три проекта ракеты-носителя (Н-1, Р-56, УР-700) в КБ С. П. Королева, М.К. Янгеля и В.Н. Челомея.

С. П. Королев делал неоднократные попытки объединить имевшиеся программы. В 1965 году он передал все разработки автоматических станций для исследования Луны в ОКБ Г.Н. Бабакина, сосредоточившись на пилотируемых полетах. Чуть позже, когда стало ясно, что ОКБ В.Н. Челомея вряд ли сможет обеспечить приоритет СССР в осуществлении пилотируемого облета Луны, Королев предложил использовать для этой цели дополнительную ступень ракеты-носителя своего ОКБ и лунный орбитальный корабль от комплекса Н-1 — Л-3. После долгих дебатов предложение было принято. Так родилась программа облета Луны, в которой использовалась ракета-носитель «Протон» (ОКБ В.Н. Челомея) с дополнительной 4-й ступенью (ОКБ С.П. Королева). Ответственным за реализацию этой программы стал Королев. Он понимал, что общая победа в лунной гонке маловероятна, но при осуществлений промежуточной цели — облета Луны — мы имеем шансы опередить американцев.

В Центре подготовки космонавтов была сформирована группа из 18 человек. По результатам экзаменов подобраны советские лунные экипажи. Первый — А. Леонов и О. Макаров, второй — В. Быковский и Н. Рукавишников, третий — П. Попович и В. Севастьянов.

Старты по программе облета Луны известны как запуски автоматических станций «Зонд», представлявшие аналоги пилотируемых космических кораблей без экипажей. «Зонд-5» и «Зонд-6» благополучно возвратились на Землю в 1968 году. В кабине находились черепахи, которые успешно перенесли полет. В ходе исследований были выполнены снимки 3емли и Луны с разных расстояний.

После успеха в пробных запусках вполне могла состояться пилотируемая экспедиция. Но Королев уже ушел из жизни, и никто не решался взять ответственность за ее осуществление. Продолжали посылать новые «Зонды». Когда «Зонд-7» и «Зонд-8» завершили полеты, американцы уже высадились на Луне. Поэтому было принято решение закрыть программу облета Луны, несмотря на готовность космонавтов и техники.

Но работы по проекту Н-1 продолжались. К сожалению, из-за ограниченности средств не были созданы специальные стенды, и доводку ракеты предполагалось осуществить в ходе летных испытаний. Как показали дальнейшие события, стенды были необходимы. С февраля 1969 года по декабрь 1972 года было осуществлено четыре пуска ракеты Н-1. Все они закончились неудачно, хотя считается, что 4—5 пробных запусков при испытаниях ракетно-космической техники дело обычное. Даже знаменитая Р-7, несоизмеримая по сложности с Н-1, полетела лишь с четвертого раза. На Байконуре подготовили к старту две следующие ракеты. Не было и мысли, что дефекты Н-1 имеют хронический характер и она обречена.

В мае 1974 года работы по этому проекту были полностью прекращены.

Если сравнить затраты на проект Н-1 (4 млрд. руб.) и проект «Аполлон» (25 млрд. дол.), то результатам лунной гонки удивляться не приходится. Полный же отказ от сделанного по ракете Н-1, сопровождавшийся уничтожением уже созданных заделов отсеков, узлов, приборов, явился, по мнению ряда ученых, крупной ошибкой. В реализации программы Н-1 было много оригинальных технических решений, представляющих интерес и сегодня. Отказ от экспедиции на Луну не должен был означать отказ от ракеты, которую можно использовать и в других целях.

Филателистическая летопись несостоявшихся лунных экспедиций невелика, хотя к ней можно отнести многочисленные выпуски с портретами С.П. Королева и космонавтов, готовившихся по лунной программе. Непосредственно к этой теме относятся две марки и блок СССР (№ 3433, 3922, 3923), маркированные конверты № 5979, 5980, 6373 в честь полета станций «Зонд» и упомянутый блок Коморских островов. Возможно, когда-нибудь мы увидим ракету Н-1 и на почтовом выпуске нашей страны.

Ю. Квасников. Нереализованный проект. «Филателия СССР». 1992. №1 (стр. 16-17)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.