Особое место в творчестве Ивана Мясоедова занимает его работа над почтовыми марками Лихтенштейна

В каталогах «Михель», «Цумщтейн», «Липсия. Европа» автором рисунков нескольких серий марок, выпущенных в конце 1930-х — начале 1940-х годов в Лихтенштейне назван некто «профессор Е. Зотов». Однако каких-либо сведений об этом художнике русского происхождения, судя по фамилии, в самых разнообразных, даже наиболее фундаментальных справочных изданиях по искусству, вышедших в нашей стране и за рубежом, найти было нельзя. Их просто нет.

Автопортрет И. Мясоедова. 1930—1940 гг. Лихтенштейн.

В связи с этим у автора статьи, уже давно интересующегося художниками, работавшими над рисунками марок, возникло предположение, что в данном случае мы имеем дело с псевдонимом. Но кому же он реально мог принадлежать? Ознакомление со справочниками псевдонимов художников тоже не дало положительных результатов.

Фрагмент письма правительства Лихтенштейна А. П. Гоопу.

В поисках истины мне помог уроженец нашей страны, давно живущий в Лихтенштейне, барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, в последние годы неоднократно приезжавший в Россию и на Украину. В начале сентября 1990 года в Киеве удалось встретиться и побеседовать с ним, и выяснил: под именем профессора Евгена Зотова в Лихтенштейне с 1938 по 1953 год жил русский художник Иван Григорьевич Мясоедов, с которым барон лично был знаком. Рассказал Эдуард Александрович и о том, что в Лихтенштейне уже ряд лет при тамошнем «Художественном обществе» существует специальный «Архив-фонд профессора Е. Зотова», а в недалеком будущем предполагается открытие музея, посвященного его жизни и творчеству. Одним из основателей и руководителей этого «Архива-фонда» является известный адвокат и коллекционер Адульф Петер Гооп, исследователь творчества И. Г. Мясоедова, собравший немало его произведений. В свое время он вел некоторые юридические дела художника.

Начав переписку с А. П. Гоопом, я получил от него некоторые материалы, касающиеся жизни и творчества И. Г. Мясоедова. Среди них был и превосходно изданный с цветными иллюстрациями, новый специальный каталог марок Лихтенштейна 1990 года, но главное, подарочная тетрадь с полным комплектом почтовых марок Лихтенштейна, созданных по эскизам Е. Зотова, — буквально редкость. Копия письма правительства княжества Лихтенштейн на имя А. П. Гоопа свидетельствует, что оно на своем заседании 23.IV.1991 года приняло решение удовлетворить просьбу о предоставлении архиву трех таких подарочных тетрадей, одна из которых и была послана автору статьи. В связи с этим, пользуясь случаем, хочется выразить сердечную благодарность как правительству княжества Лихтенштейн, так и лично А. П. Гоопу за очень интересный, весьма ценный и ныне дорогостоящий материал для моей исследовательской работы.

Итак, несколько слов о примечательной и сложной судьбе, характерной для многих представителей российской художественной эмиграции XX века, ее так называемой «первой волны». По имеющимся сведениям он родился в 1881 году в Харькове и был сыном известного русского художника-передвижника, академика живописи и действительного члена Санкт-Петербургской Академии художеств Г. Г. Мясоедова (1834—1911) и его второй жены, тоже художницы К. В. Ивановой (1860— 1899), имевшей звание почетного вольного общника той же академии.

Художественные таланты и способности родителей, по всей видимости, наследовал и сын. Во второй половине 1890-х годов он успешно занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в ученических художественных выставках и, закончив училище в 1900 году, получил звание «неклассного художника». Это дало ему возможность через несколько лет, минуя предварительные общие классы, поступить в 1907 году непосредственно в батальную мастерскую Высшего художественного училища СПб Академии художеств, которой в то время руководил известный живописец-баталист, автор знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородино» Франц Алексеевич Рубо. Есть, правда, пока, не подтвержденные документами сообщения, что в это же время или несколько позднее И. Г. Мясоедов посещал также мастерскую по гравюре, руководимую известным русским гравером профессором В. В. Матэ.

И. Мясоедов в группе русских художников в Берлине. 1928 г.

В октябре 1909 года на конкурсной выставке в Академии художеств была представлена большая картина И. Г. Мясоедова на античный сюжет «Поход минийцев (аргонавтов)», за которую он получил не только звание художника, но и высшую награду тогдашней Академии — посылку на казенный счет за границу для усовершенствования.

После смерти отца в Полтаве в 1911 году он надолго оседает в этом городе. В 1912—1913 годах организует там посмертные выставки отцовских произведений и собранных им коллекций, продолжает работать как художник и вместе с тем, увлекаясь спортом, выступает в цирке как профессиональный борец и гиревик. Не порывает И. Г. Мясоедов и связей с художественным миром Петербурга, обычно выставляя свои новые произведения на «весенних» выставках в залах Академии художеств, поддерживает отношения с различными художественными кругами этого города, оформляет ряд изданий, участвует в выпуске посвященного спорту петербургского журнала «Геркулес».

И только во время гражданской войны уезжает сначала в Крым, оттуда в Константинополь и, наконец, в 1920-х годах обосновывается в Берлине: здесь тогда была целая колония русских художников. Много работает он в эти годы над заказными портретами частных лиц. Отдельные его произведения издаются на открытках берлинского издательства «Ольга Дьякова и К°». Встречается он и с художниками, приезжавшими в те годы в Германию из СССР. В своих воспоминаниях известный московский художник Ф. С. Богородский, побывавший в 1928 году в Берлине, рассказывал:

«… мы встретились с И. Мясоедовым, который производил особенное впечатление своим внешним видом. Крупный и плотный, с большой седой бородой и коротко остриженными волосами на голове, он был похож на какого-то средневекового живописца. При наших встречах с Мясоедовым обычно возникали острые споры. Мы спорили и об искусстве, и о политике, и о философии… Мясоедов буквально был набит парадоксами и каким-то принципиальным несогласием с любым собеседником. Иногда он показывал свои работы, преимущественно заказные портреты, сделанные очень тонко и напоминающие, пожалуй, манеру И. Косьмина» (известного московского художника-портретиста, выписывавшего мельчайшие детали — В. Ш.).

Но ходили в Берлине и слухи, что, обладая незаурядным мастерством рисовальщика и гравера, И. Г. Мясоедов успешно подделывал бумажные денежные купюры и в связи с этим не раз имел дело с полицией и судом.

После прихода к власти Адольфа Гитлера И. Г. Мясоедов сначала эмигрировал в Латвию, откуда, получив через чехословацкое консульство новый паспорт с измененной фамилией и именем — «Евген Зотов», перебирается в Бельгию и в 1938 году вместе с женой и дочерью поселяется в княжестве Лихтенштейн, которое славилось своими либеральными порядками. Здесь он живет почти полтора десятилетия, получив известность как талантливый живописец, превосходный рисовальщик и гравер: им были написаны полные настроения пейзажи этого красивого горного края, выразительные натюрморты, религиозные композиции, разнообразные портреты, выполнены многие графические работы карандашом, пером, различными техниками гравюры.

Особое место в творчестве профессора Евгена Зотова занимает его работа над рисунками для почтовых марок Лихтенштейна. Оказывается, за рубежом опубликовано несколько различных статей, как об этих марках, так и об их создателе, в том числе в Лихтенштейне, Швейцарии, Германии.

Впервые его серия из трех марок достоинством в 20, 30 и 50 раппов появилась в Лихтенштейне в 1938—1939 годах (выполнены глубокой печатью — гравюра на стали, на бумаге без водяных знаков с зубцовкой 12). Эта серия называется «Huldigung» («Принесение присяги на верность») и выпущена была в ознаменование принесения присяги 28 мая 1939 года вступившему в правление Лихтенштейном его светлости князю Францу-Иосифу И. Эти марки появились 29 мая 1939 года и были в обращении до 31 декабря того же года. Тираж серии составлял 159 800 экземпляров. К ним был издан конверт первого дня и проводилось гашение спецштемпелем. Существуют очень редкие беззубцовые марки этого выпуска, а также серия с проставленной на оборотной стороне марок ручным штемпелем надписью: «Muster» («Образец»). Есть также редкий пробный красочный оттиск марки достоинством в 30 рп., без клея.

Следует отметить, что готовилась, но не была выпущена в обращение и марка этой серии достоинством в 5 франков. Пробные оттиски этой марки, вернее ее эскиза, существуют в формате малых листов лилового и зеленого цветов. Наконец, известно, что есть подарочные тетради с гравюрой проф. Е. Зотова по эскизу 5-франковой марки, с серией из трех марок «Принесение присяги», а также и 5-франковой маркой Лихтенштейна «длительного использования» (так называемая «Freimarke»), по всей видимости, с изображением портрета князя Франца-Иосифа II и его подписью.

Уже в первой работе Е. Зотова над марками княжества Лихтенштейн проявилось его незаурядное композиционное мастерство, умение выделить центральные персонажи сцены — акта принесения присяги, четко и ясно, с большим знанием исторических реалий прорисовать тщательно на заднем плане замок Вадуц, на фоне которого происходит торжественная церемония, дать детали костюмов, подчеркнуть позы и движения отдельных людей, даже несмотря на сравнительно небольшой размер поля действия, выражения лиц. Во всем этом было видно большое мастерство опытного художника и умелого рисовальщика.

Марка серии «Принесение присяги» («Михель», № 180—182).

Сохранившийся сравнительно большого размера рисунок пером — эскиз не вышедшей в свет пятифранковой марки показывает и ход творческих поисков художника в композиции обязательных элементов рисунка самой почтовой марки: перемещение цифр номинальной стоимости и дат, связанных с изображаемым событием, расположение надписи на вышедших в свет марках прямой, а не дугообразной строкой, как на эскизе, что придало композиции рисунка этих марок большую устойчивость и монументальность.

Эскиз к 5-франковой марке из серии «Принесение присяги», не выпущенной в обращение. Рисунок пером.

Образцом работы Е. Зотова явилась марка с изображением несколько стилизованной «Мадонны-утешительницы» из капеллы Св. Марии в Дуксе достоинством в 10 франков, вышедшая в свет 7 июля 1941 года и курсировавшая до 30 ноября 1943 года. Эскиз марки был создан работавшим также в Лихтенштейне художником Иоханнесом Тройером, но гравюру на стали выполнил И. Г. Мясоедов. Тираж марки (45 529 экз.) был напечатан в Берне. Известны малые листы по 4 марки в каждом, обрамление которых исполнено обычной типографской печатью. Есть также очень редкие беззубцовые отдельные оттиски, в отличие от лиловато-карминового цвета выпущенных в свет марок, другого цвета. Частично эти оттиски имеются и в формате малых листов.

Марка «Мадонна из Дукса» («Михель», № 197).

Однако наиболее эффектной работой И. Мясоедова представляется появившаяся в свет 22 апреля 1942 года историческая серия из пяти марок, посвященная 600-летию (1342—1942 гг.) территориального разграничения на землях нынешнего Лихтенштейна и Швейцарии владений потомков графа Гуго Монфора, средневекового феодала XII — начала XIII веков. Были сделаны все рисунки для этих марок и их исполнение в технике гравюры на стали. Тиражи — от 59 до 150 тысяч. К этой серии марок, находившихся в обращении до 31 декабря 1942 года, одновременно с ними был выпущен конверт первого дня, а 3 мая 1942 года действовал и штемпель спецгашения.

Историческая серия марок («Михель», № 202—206).

Четыре марки серии достоинством в 20 и 30 раппов, 1 и 2 франка существуют и в беззубцовом варианте, причем марка в 30 рп. была отпечатана в пяти различных цветах. Были также в очень ограниченном количестве приготовлены подарочные тетради с 5 гравюрами профессора Е. Зотова и двумя сериями марок (гашеной и негашеной).

На марке номиналом в 20 рп. изображена сцена появления среди жителей набольшой альпийской области Святого Луция, проповедовавшего там христианство еще во II веке н. э. и ныне покровителя и патрона епископства в г. Кур, что теперь в Швейцарии. На марке номиналом в 30 рп. — группа конных рыцарей, вероятно, во главе с графом Гуго Монфором, появившимся впервые в начале XIII века в районе нынешней столицы Лихтенштейна; номиналом в 50 рп. представлен момент заключения между двумя потомками графа Монфора — Рудольфом и Хартманом в мае 1342 года договора, по которому к Хартману отошла территория восточнее Рейна, где и возникло графство Вадуц; в 1 фр. изображено сражение, происходящее во время Швабской войны между швейцарцами и войсками императора Максимилиана I у крепости Гутенберг в апреле 1499 года.

Наконец, на пятой марке этой серии — сцена принесения присяги на верность («Huldigung») 5 сентября 1718 года, предопределившей в 1719 году создание современного княжества Лихтенштейн.

Сохранились предварительные рисунки и пробные оттиски одной из марок этой серии — в 1 фр., где изображено сражение у крепости Гутенберг. На них видно, как художник в карандашном эскизе искал общую композицию, а затем в пробных оттисках гравюры дорабатывал отдельные детали. Примечательно, что даже при сравнительно небольших размерах этих марок, как и в описанной выше серии «Принятие присяги», все детали и элементы многофигурных композиций смотрятся весьма отчетливо, будь то фигуры проповедника христианства с крестом в руках и горцев, конных рыцарей в доспехах или сложная батальная сцена осады крепости с идущими на штурм пешими отрядами, с ведущими огонь, выдвигающимися на позиции, да и с опрокинутыми пушками, с клубами взрывов, или фигура всадника на вздыбленной лошади на первом плане, гордо возвышающаяся на скале крепость, что успешно выдержала осаду.

Последняя осуществленная И. Мясоедовым серия марок Лихтенштейна — «Binnenkanal» («Внутренний канал в Лихтенштейне»), состоящая из четырех марок достоинством в 10, 30, 50 рп. и 1 фр. В работе над ней так же, как и в случае с маркой «Мадонна», опытный художник сотрудничал с младшим коллегой И. Тройером, причем профессор выполнял основные рисунки, а Тройер создавал их обрамление.

Рабочие пробы для марки.

Серия марок «Внутренний канал в Лихтенштейне» («Михель», № 218—221).

Пробная марке по рисунку И. Мясоедова к стандартной серии для автоматов с изображением крепости Гутенберг-Мельц, с автографом Е. Зотова, не вышедшая в свет.

Марки эти были выпущены 6 сентября 1943 года и оставались в обращении до 31 июля 1944 года. Наряду с серией марок с зубцами 11¾ была издана, вероятно, в весьма ограниченном количестве, и беззубцовая серия. Есть основания полагать, что для изображения на этих марках художником были использованы фотоснимки.

На марке в 10 рп. черно-фиолетового цвета предстает перед нами заросший камышом заболоченный луг; на марке в 30 рп. темно-синего цвета — выемка экскаватором грунта из канала; на черно-зеленой марке в 50 рп.— пропашка осушенного поля; наконец, на коричнево – оливковой марке в 2 фр. — жатва, уборка нового урожая.

Конечно, фотографии не были воспроизведены буквально, без всяких изменений, а художник создал на их основе гравюры, которые затем и были воспроизведены на марках с использованием растровой глубокой печати на волокнистой мелованной бумаге.

После этой серии И. Мясоедов, видимо, в том же 1943 году разработал эскиз марки для стандартной серии, используемой в автоматах, с изображением замка Гутенберг-Мельц. Сохранились пробные отпечатки этой марки в двух тонах — светлом и темно-зеленом. Но выпущены в свет они не были. Вместо них в 1943 году в обращение поступила (до 31 декабря 1956 г.) серия из двух стандартных марок Лихтенштейна для автоматов с рисунками замков Вадуца и Гутенберга, созданная по эскизам покойного к тому времени художника Матиаса Шистля, переработанным И. Тройером.

Так, в 1943 году закончилась деятельность Е. Зотова — И. Мясоедова в качестве создателя рисунков и гравюр для почтовых марок княжества Лихтенштейн.

Автору статьи пока что неизвестны конкретные причины «отставки» профессора от марок, хотя он оставался в Лихтенштейне еще целых десять лет. Возможно, что существовала конкуренция более молодых и удачливых «местных» художников, может быть, сказались и какие-либо причины политического характера, осложнявшие жизнь русских эмигрантов после окончания второй мировой войны в ряде европейских стран. Не исключено, что свою роль сыграли и некоторые, мягко говоря, неприятности, связанные с использованием художником своего таланта рисовальщика и гравера в неблаговидном деле изготовления фальшивых банкнот и документов. О том, что такие факты имели место с И. Мясоедовым, сообщил в личной беседе барон Э. А. Фальц-Фейн.

Во всяком случае, вероятно, не от хорошей жизни в июне 1953 года профессор отправился за океан, в Аргентину, где по прибытии в Буэнос-Айрес 27 июля 1953 года он и умер.

Однако в Лихтенштейне до сих пор не забывают талантливого русского художника, немало сделавшего для развития изобразительного искусства в этой маленькой стране. Еще в 1959 году, когда Лихтенштейн вновь посетила вдова художника Мальвина Мясоедова-Верничи, в г. Вадуце была открыта посмертная выставка произведений профессора Е. Зотова. Позднее, в 1981 году художественное общество княжества, руководимое доктором Хейнцем Мейером,с авторитетной помощью А. П. Гоопа создает «Архив профессора Е. Зотова», в картотеке которого к настоящему времени насчитывается около четырех тысяч специальных анкет — карточек по отдельным произведениям художника. В архив этот попали не только его работы, оставшиеся в частных руках после его отъезда из Лихтенштейна, но и немало произведений, принадлежавших семье покойного художника, его вдове, скончавшейся в 1972 году в Вадуце, его дочери и внукам, живущим в разных странах Европы. В последнее время пополняется этот архив и сведениями из Полтавского художественного музея, где сохраняется более 30 произведений художника, и из других музеев нашей страны.

В. Шлеев. Наш Иван Мясоедов в Лихтенштейне. «Филателия СССР». 1992. №3 (стр. 8-13)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.