Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Систематизация и хранение открыток

Э. Файштейн. Систематизация и хранение открыток. Филателия СССР. 1976. №3. Стр. 61-62

Вопросы систематизации открыток волнуют многих коллекционеров. И действительно, каждую коллекцию необходимо систематизировать, то есть расположить в определенном порядке, установить определенную последовательность. Система — это ключ для раскрытия темы.

Она дает ясное представление о том или ином историческом периоде, помогает объединить разрозненные впечатления, приводит их в одно стройное целое, облегчает нахождение нужного в данный момент материала.

Очевидно, что систематизация открыток в зависимости от объема собрания, его содержания, целей и задач будет различной.

Рассмотрим способы систематизации отдельных, наиболее типичных собраний.

Многие коллекционеры собирают открытки о жизни и деятельности выдающихся людей.

Исключительно важной и ответственной является тема, посвященная истории КПСС. Здесь также следует тщательно изучить историю партии и располагать открытки в хронологической последовательности. Такая коллекция будет служить ценным пособием при изучении истории партии в кружках, на семинарах, выставках, лекциях. Полезна она и для пропагандиста и агитаторе.

В хронологической последовательности должны располагаться открытки а собраниях, посвященных историческим темам, как, например, история Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года.

Небольшую коллекцию открыток — репродукций с произведений русских и советских художников достаточно разделить по видам изобразительного искусства на живопись, графику, скульптуру, а затем в каждом виде — по художникам, соблюдая хронологическую последовательность.

В тех случаях, когда художники работали в нескольких видах изобразительного искусства, вряд ли целесообразно разделять открытки — репродукции с их произведений, их надо держать вместе.

Небольшие коллекции, посвященные работам зарубежных художников, систематизируют по странам, а затем по такому же принципу, как указано выше. Таким же образом следует систематизировать и коллекции, состоящие из открыток-репродукций русских, советских и зарубежных художников.

В больших собраниях систематизация сложнее. Если коллекция состоит из произведений русских и советских художников, то прежде всего она делится на русское дореволюционное искусство и советское искусство. Затем каждый этот отдел делится, в свою очередь, на живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и архитектуру.

Русское дореволюционное изобразительное искусство разделяется на следующие исторические периоды: древнерусское искусство, искусство XVIII века, искусство первой половины XIX века, искусство второй половины XIX века, искусство XX века. Каждый исторический период разделяется по жанрам и художникам, причем обязательно сохраняется хронологическая последовательность.

Если собрание открыток посвящено зарубежному изобразительному искусству, то его надо разделить по странам, а в пределах каждой страны — по историческим периодам.

Так, западноевропейское изобразительное искусство делится на искусство древности, искусство средних веков, искусство эпохи Возрождения, искусство XVII—XVIII веков, искусство XIX — начала XX веков, современное, искусство. Затем следует обычное деление по видам изобразительного искусства и по художникам в хронологической последовательности.

Способы систематизации видовых открыток крайне разнообразны. Здесь многое зависит от задач и целей собрания. Если коллекция состоит из отечественных видовых открыток и фотографий, как дореволюционных, так и советских, то их можно расположить, например, следующим образом. В начале собрания поместить Государственный герб и флаг СССР, карту Союза, виды столицы нашей Родины — Москвы. Затем разместить в алфавитном порядке виды городов и местностей по республикам и автономным областям, сохраняя ту же последовательность: герб и флаг республики, ее карта, виды ее столицы.

Бесспорно интересно сопоставление видов старого города с новым, старой, деревянной, кондовой Руси с величественной панорамой городов Советского Союза. Если же в коллекции имеются видовые открытки с изображением пейзажей, флоры, фауны, этнографические открытки, то, разместив их соответствующим образом, можно создать более или менее полную картину географии Советского Союза. По этому же принципу систематизируются и собрания разных стран мира.

Большие, так называемые «генеральные» коллекции целесообразно систематизировать по библиотечной классификации, используя книгу «Библиотечно-библиографическая классификация» («Книга», М., 1964 г.).

Тематические собрания можно строить по любому принципу, в частности, специалисты в той или другой области строят их в зависимости от поставленных ими целей.

Догму в систематизации устанавливать нельзя, и схему построения собрания может избрать сам коллекционер, учитывая необходимость логического развития темы, ее специфику и простоту пользования ею.

Хранить открытки можно в альбомах и картотеках. Альбомы рассчитаны на 72, 96, 144 и 240 открыток. Альбомы на 240 открыток (на листе помещаются три открытки) удобны тем, что они рассчитаны на два формата — 9X14 см и 10,5X15 см. Альбомы следует держать в вертикальном положении, так как в противном случае открытки прессуются и пазы вдавливают глубокие борозды в углах открыток. Рекомендуется также вклеивать в альбомы листы папиросной бумаги, чтобы защитить от трения верхний слой открытки.

Хранение открыток в альбомах сопряжено с некоторыми неудобствами. Так, надписи на открытках (имя художника, название произведения) в большинстве случаев помещены на оборотной стороне открытки, и для того, чтобы прочесть их, надо вынимать открытки из альбома. Это портит открытку. Поэтому можно присвоить открыткам (на альбомном листе) порядковые номера, а в начале альбома поместить их перечень, или же давать под каждой открыткой вставку с основными данными.

В альбомах часто приходится перемещать открытки (особенно при расположении их в хронологическом порядке), предоставляя место новым приобретениям. Во избежание лишних перестановок рекомендуется оставлять в альбомах пустые места для нового пополнения. Вставлять открытки в альбомы рекомендуется двумя противоположными углами.

В картотеках открытки хранят в конвертах или без них, с помощью разделителей. На конвертах обычно указываются более или менее подробные данные о художнике (по усмотрению коллекционера), и располагаются они в алфавитном порядке. Вообще принципы систематизации не меняются при хранении открыток в картотеках. Расставляются они также по странам, историческим периодам, художникам. Картонные ящики для открыток могут быть с откидывающейся передней крышкой.