28 мая 1973 г. была открыта семнадцатая регулярная советская международная морская линия. В этот день вышел из Ленинграда и взял курс на Нью-Йорк теплоход «Михаил Лермонтов». Большой интерес к рейсу «Михаила Лермонтова» будет понятен, если вспомнить историю развития морских связей между СССР и США. В 1930 г., еще до установления дипломатических отношений, «Совторгфлот» закупил в Америке 18 пароходов. Первую грузовую линию в Нью-Йорк открыл в 1934 г. теплоход «КИМ»; за ним туда пошли однотипные «Комсомол», «Макс Гельц» и другие. Во время второй мировой войны сотни американских судов доставляли через Атлантику грузы в Мурманск. Колокол с одного из них — «Таунсенд Харриса» — можно видеть в музее морского флота СССР в Москве. Транспортное судно типа «Либерти» показано на марке США (№ 491, «Ивер»). Однако начавшаяся вскоре после победы над общим врагом — фашизмом «холодная война» привела к тому, что океан, прочно соединявший два великих народа, стал разъединять их. Для советских кораблей в США были введены дискриминационные правила захода, и морские связи оказались прерванными. В соответствии с соглашением, подписанным осенью 1972 г., установлен упрощенный режим доступа и пребывания судов в 40 портах каждой из стран. Благодаря этому стало возможным и открытие первой в истории регулярной пассажирской линии Ленинград — Нью-Йорк.

Познакомимся теперь с «Михаилом Лермонтовым». Флагман советского пассажирского флота представляет собой океанский лайнер высшего класса. Внушительны его размеры: длина — 176,1 м, ширина — 23,6 м. Тоннаж теплохода— 20 тыс. тонн, его скорость — до 20 узлов. Судно рассчитано на 700 пассажиров, имеет 11 палуб, его экипаж— 325 человек. Подводные крылья-стабилизаторы предохраняют корабль от качки. Капитаном «Михаила Лермонтова» является Герой Социалистического Труда Арам Михайлович Оганов, который в течение шести лет водил через Атлантику другой гигантский лайнер, «Александр Пушкин».

«Михаил Лермонтов» построен по советскому проекту на судоверфи «Матиас Тезен» в городе Висмаре (ГДР) в соответствии с соглашением, заключенным в рамках СЭВ. Эта судоверфь показана на марке ГДР, выпущенной в 1960 г. (№ 485, «Ивер»). Интересно, что дооборудование подводной части огромного судна производилось в Риге немецкими и латвийскими специалистами. До сих пор подобные работы велись в Копенгагене, поскольку в Висмаре доков таких размеров пока нет. Государственный флаг СССР поднят на «Лермонтове» в конце марта 1972 г.

«Михаил Лермонтов» — последнее, пятое судно из так называемой «писательской» серии океанских лайнеров, построенных в ГДР. Головным является теплоход «Иван Франко», спущенный на воду в 1964 г. В серию входят также «Александр Пушкин», «Тарас Шевченко» и «Шота Руставели». Кстати, «Тарас Шевченко» в настоящее время совершает круизные рейсы «маршрутом капитана Кука» по островам Океании. Этим теплоходам, названным именами писателей-классиков, посвящено немало филателистических материалов. «Иван Франко» изображен на почтовой миниатюре ГДР, входящей в «кораблестроительную» серию 1971 г. (№ 1348 по каталогу журнала «Филателия СССР»), а также на ряде маркированных конвертов СССР (№№ 2603, 4413, 5511, 7078). «Александру Пушкину», открывшему в 1966 г. трансатлантическую линию Ленинград— Монреаль, посвящены серия марок (№№ 3337— 3338), а также маркированный конверт (N9 4159) и спецгашение. Остальные суда серии воспроизведены на почтовых карточках Министерства связи СССР, изданных в 1971 и 1973 гг. Характерный силуэт океанского лайнера можно также видеть на советской почтовой марке (№ 3578) из серии «50-летие социалистического строительства в СССР». От своих собратьев «Михаил Лермонтов» отличается особой внешней элегантностью и более просторными пассажирскими помещениями, что достигнуто за счет улучшенной планировки.

Первый рейс теплохода был пробным: Таллин — Клайпеда — Таллин. В течение первого года эксплуатации «Лермонтов», выполнив 15 круизных рейсов, успел посетить 28 стран и перевезти 10 тыс. пассажиров.

Новая трансатлантическая трасса проходит через порты пяти стран; Ленинград — Бремерхафен — Лондон — Гавр — Нью-Йорк. Во всех этих портах во время первого рейса на борту лайнера проводились пресс-конференции. На одной из них капитан «Лермонтова» А. М. Оганов, оценивая значение рейса, сказал: «Путь нашего судна через Атлантику в Нью-Йорк — это маршрут мира и делового сотрудничества».

В ознаменование открытия линии Министерство связи СССР выпустило почтовую марку (художник В. Прохоров), которая поступила в обращение 20 мая 1973 г. Кроме того, издан маркированный авиаконверт (3 мая 1973 г., художник А. Коврижкин), а также изготовлен спецштемпель, автором рисунка которого является Ю. Левиновский. Следует отметить, что в статье Ф Зинько, опубликованной в журнале «Филателия СССР» (№ 10, 1973 г.), автором всех трех филателистических сувениров ошибочно назван А. Коврижкин. Министерство морского флота СССР издало к первому рейсу «Лермонтова» две сувенирные открытки. Повторяя рисунок марки (изображение теплохода на фоне земных полушарий с маршрутом рейса), открытки отличаются цветом (красный и синий фон) и текстом (на русском и английском языках соответственно). В коллекции одного из авторов статьи имеется картмаксимум, изготовленный на борту теплохода во время первого рейса (1-я страница цветной вкладки). Для отправления корреспонденции с борта судна использовались также фирменные конверты (их описание дано ниже). В почтовом отделении лайнера имеется календарный штемпель со следующим английским текстом: «Отправлено с борта теплохода «Михаил Лермонтов». На конверты также ставятся оттиски сопроводительного штампа с названием теплохода (в латинской транскрипции); известны два размера этого штампа — с высотой строчных букв 2 и 5 мм.

Рис. 1

Используя перечисленные материалы, можно документировать весь рейс «Лермонтова» через Атлантику. На спецштемпеле (его описание дано в № 10 журнала) указаны даты начала и окончания рейса; 28 мая — 26 июня 1973 г. 28 мая в течение первой половины дня этим штемпелем гасилась корреспонденция, отправляемая с ленинградского почтамта, цвет оттисков черный (рис. 1). Гашение на борту теплохода производилось темно-синей мастикой. Наибольший филателистический интерес, естественно, представляют письма, отправленные с борта, погашенные спецштемпелем и побывавшие в тех портах, в которые заходил «Михаил Лермонтов».

Рис. 2

11 июня 1973 г. лайнер под звуки Государственного гимна СССР вошел в нью-йоркский порт. Ему был предоставлен лучший — 40-й — причал, у которого швартуются крупнейшие пассажирские суда мира. Прибытие советского теплохода было встречено в США с огромным интересом. Газета «Нью-Йорк гаймс» писала: «Гудки с «Лермонтова» перед швартовкой прозвучали, как сигналы окончания «холодной войны»…». На рис. 2 показан конверт, отправленный с борта теплохода в день прибытия в Нью-Йорк, что подтверждается датой на календарном штемпеле; на обратной стороне конверта видны календарные штемпеля нью-йоркского почтамта и бруклинского отделения связи с сопроводительными памятными текстами: «Почтовая служба США» и «50-летие службы национальных парков».

Рис. 3 (сверху) и Рис. 4 (снизу)

12 июня советский лайнер отправился в обратный путь и через две недели отшвартовался в ленинградском порту. Интересно, что в Европу он доставил втрое больше пассажиров, чем принял на борт, уходя в свой первый рейс. На рис. 3 приведен фирменный конверт, подготовленный Министерством морского флота СССР к первому рейсу «Лермонтова». Этот конверт большого формата был отправлен с борта теплохода в день его возвращения на Родину. На нем помещены портрет великого русского поэта, именем которого названо судно (автор рисунка — хорошо известный филателистам художник А. Калашников), и миниатюрное изображение теплохода. Марка погашена спецштемпелем, имеются оттиски календарного штемпеля («Лермонтова», датированного 26 июня, и штемпеля 35-го отделения связи Ленинграда. Кстати, известны еще два типа фирменных конвертов. На одном из них изображен теплоход с названиями на русском языке и в латинской транскрипции рис. 4). На втором конверте (стандартного размера, с внутренней рубашкой) мы вновь видим силуэт «Лермонтова» в виде рельефного тиснения.

После возвращения теплохода из первого трансатлантического рейса спецштемпель был сдан на ленинградский почтамт, и поэтому корреспонденция, отправляемая с борта во время последующих рейсов, гасится только календарным штемпелем.

Итак, после четвертьвекового перерыва мост через Атлантику восстановлен. 8 июня 1973 г. «Правда» писала: «Этот рейс как бы олицетворяет дух времени — разрядку международной напряженности, политику доброй воли, растущее стремление многих стран к деловому сотрудничеству во имя мира и прогресса». Уходит в очередной рейс «Михаил Лермонтов». Пожелаем ему счастливого плавания.

А. Ефремов, А. Кузнецов. Мост через Атлантику. «Филателия СССР». 1974. №2 (стр. 7-8).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.