Бесспорно, машина облегчает труд человека, она освобождает его от необходимости наклеивать марку, ставить штамп учреждения и почтовый штемпель отправления. Достаточно нажать рычажок, и письмо готово отправиться в путь. Упрощаются и расчеты с почтой.

Филателисту, раздумывающему над этим явлением, оно представляется закономерным, но вряд ли вызывает положительные эмоции. Невольно рисуется такая картина: почтовые марки станут применять, главным образом, для частной и международной корреспонденции, не считая небольших учреждений, посылающих несколько писем в день. Огромная же масса служебной корреспонденции будет проходить через франкировальные машины. Тиражи почтовых марок девственно чистыми начнут все больше оседать в коллекциях филателистов, и не только по причине модного спроса на негашеные марки, но и потому, что из почтового обихода их вытеснит машина.

Можно представить себе еще более грустную ситуацию: почтовые марки почти совсем заменит маркированные конверты или просто штемпель с надписью «сбор взыскан».

Должно ли это тревожить филателистов? И да, и нет. Да – потому, что меньше будет в почтовом обороте марок. Следовательно, поступление гашеных экземпляров ограничится. Значит, коллекции обеднятся. Нет – потому, что эти «произведения» франкировальных машин сами по сути дела являются знаками почтовой оплаты. Они заменяют марки и вполне достойны коллекционирования.

Автор этих строк собрал уже некоторое количество таких знаков. Правда, вид этой коллекции весьма сер и скучен по сравнению со страницами альбома почтовых марок. Но, по-моему, в этих штампах есть одна привлекательная особенность, частично утраченная современными почтовыми марками: они строго функциональны. Лишь выполнив свое дело – доставку письма, они могут попасть в альбом коллекционера.

Коллекционирование оттисков франкировочных штемпелей имеет все особенности, присущие филателии, и заслуживает серьезного исследования.

Вот несколько образцов, которые появились в 1929, 1949 и 1969 годах. Уже по ним можно проследить, какие изменения произошли за последние двадцать лет; это – удлинение, большая насыщенность надписями. Интересно, что три основных элемента (почтовый штемпель, название организации и подобие почтовой марки) почти статичны. Только штамп 1929 года наносили красной краской, а в последующие годы – черной.

Общеизвестно значение штемпеля на почтовых марках. Однако по его небольшой части зачастую трудно решить, где и когда произведено гашение. Когда же собираешь франкировочные штемпеля, этот вопрос вообще не возникает, так как все три элемента составляют неразрывное целое.

Тем не менее, у наших современных франкировочных штемпелей есть один крупный недостаток: они некрасивы. Если первые почтовые марки, будучи строго функциональными и не рассчитанными на филателистов, имели все же эстетическое начало, были выполнены на уровне развития графики своего времени, то этого, к сожалению, не скажешь о штемпелях. Во-первых, они неоправданно велики; во-вторых, в надписях нередко используется некрасивый шрифт; и наконец, подобие почтовой марки справа скомпоновано непродуманно.

А ведь такие штемпеля коллекционерам хочется видеть красивыми, меньшего размера, хорошо отпечатанными. Советский франкировочный штемпель должен не портить вид конверта, а украшать его. Быть может, стоит подумать и над тем, чтобы в рисунке штемпеля был графический символ организации, которая его применяет. Из книги В. Граллерта «Путешествие без виз» мы узнаем, что за рубежом такие графические символы существуют давно.

На мой взгляд, можно сделать и у нас улучшенный штамп. Например, для Государственной библиотеки имени В. И. Ленина в Москве он представляется вот таким (см. рисунок). Конечно, предлагаемый вниманию читателей эскиз не претендует на безусловное его изготовление. Однако рассмотреть его все-таки, мне кажется, стоит. Он состоит из трех элементов: почтового штемпеля; рисунка библиотеки с необходимым текстом; эмблемы марки с указанием номинала почтового отправления.

У нас нет еще современных гербов городов, многие организации не имеют своих эмблем, но среди массы металлических значков, выпускаемых в последнее время, есть весьма удачные символы и эмблемы, которые вполне можно использовать и для франкировочных штампов.

Мы не без успеха боремся против безвкусицы в оформлении городов, интерьеров, различных видов массовой продукции, во всем, на чем останавливается глаз человека. Филателисты на страницах своего журнала отмечают лучшие и критикуют неудачные марки. Кому, как не нам, начать борьбу с безвкусицей на почтовых конвертах?

Видимо, филателистическим организациям, прессе стоило бы обратить серьезное внимание Министерства связи СССР на улучшение франкировочных штемпелей. Над их эскизами могли бы поработать мастера малой графики. Неплохо бы привлечь и общественность, организовать конкурс на эмблемы и символы или шрифтовые композиции для различных организаций, лучшие из которых будут выполнены в металле.

Разнообразие красиво выполненных франкировочных штемпелей заинтересует многих любителей, и этот пока мало распространенный вид собирательства – одна из ветвей филателии – займет заслуженное место среди других видов коллекционирования.

О. Левитский. Машинные штемпеля сегодня и завтра. «Филателия СССР». 1969. № 11 (стр. 19-20).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.