Так португальцы, первыми из европейцев в 1500 году доплывшие до Тайваня, назвали открытый ими остров. Мне посчастливилось убедиться в справедливости этого определения, когда по приглашению друзей я смог приехать на Тайвань и познакомиться с этой удивительной страной не понаслышке.

Рис. 1

Первое, что видит любой прилетающий в Тайбэй, это небоскрёб, в 2006 году отобравший пальму первенства у башен Петронас в Малайзии и ставший на три года самым высоким сооружением в мире. Сейчас это второе по высоте здание, самое высокое построено в Дубае. К открытию этой башни были выпущены две почтовые марки (рис. 1), а спустя год она появилась и на миниатюре, посвященной Африканско-Тайваньскому саммиту. Это 508-метровое сооружение с элементами традиционной китайской архитектуры и передовыми инженерными решениями, удачно дополняющими друг друга, построено в сейсмоопасной зоне и рассчитано на самые мощные землетрясения.

Рис. 2

Конечно, мне, филателисту со стажем, было интересно узнать, как организовано почтовое дело и филателистическая торговля в стране, то есть то, о чём в каталогах не упоминается. В небольшом почтовом отделении наблюдал довольно любопытную ситуацию: иностранец долго выбирал марки для франкировки заказного письма. Выбирал дотошно и занудно, испытывая почтового работника на стрессоустойчивость. В ответ — только доброжелательная улыбка и ни тени раздражения. В итоге на конверт было наклеено около тридцати марок. Тот же почтовый служащий поведал мне, что ассортимент марок в любом почтовом отделении очень велик, включая все новинки, которые можно получать по абонементу. В конце каждого года издаётся (на высочайшем полиграфическом уровне) иллюстрированный альбом с набором марок и кратким описанием каждого выпуска. В него добавляется новогодний блок с надпечаткой «образец», который в продажу не поступает. Популярность таких альбомов огромна. Иногда туда же добавляется чернодрук какой-либо марки (рис. 2), сувенир — новогодний блок на золотой фольге.

Рис. 3

В филателистическом магазине я не удержался от вопроса: «Если в продажу поступило мало новых марок, продадите ли эти марки не члену общества филателистов?» На памяти было объявление в одном из советских почтовых салонов: «Новинки в полном объёме гарантированы только членам общества филателистов» (сразу вспомнились Ильф и Петров: «Пиво продаётся только членам профсоюза»). Ответ был прост и незатейлив: «Марки — это прекрасное увлечение, повышающее культурный уровень, и государство заинтересовано, чтобы как можно больше людей отдавало предпочтение этому занятию. К тому же общества коллекционеров ведут полезную деятельность, устраивают выставки и тем заслуживают уважение. Но дискриминация?! Нет, любую марку или блок может купить каждый желающий».

Рис. 4

Рис. 5

«Визитная карточка страны» — это определение довольно точно характеризует тайваньские почтовые марки. Эмиссионная политика в хорошем смысле консервативна. Спекулятивные выпуски отсутствуют. Многие сюжеты повторяются из года в год, создавая довольно полное представление о стране. Много миниатюр посвящено культуре аборигенов. Это предметы быта, народные праздники и спортивные состязания (рис. 3). Тема культуры и образования занимает значительное место в почтовых выпусках, отражая существующую действительность: на нужды образования страна тратит 15% государственного бюджета. Наряду с картинами китайских художников широко представлено творчество Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766), миссионера-иезуита, приехавшего в Китай для распространения христианства и ставшего придворным художником. Его работы воспроизводились на более чем 40 тайваньских марках, одна из последних выпущена в 2008 году. Творчество Кастильоне — прекрасный пример взаимообогащения разных культур (рис. 4). Другая традиционная тема — Новый год, но ежегодные марки и блоки — это лишь часть подобных выпусков. Большой популярностью пользуются персональные поздравления с помощью языка цветов, понятного китайцам. К новогодней тематике можно отнести и выпуск «Боги дверей» с изображением мифологических героев. Под Новый год такие рисунки, якобы защищающие от злых сил, наклеивают на входные двери (рис. 5).

Рис. 6

Безусловно, немало марок посвящено и политическим деятелям страны. По количеству посвящений лидируют Чан Кайши, Цзян Цзинго, Сун Ятсен (рис. 6).

Рис. 7

В 1982 — 1990 годах была реализована большая программа «Китайская классическая поэзия». Цель издания этих марок — приобщение молодёжи к национальной культуре. Вот один из примеров. Около 120 г. н.э. император By из династии Хань учредил специальное бюро, назначением которого была запись в разных частях Китая народных песен для использования их при дворе в церемониальных целях. Спустя годы музыка была утрачена, но значительная часть текстов песен сохранилась. Одна из частей этого собрания — четыре «Песни полночи» с традиционным сюжетом «времена года», особенно популярная в период правления Шести династий, воспроизведена на марках 1990 года (рис. 7).

Другая большая программа — популяризация почтовых марок среди детей. Для этого в стране регулярно проводятся конкурсы на лучшую марку, на которых воспроизводят персонажи известных всем малышам детских песен, народных сказок, популярных героев мультфильмов, что, несомненно, увеличивает число потенциальных филателистов.

Почтовое ведомство Тайваня всегда уделяло огромное внимание охране природы, «чтобы через выпускаемые марки напомнить гражданам о важности животного и растительного мира и помочь сформировать правильные взгляды на место природы в жизни человека». Так, немало эмиссий посвящено национальным паркам. В 1989 году был составлен перечень исчезающих представителей тайваньской фауны, и почтовое ведомство Тайваня сразу же на это отреагировало. На марки попали китайская речная выдра, формозская летучая лисица, формозский пятнистый леопард и формозский чёрный медведь (рис. 8), а также фазан Микадо. Эта красивая птица обитает только на Тайване. Кроме того, остров служит домом для почти 450 представителей птичьего племени, к которому осенью добавляется ещё около сотни разновидностей, прилетающих сюда на зимовку. «Птицы на цветущих деревьях» — так называется двадцати марочная серия, выпущенная «для пропаганды филателии среди молодёжи», она представляет рисунки из Национального музея. Ещё одна прекрасная серия — «Птицы, обитающие у воды». Китайская Народная Республика подарила зоопарку Тайбэя двух панд. Прежнее правительство от такого подарка отказалось, потому что имена этих панд — Туан-Туан и Юань-Юань, а комбинация этих имён даёт китайское слово «воссоединение». Новое правительство Тайваня отнеслось к таким знакам более благосклонно, и панды оказались не только в зоопарке, но и на марках (рис. 9). Их имена напечатаны на марке блока около лап животных.

Рис. 9

Размеренная жизнь острова не менее двух раз в год нарушается «террором морей» — тайфунами. И хотя система предупреждения здесь хорошо отработана, ущерб от них бывает огромным. Последнему катастрофическому тайфуну 2009 года, от которого пострадала южная часть острова, был посвящен почтово-благотворительный блок. В древнем Китае, по поверьям, от этого зла могли предохранить скульптуры львов — «Боги ветров», которые и запечатлены на марках (рис. 10).

Одна из вершин национальной культуры Китая — это кулинария. Особое место занимает чайная церемония, освящённая веками. И неудивительно, что ей посвящено так много марок на Тайване и других китайских территориях.

О том, что почтовая марка становится частью национальной культуры Тайваня, говорит и такой факт: В 2007 году было объявлено о выпуске миниатюры, посвященной жертвам восстания 1947 года. На марке изображено здание музея, созданного в память об этих событиях. На ней указано новое название страны — Тайвань, вместо «Китайская Республика». Марку продавали в воскресенье в нескольких почтовых отделениях, но не более двух экземпляров в одни руки (имеющие абонемент получили миниатюру в заказанном количестве). Уже в субботу перед почтовыми отделениями выстроились огромные очереди, в которых люди провели всю ночь. Но марок на всех, несмотря на тираж в 1 млн, не хватило.

Конечно, почтовых миниатюр, о которых рассказано в этой статье, недостаточно, чтобы составить хронологическую коллекцию марок Тайваня, для тематической экспозиции подборка получилась, пожалуй, чересчур пёстрой. Но, может быть, это — основа для коллекции «Тайвань, каким я его увидел»? В конце концов, рамки тематического коллекционирования никто не ограничил.

Г. Тихонов. Красивый остров. «Филателия». 2010. №12 (стр. 20 — 22)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.