Не секрет теперь уже, что космические программы выросли на плечах военных разработок. Война — «двигатель прогресса» — поставила дело так, что вырвавшаяся вперед ракетная техника Германии далеко опередила успехи своих победителей и дала толчок (вот уж ирония судьбы) развитию мирного космоса и в СССР, и в США.

Еще будут написаны книги о трагическом противоборстве двух признанных ракетных лидеров: С. П. Королева и Вернера фон Брауна. Только старт этих соперников был, увы, неравным. Когда талантливый немецкий конструктор в возрасте 25 лет возглавил ракетные исследования в Пенемюнде, быстро превратившись в преуспевающего штурмбанфюрера СС на плечах «успехов» своих «Фау», советский ракетчик, он же зек — Сергей Королев, он же — дипломант у другого зека — патриарха отечественного самолетостроения А. Н. Туполева отбывал в одной из «шараг» свой срок. Браун и Королев так никогда и не встретились. Лишь в 1945 году С. П. Королеву довелось жить на брошенной вилле Вернера фон Брауна в Бляйхероде, когда он находился в составе группы специалистов в Германии. Все это мы узнали много лет спустя.

Когда началась эпоха пилотируемых полетов в космос, имени загадочного Главного конструктора не знал никто, имя же американского конструктора Вернера фон Брауна было широко известно. Лишь три года спустя после смерти С. П. Королева была выпущена первая марка (№ 3731) с его скульптурным портретом, посвященная Дню космонавтики. На миниатюре Парагвая № 980 на фоне взлетающей гигантской ракеты «Сатурн-5» воспроизведен портрет одного из руководителей лунной программы США — Вернера фон Брауна. Он умер в 1977 году, пережив Королева на 6 лет.

На фоне триумфального шествия наших достижений в космических полетах как-то неуместно выглядели неудачи и трагедии. Их старались всячески скрыть, и стало складываться мнение о легкости этих побед, предопределенности успешного результата, невероятной технической надежности. Ни труда, пота, мук космонавтов, ни страха обеспечивающих специалистов комплексов за их жизнь, переживаний — ничего, одни фанфары, звезды и привилегии.

На марках № 3113—3114 — первый в мире экипаж в составе трех космонавтов… Но, к сожалению, миниатюра, хранящаяся у меня в кляссере, подписана в конце 60-х годов только космонавтами К. Феоктистовым и Б. Егоровым. Нет автографа их командира В. Комарова. Как в известной песне В. Высоцкого «…а сегодня он не вернулся из боя…» 24 апреля 1967 года космос пожал свою жатву — не стало нашего космонавта. Несколькими месяцами раньше 27 января в капсуле корабля «Аполло» заживо сгорели на земле три американских космонавта: В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Памяти американских космонавтов посвящена марка Мальдивских островов № 250, В. Комарову — выпуск Йеменской Арабской Республики № 94. Ну, а что же отечественная почта? Отмолчалась, как, впрочем, и в 1968 году, когда в тренировочном полете вместе с Героем Советского Союза летчиком В. Серегиным погиб Юрий Гагарин. Марка № 3014, по-моему, относится к наиболее удачной из всех, выпущенных при жизни нашего первого космонавта, и последняя, вышедшая при жизни Ю. А. Гагарина с его портретом.

В начале 70-х годов эту почтовую миниатюру мне подписала мама Юрия — Анна Тимофеевна Гагарина. На память о сыне…

Сиротлива подпись первого в мире космонавта, вышедшего в открытый космос,— Алексея Архиповича Леонова на блоке № 3178, сделанная в начале 70-х годов. Его командир Павел Иванович Беляев в возрасте 45 лет умер в январе 1970 года… Космосу надо платить и на Земле здоровьем, нервами.

Редчайшая коллекционная удача: сцепка марок, посвященная групповому полету космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» со всеми автографами участников полета. Рядом с В. Горбатко Владислав Волков.

Кто мог предполагать, что немногим более чем через полтора года космос примет очередную жертву: космонавт В. Волков вместе со своими двумя друзьями Г. Добровольским и В. Пацаевым погибнет при спуске корабля «Союз-11» 30 июня 1971 года! «Подвиг героев будет жить века» — так была названа марка № 4060. На этот раз почта СССР нарушила обет молчания и воздала должное памяти мужественных испытателей. Произошло это в год 10-летия начала полетов человека в космос.

Сейчас отечественному «космосу» очень трудно. Впрочем, как и другим сложным технологиям. Идет перегруппировка и переориентирование на новые экономические факторы. Но путь, который прошли мы, наши коллеги, является общим завоеванием человечества, и надо бережно хранить память о всех, сделавших вклад в самые трудные первые шаги.

Г. Иванов. Космос – опасный и трагический. «Филателия». 1993. №6 (стр. 16-17)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.