Журнал «Филателия» по праву можно назвать летописцем космической почты. О зарубежной космонавтике мы писали мало. Восполняем сей пробел.

На «Салют-6», «Салют-7» и «Мир» почта доставлялась экипажами посещения или на грузовых кораблях « Прогресс ». В США же на американскую орбитальную станцию «Скайлэб», функционировавшую в начале 70-х годов, корреспонденция не доставлялась вовсе.

Все же другие пилотируемые полеты не превышали 14 суток и не предусматривали подобных операций. Тем не менее, известно, что в июле 1969 года астронавты «Аполлона-11» взяли с собой так называемое «лунное письмо»: почтовый конверт, франкированный пробным оттиском будущей марки в честь первого человека на Луне, и специальный штемпель. С символическими целями с ними путешествовала также матрица будущей почтовой миниатюры.

Все это находилось в кабине лунного модуля, совершившего посадку на Луне. Предусматривалось провести гашение, которое, к сожалению, астронавты не успели сделать. И только на пути к Земле на конверте был оттиснут штемпель с текстом «Посадка на Луне.

Рис. 1

20 июля 1969. США». На случай каких-либо отклонений от программы в штемпеле была предусмотрена смена даты прилунения (рис. 1).

По окончании полета «лунное письмо», матрица и штемпель попали в почтовое министерство США. Впоследствии матрица стала составной частью печатной пластины, предназначенной для тиражирования марки. Умело организованная рекламная кампания, включавшая выпуск факсимиле «лунного письма», продажу 150 пронумерованных конвертов с пробными оттисками лунного штемпеля, выполненных на Земле до полета, гашения в первый день выхода почтовой миниатюры принесли почтовому ведомству США немалую прибыль.

Второй раз подобная акция предпринята в 1971 году. Был подготовлен пробный оттиск сцепки из двух будущих марок США, посвященных полету «Аполлона-15». Конверт с этими миниатюрами, штемпельная подушка и резиновый штемпель были доставлены на лунный вездеход. В соответствии с планом астронавт Д. Скотт погасил конверт на Луне штемпелем с текстом «США на Луне. 2 августа 1971». Проведение гашения транслировалось по телевидению.

Рис. 2

На Луне побывали также конверты, изготовленные по частной инициативе. Известная филателистическая фирма «Зигер» (ФРГ) издала 120 легких конвертов (типа аэрограмм) с эмблемой «Аполлона-15». В день запуска, 26 июля 1971 года, наклеенные на конверты марки «Первый человек на Луне» гасились в космическом центре имени Кеннеди. Дата прилунения — 30 июля 1971 года — вписывалась от руки в левом верхнем углу и визировалась Д. Скоттом и Д. Ирвином, которые высаживались на Луне. Позже слева внизу были поставлены автографы всего экипажа — Д. Скотта, А. Уордена, Д. Ирвина. На земле на конверты наклеивали марки, посвященные «Аполлону-15», и ставили штемпель с датой посадки — 7 августа 1971 года — в почтовом отделении головного корабля спасательной службы «Окинава» (рис. 2). Впоследствии подлинность каждого экземпляра удостоверялась на обратной стороне подписью и печатью нотариуса (рис. 3). 20 конвертов поступили в собственность астронавтов, 100 — фирмы «Зигер».

Рис. 3

«Лунное письмо» «Аполлона-15», застрахованное в 1 миллион долларов, неоднократно демонстрировалось почтовым министерством США на международных филателистических выставках. Здесь же можно было видеть и бортовой инвентарь «лунного почтамта».

В 1983 году проведена первая массовая акция космической почты, подготовленная почтовым министерством США и НАСА. Был выпущен специальный конверт с эмблемой очередного полета корабля многоразового использования тиражом 500 тысяч. Предназначенные для транспортировки конверты (261 000 экз.) размещались в специальных контейнерах, погруженных на борт «Челленджера». На них — штемпеля космического центра имени Кеннеди с датой выпуска (14 августа 1983) специальной почтовой марки номиналом 9,35 доллара, «Стартовало на борту «Челленджера» 30 августа 1983», и «Возвращено на Землю 5 сентября 1983» в месте посадки — на базе ВВС Эдварде. На борту корабля гашений не было.

Официальная продажная цена конверта составила 15,35 доллара. Эту сумму почтовое министерство США и НАСА поделили между собой. Министерство же поделило свой доход от продажи сувенира (свыше 770 тыс. дол.) между организационным комитетом международной филателистической выставки «Америфэкс-86» и союзом филателистических организаций.

Позднее стало известно, что в кабине пилотов было перевезено 1000 пронумерованных конвертов, предназначенных почтовому министерству для представительских и экспозиционных целей. Кроме того, существовал и конверт с номером «0», франкированный пробным экземпляром марки 9,35 дол. Предназначался он для филателистического музея.

Эту акцию поддерживали, но и ругали одновременно. Так, в № 8 польского «Филателиста» за 1984 год была опубликована восторженная статья, а четырнадцатый номер того же журнала поместил критическую оценку Ц. Рудзинского: «Как видно на снимке, у письма нет… адреса. Вся затея носит рекламный характер. Эти конверты прошли мимо почты. Информация, что 1000 конвертов перевезено (а еще и пронумеровано) в кабине пилотов, а не вместе с остальными, только смешна. Для почты это не имеет значения. А еще конверт с номером «нуль» с пробой, которая не может служить для франкировки. Если это экспонат для почтового музея, то можно предполагать, что почта выпустит еще несколько марок специально для него в одном экземпляре».

Больше США не осуществляли перевозку конвертов в космос. Заметим, на космограммах «Международной книги» имеются адреса, и даже тексты посланий космонавтам. Неплохо бы по примеру американцев доходы в валюте от продажи таких конвертов направлять на проведение филателистических выставок.

Ю. Квасников. Космическая почта США. «Филателия». 1992. № 6 (стр. 10-11)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.