Выпуск этой серии почтовых марок Министерство связи СССР приурочило ко Дню Военно-Морского Флота, когда советский народ чествует кораблестроителей и военных моряков, несущих вахту мира на всех широтах планеты. Посвящение марок кораблям русского и советского флота стало доброй традицией последних лет. Вместе с теми, о которых рассказано ниже, их вышло уже четыре серии по пяти в каждой.

История флота, неразрывно связанная с развитием Страны Советов, изобилует славными страницами, повествующими о самоотверженности военных моряков при защите Родины. О некоторых из этих страниц напоминают пять марок с изображением краснознаменных и гвардейских кораблей — участников Великой Отечественной войны.

На наш взгляд, серия марок подобрана весьма удачно. Она знакомит нас с четырьмя классами боевых кораблей, воевавших на трех действующих флотах. Под изображением корабля на марке в надписи даются его название, класс и заслуженная им награда. Следует иметь в виду, что список кораблей-героев, достойных быть увековеченными, в том числе филателией, далеко не исчерпан выпущенными сериями и нуждается в продолжении.

В этой статье мы кратко ознакомимся с биографией пяти кораблей, изображенных на новых марках. Все они оставили заметный след в героической истории нашего флота.

Краснознаменный линейный корабль «Октябрьская революция» — четвертый в серии линкоров такого типа, построенный на Адмиралтейском заводе в Петрограде под общим наблюдением будущего академика А. Н. Крылова. Вступил в боевой состав Балтийского флота 1 июля 1914 года. В ознаменование 200-летия славной победы молодого русского флота над шведским в Гангутоком сражении (1714 г.) назван «Гангут». Имя корабля было традиционным. Его носили два парусных линейных корабля — 92-пушечный (1719 г.) и 84-пушечный (1825 г., участник Наваринского сражения) и броненосец (заложен в 1888 году).

Для своего времени «Гангут» был одним из сильнейших кораблей мира. При водоизмещении 23 000 тонн, мощности турбин 42 000 лошадиных сил и скорости хода 23 узла он имел солидное (до 200 мм) бронирование, надежную систему обеспечения живучести и непотопляемости и мощное артиллерийское вооружение: двенадцать 305-мм пушек главного калибра, расположенных в четырех трехорудийных башнях, шестнадцать 120-мм орудий противоминного калибра, четыре 47-мм орудия и четыре торпедных аппарата; экипаж состоял из 1126 человек.

Осенью 1915 года на линкоре вспыхнуло недовольство матросов царскими порядками. 95 человек команды были арестованы. 34 из них судил военный трибунал. В 1917 году на «Гангуте» — одном из первых — был поднят красный флаг революции. И это не удивительно, потому что в его экипаже уже в апреле насчитывалось 150 большевиков. Линкор участвовал в героическом ледовом походе, моряки его экипажа сражались за власть Советов на многих фронтах гражданской войны и в составе красных флотилий.

Линкор отличился при обороне города Ленина и во время прорыва блокады. Только за сентябрь — октябрь 1941 года им уничтожено несколько колонн фашистских танков, рвавшихся к Ленинграду, подавлена тяжелая батарея, сбито 10 самолетов противника. В январе и июле 1944 года огонь главного калибра корабля проложил путь советской пехоте через вражеские укрепления. За умелые и мужественные действия экипажа линкор «Октябрьская революция » 22 июля 1944 года был награжден орденом Красного Знамени. А когда корабль отслужил свой срок, его имя было передано новому крейсеру (ему в 1970 году посвящена почтовая марка).

Краснознаменная гвардейская подводная лодка «Д-3» — «Красногвардеец». «Декабристы» (так назывались эти лодки по имени головной) были первенцами советского подводного судостроения. Они заложены в марте 1927 года на ленинградском судостроительном заводе 12 июля 1931 года на флагштоке «Д-3» был поднят военно-морской флаг.

Первые мили плавания над водой и под водой лодка проделала на Балтике. На ее борту побывали начальник МС РККА В. М. Орлов и командующий Балтийским флотом М. В. Викторов.

Интересы обороны страны потребовали создания Северного флота, и осенью 1933 года «Красногвардеец», пройдя Беломорско-Балтийский канал, был уже в Баренцевом море. Лодка побывала у северной точки Европы — мыса Нордкап, у северной оконечности Новой Земли — мыса Желания. Она стала подлинной кузницей кадров североморских подводников. Мотористом на ней служил Александр Каутский — будущий командир Краснознаменной гвардейской «Щ-402», штурманом — Федор Видяев, командовавший в войну гвардейской «Щ-422», командиром — Виктор Котельников, ставший командиром гвардейской «К-22». На ней совершали походы будущие Герои Советского Союза И. А. Колышкин и М. Гаджиев.

Когда началась Великая Отечественная война, лодка уже устарела, но личный состав любил свой корабль и те, кто уходил с него в долгосрочный отпуск, оставили «памятку» молодым: «Когда пробьет час боевой тревоги, наша «Д-3» пойдет в атаку на врага. У партии учимся мы бороться и побеждать… И мы обязательно победим…»

Особенно отличился экипаж «Красногвардейца» осенью 1941 года, когда шла битва за Москву. Только за один октябрьский поход было потоплено 4 гитлеровских транспорта, что дало право подводникам обратиться с письмом к комсомольцам-фронтовикам, оборонявшим столицу. «На Севере враги не прошли и не пройдут, — писали они, — даем вам в этом слово подводников. Мы верим и знаем — не пройдут они и у вас, где кипит сейчас жестокая схватка…».

Всего лодкой потоплено 10 вражеских кораблей и транспортов и повреждены еще два. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 января 1942 года «Д-3» первая среди кораблей Северного флота награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля того же года она с группой кораблей первой в ВМФ преобразована в гвардейскую. Честь носить гвардейский флаг удостоились всего четыре подводных лодки. «Красногвардеец» поднял его первым и потому по праву считается флагманом подводных лодок.

Летом 1942 года случилось непоправимое — лодка не возвратилась из боевого похода… Но слава героев не умирает: гвардейский флаг и славное имя «Красногвардеец» ныне с честью носит подводная лодка.

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» заложен в Николаеве в 1913 году под названием «Адмирал Лазарев», достроен в советское время как корабль другого проекта с совершенно иным вооружением. При водоизмещении 8000 тонн, скорости хода 29 узлов имел четыре 180-мм пушки, двенадцать — 100-мм, две — 76-мм. 22 зенитных автомата более мелкого калибра, четыре торпедных аппарата, 850 человек экипажа. Флаг поднят в январе 1932 года.

Войну встретил на рассвете 22 июня 1941 года на Севастопольском рейде, отражая налет фашистской авиации на главную базу Черноморского флота. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя, вел огонь по живой силе и технике врага на берегу, высаживал морской десант в районе Григорьевки, доставлял защитникам Крыма боеприпасы, продовольствие, людей, эвакуировал раненых. Особенно отличился в Керченско-Феодосийской десантной операции, когда 29 декабря 1941 года ворвался в Феодосию, под огнем противника ошвартовался у мола и высадил на него десант. Артиллерия крейсера прямой наводкой расстреливала фашистские танки, громила его огневые точки и живую силу.

3 апреля 1942 года «Красный Кавказ» получил наименование гвардейского и продолжал бить врага по гвардейски. Ему в 1969 голу был посвящен маркированный конверт. Сейчас имя и гвардейский флаг крейсера носит новый корабль.

Краснознаменный крейсер «Киров» — первенец крупного советского судостроения. Заложен в 1935 году, поднял флаг и вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота в сентябре 1938 года. В своем классе кораблей он был самым совершенным в мире. При водоизмещении более 9000 тонн, мощности турбин 110000 л. с. и скорости 35 узлов имел девять 180-мм пушек главного калибра в трех орудийных башнях, четыре 100-мм, 16—31 – мм зенитных автоматов и два трехтрубных торпедных аппарата.

22 нюня 1941 года на Усть-Двинском рейде крейсер вступил в бой с самолетами противника, налетевшими на Ригу. Затем он перешел в Таллин и оборонял главную базу флота. Геббельс не раз объявлял об уничтожении всех советских кораблей на Балтике и «Кирова» в том числе. Но это было вранье. В августе корабль принял участие в переходе флота из Таллина в Кронштадт, будучи флагманским кораблем КБФ. В сентябре 1941 года «Киров» в одной группе с «Октябрьской революцией» вел огонь по фашистским войскам в районах Сестрорецка, Красного Села, Петергофа. За четверо суток боев крейсер уничтожил 4 вражеских батареи, 18 тягачей, 2 полевых склада, около 1000 солдат и офицеров. За годы войны он провел более 300 боевых стрельб и нанес большой ущерб немецко-фашистским войскам в живой силе и боевой технике.

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» поднял флаг и вступил в состав Черноморского флота 7 нюня 1941 года и чуть ли не со стапелей вступил в бой. Он принимал активное участие в обороне городов-героев Одессы и Севастополя, а позже защищал побережье Кавказа, обрушивал шквал артиллерийского огня из своих 130-мм пушек на войска фашистских оккупантов.

За период Великой Отечественной войны эсминец совершил около 200 боевых походов, 56 раз вел огонь по вражеским боевым порядкам, израсходовал 2700 снарядов главного калибра. Более 100 раз отражал атаки вражеской авиации, сбил 5 самолетов, отконвоировал много транспортов; прорывал блокаду Одессы и Севастополя, доставил их защитникам тысячи тонн боезапаса и вывез 13 тысяч раненых и эвакуированных. 1 марта 1943 года «Сообразительный» получил звание гвардейского и находился в строю до 1963 года, после чего свое имя и флаг передал новейшему большому противолодочному кораблю. Министерство связи СССР обоим этим кораблям посвятило маркированные конверты.

Г. Щедрин. Корабли-герои на почтовых марках. «Филателия СССР». 1973. №8 (стр. 12-13).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.