Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Выдающиеся филателисты
- Подробности
- Создано 18.11.2012 00:46
В. А. Курбас, Выдающиеся филателисты. "Россика", 1960, № 59, стр. 42-46.
Выдающиеся филателисты.
Старейшим русским филателистом был Ф.Л .Брейтфус /1851-1907/, начавший собирать марки мальчиком в 1862 году и бывший основателем и в течение 24 лет бессменным председателем СПБ секции Дрезденского общества. Свою коллекцию марок в гашеном и негашеном виде он удачно пополнил, проживая в I872 году в Марселе, приобретением нескольких превосходных коллекций французских офицеров, погибших во время франко-прусской войны в 1370-71 годах, а также покупкой нескольких крупных коллекций русских филателистов - кн. Голицына, Нотгафта к др. Его коллекция по своему достоинству и полноте считалась третьей в мире, уступая только знаменитой коллекции Феррари и коллекции Теплинга, завешанной собственником Британскому музею.
Наиболее интересными в коллекции Брейтфуса были полные собрания марок государств старой Германии, Франции и Швейцарии, вместе с пробными оттисками и подделками /в том числе и прошедшими через почту/, а также возстановленные марка за маркой листы многих английских колоний.
Брейтфус состоял и членом Британского филателистического общества, и его авторитет, как знатока первых изданий, был непоколебим.
Ближайшими сотрудниками Брейтфуса были: товарищ, председателя СПБ секции В.М. Адлерберг, по своей должности крупного чиновника Главного Управления Почт и Телеграфов, бывший связующим звеном между управлением и Филателистическими организациями, и Г.Р. Кирхнер, большой знаток как филателии, так и родственной ей нумизматики, автор многих журнальных статей по этим предметам и обладатель замечательной генеральной коллекции марок, из которой он в своей глубокой старости не соглашался продать ни одной штуки и скончался в своей каморке, так сказать , "бедным богачей".
Секретарем СПБ общества в 80-х годах был Е.С. Лентц, родом из Любека. Его специальностью были земские марки, которые он по мере их вы хода покупал у земства и снабжал ими членов общества. Земские управы обычно охотно продавали свои марки филателистам. Одним из немногих исключений была Алатырская земская управа Симбирской губернии, считавшая, что единственное назначение марок - оплата почты. Результатом такого отношения была редкость алатырских марок, особенно первого издания /1857-1875/. Это издание состояло из двух марок - в 1 и в 5 копейки, из которых копеечная считается самой редкой земской маркой и в советском каталоге отмечена PPРP, т.е., величайшей редкости.
Много времени собиранию марок уделял ген. А.М. Кованько, бывший первым начальником воздухоплавательного управления русской армии и пополнявший свою коллекцию, между прочим, в "медвежьих углах", куда ветер иногда заносил его аэростат. Он тоже состоял членом СПБ общества.
Архитектор К.К.Пмидт был председателем СПБ общества. Он же известен, как автор, совместно с А.Ч. Фаберже, выдающейся, но печатанием незаконченной, монографии по земским маркам. Уже после революции, живя в Берлине, Шмидт закончил этот труд и отпечатал его на гектографе.
Фаберже имел самую обширную коллекцию русских марок, какой уже никто никогда не соберет. Коллекция эта была продана на аукционе в Лондоне и разошлась по рукам. Из русских редкостей этой коллекции отметим: три /из 6-ти известных/ тифлисских марки 1857 г.; целую коллекцию №1, 1858 г.России, среди которых полоска в 5 штук; №2 - 20 коп. две полоски по 3 штуки; эта же марка и 20 коп. следующего издания, разрезанные, пополам на письмах; целый ряд марок изданий 1866, 71, 75 и 83 годов без зубцов; марки тех же изданий с перевернутыми центрами и фонами: 7 коп. 1879 г. на бумаге для гербовых марок; 3 руб.50 коп.1884 года на бумаге с горизонтальными полосами; масса конвертов, пробных оттисков и т.д.; проект первой русской марки работы Франца Кеплера и пробы той жe марки работы Готлиба Гаазе. Земство было представлено самым полным когда-либо существовавшим собранием.
К его коллекции принадлежало далее много редкостей Леванта, Финляндии и около 500 штук Польши № I с различными гашениями.
Большим знатоком старых русских изданий считался Н.П. Сырейщиков, бывший служащий Главного Управления Почт и Телеграфов.
Э.Э. Эндер принимал деятельное участие во всех Филателистических начинаниях в СПБ.
Одна из крупнейших генеральных коллекций принадлежала 0.И.Пастору, купившему выдающуюся коллекций И.Ц.Чиарди по слухам за 100.000 рублей.
Дипломат кн. Е.Н.Шаховской /впоследствии сотрудник Наркоминдела и журнала "Советский филателист11/ был одним из основателей СПБ союза. Его основной специальностью были марки Турции, о которых он писал в названном журнале.
Почетный член СПБ общества Н.И. де Рошфор имел обширную и интересную коллекцию, которую он хранил в обычных синих тетрадках.
Выше упомянутый Ф.В. Лавров был общепризнанным экспертом по русским маркам главным образом первых изданий, штемпелям гашения, Финляндии, Польше, Леванту и Китаю. К.К. Кочергин был большим специалистом по маркам Финляндии.
Долголетним и деятельным председателем московского кружка, а затем общества, был Э.П. фон Бек. Он же был представителем на Россию фирмы Мунс.
Из других видных москвичей заслуживают упоминания А.Г. Гольштеге, В.В. Веркмейстер, Б.В.Зворыкин и П.П. Щапов. Из них Зворыкин, известный художник, специализировался на земстве и сумел придать своей коллекций /одной из наиболее полных/ прекрасный внешний вид, украсив ее рисунками гербов уездных земств. За эту коллекцию он получил много медалей.
Московский купец Щапов имел огромную коллекцию, содержавшую, между прочим, целые листы редчайших русских изданий, которую он хранил в кованом сундуке и не любил показывать. По слухам, он в 30-х годах уступил ее советской Филателистической ассоциации за пожизненную пенсию.
Одним из старейших коллекционеров был О.Б.Визель, имевший одну из редчайших русских марок - 3 р. 50 коп. 1384 года, на бумаге с горизонтальными полосами в погашеном виде.
Ф.К. Нотгафт, сильно занятый по службе, весь свой досуг посвящал маркам. Его коллекцию, как выше сказано, приобрел - Ф.Л. Брейтфус.
Н.Д. Казаков имел замечательную коллекцию Франции и ее колоний, размещенную в лично им устроенных и художественно раскрашенных акварелью альбомах.
И, наконец, В.А. Рахманов, проживающий ныне среди нас и наш почетный член, крупный знаток старой Польши, член жюри многих больших европейских филателистических выставок до второй мировой войны.