Очень часто на почтовых марках разных стран можно видеть судно Колумба «Санта Мария». Каких только изображений его не встретишь! Однако пока еще не найдены документы о постройке корабля, и каждый художник по-своему «видит» этот легендарный парусник. Не утихают споры и о его размерах.

А вот суда-красавцы XVIII—XIX веков на знаках почтовой оплаты представлены довольно верно, хотя многие из них давно покоятся на дне морском. Коллекционеры часто недоумевают — откуда знать художнику устройство кораблей, давно отслуживших свой век? Оказывается, одним из источников подобных сведений являются так называемые «капитанские» картины.

В середине XVIII века в итальянских портах появились бродячие живописцы, предлагавшие капитанам увековечить в красках их суда. Вначале на это соглашались лишь молодые, начинающие судоводители, а во времена расцвета парусного мореплавания заказ и приобретение таких картин стали обычным явлением.

Первые рисунки делались акварелью на бумаге. Позднее картины писались масляными красками на полотне. Исполнителями, как правило, были малоизвестные живописцы-ремесленники, нашедшие приют в портовых городах. Особенно много их работало в Лондоне, Неаполе, Амстердаме, Ростоке.

Известно около 300 картин, написанных по заказам капитанов. Они хранятся в морских и краеведческих музеях, частных собраниях, в домах потомственных мореходов. Полотна различны по манере и технике исполнения, но все они до мелочей передают внешний вид, особенности архитектуры судов, флажную символику. Заказчики строго следили за точностью воспроизведения на рисунке всех деталей корпуса, такелажа, написанием букв на вымпелах и флагов свода сигналов. Теперь эти атрибуты помогают определить название судна, порт приписки и национальную принадлежность, а также установить фамилию капитана.

Часто на полотнах и рамах указывались тип корабля, год его постройки, длина, ширина, осадка, водоизмещение и даже стоимость. Фоном обычно служили характерные пейзажи, береговые объекты: крепости, маяки и пр. Если корабль изображался в открытом море, то по желанию капитана указывались его координаты — широта и долгота. «Капитанские» картины стали ценнейшими историческими документами, помогающими изучению кораблестроения прошлых лет.

Можно встретить несколько изображений одного и того же судна, выполненных в разные годы различными художниками. Это относится к кораблям-долгожителям. Новые полотна появлялись и после смены судоводителей. Капитан в первом же рейсе стремился обзавестись такой картиной.

Многие парусники не возвращались к родным берегам. Они погибали в пучине штормового океана, садились на мель, горели. В память о погибших тоже писались полотна, а моряки нередко дарили их служителям культа. Некоторые и теперь хранятся в старинных соборах.

В XIX веке в рамках международного соглашения были введены четырехзначные сигналы (позывные), предназначенные для опознания судов и кораблей в море и на подходе к порту. Позывные, поднятые на фалах, тоже стали непременными атрибутами картин, как и флаги государств, компаний, владельцев. Они заменили вымпелы с названием судов.

По традиции, в начале XX века попали на холсты и некоторые пароходы. Но они выглядели намного скромнее парусников, кроме того, им было трудно конкурировать с фотографией, и интерес к картинам вскоре пропал. С началом первой мировой войны «капитанские» картины вышли из моды, а затем забылось и ремесло портовых художников.

В последние десятилетия появилось влечение ко всему, что связано с прошлым известных парусников. Многие маринисты, от ученых до любителей романтики, обратились к изображениям старых судов. То ли ностальгия по красочным пирамидам парусников, то ли тяга к «ретро» вернули картины мореходов из пыльных погребов на стены музеев и квартир, в учреждения и кают-компании.

Почтовые ведомства многих государств не преминули воспользоваться повышенным интересом к изобразительному искусству, которое знакомит с историей мореплавания.

Некоторые страны выпускают крупноформатные марки и блоки с репродукциями старинных картин (М 1230—1235, 1805 — Югославия; № 574—579 — Белиз). Другие издают миниатюры, моделями которых служат полотна для капитанов.

С. Викторов. Картины для капитанов. «Филателия СССР». 1989. №1 (стр. 12-14)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.