Известно, что мировая олимпийская филателия родилась вместе с со­временным олимпийским движением. К сожалению, отечественным филателистам пришлось дожидаться выхода первых олимпийских марок более 60 лет. И это несмотря на то, что среди представителей 34 государств, собрав­шихся в Сорбонне в 1894 году на учредительную сессию Международного олимпийского комитета, на которой было принято решение о проведении в 1896 году в Греции первых Олимпийских игр современности, был и предста­витель России.

Проследить историю олимпийских выпусков почтовых марок в нашей стране мы постараемся, опираясь на эксклюзивные филателистические мате­риалы, хранящиеся в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты – эскизы, оригиналы рисунков, утвержденные и неутвержденные проекты по­чтовых марок.

На исторические события, связанные с зарождением современного олим­пийского движения, отечественная почта откликнулась ровно через 100 лет, предприняв выпуски к 100-летию Международного олимпийского комитета (1994, автор А. Яцкевич), к 100-летию проведения первых Олимпийских игр Современности (1996, автор Е. Голубятникова) и к 100-летию Российского олимпийского комитета (2011, автор А. Московец).

Российские спортсмены регулярно принимали участие во всех дореволюционных Олимпиадах, тем не менее, ни одной марки на эту тему в Российской империи выпущено не было. Это можно объяснить консерватизмом российского почтового ведомства, за 60 лет осуществившего всего один коммеморативный выпуск.

Рис. 1. Оригинал почтовой марки 2000 года «Россия. XX век. Спорт.
Первый олимпийский чемпион России Н.А. Панин-Коломенкин. 1908 г.»

В 1908 году на IV Олимпиаде в Лондоне выдающийся русский спортсмен. 5-кратный чемпион России Николай Александрович Панин-Коломенкин за­воевал первую для нашей страны золотую олимпийскую медаль в одиночном разряде соревнований по фигурному катанию на коньках. Это достижение было отмечено на почтовой миниатюре только 92 года спустя, в 2000 году, когда был предпринят крупномасштабный выпуск нескольких серий почтовых марок, подводящий итоги достижений нашей страны в XX веке в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в спорте. Из двенадцати марок спортивной серии, созданной художником С. Сухаревым, шесть по­священы Олимпийским играм и первая их них – Панипу-Коломенкину (рис. 1).

Рис. 2. Оригинал почтовой марки 2000 года
«Россия. XX век. Спорт. Игры V Олимпиады. Стокгольм. 1912 г.»

 Игры V Олимпиады в Стокгольме (1912) также были отмечены только на марке из серии 2000 года, посвященной соревнованиям борцов класси­ческого стиля, в которых принимали участие 11 русских атлетов (рис. 2)Выступавший в среднем весе спортсмен из Петербурга М. Клейн одержал 8 побед, больше, чем любой другой участник соревнований. В полу­финале Клейн боролся в течение 10 часов 15 минут, не считая пауз, и одержал победу. Это была рекордная по длительности схватка за всю историю борьбы. На следующий день из-за усталости Клейн не смог выйти на ковер, и победу присудили шведскому атлету.

Рис 3. Оригинал почтовой марки 2000 года
«Россия. XX век. Спорт. Игры XV Олимпиады. Хельсинки. 1952 г.»

После Октябрьской революции наша страна, находясь в политической изоляции, не получала приглашений участвовать в Олимпийских играх. Впервые такое приглашение было получено лишь в 1950 году. В апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, и игры XV Олимпиады в Хель­синки стали первыми, в которых приняла участие команда Советского Союза. Это событие также не было отмечено почтовыми выпусками, несмотря на то, что наши спортсмены добились победы в общекомандном зачете, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей. Одна только многоборка Мария Гороховская получила 7 медалей, что является наивысшим показателем для женщин за всю историю Олимпийских игр. Олимпийским чемпионам Хельсинки посвящена всего одна отечественная марка в той же серии 2000 года (рис. 3).

VII зимние Олимпийские игры проводились в итальянских Альпах в Кортина д’Ампеццо в 1956 году. Впервые в зимней Олимпиаде принимали участие спортсмены из СССР (во всех видах, кроме бобслея и фигурного ка­тания), одержав уверенную победу в неофициальном командном зачете. Этим играм не посвящено вообще ни одного почтового выпуска.

Лишь через полгода после завершения следующих, XVI игр в Мельбурне, увидела свет первая отечественная олимпийская серия марок. Она поступила в почтовое обращение 27 июля 1957 года и состояла из шести марок, соз­данных по рисункам старейшего мастера почтовой миниатюры В. В. Завьялова (между прочим, именно он был автором первых отечественных спортивных марок 1935 года). Так как ко времени начала работы над серией уже были известны результаты Олимпиады, все марки посвящались конкретным победам наших спортсменов. В работе над серией В. В. Завьялов использовал фото­графии спортсменов, и хотя не стремился к портретному сходству, созданные им образы достаточно узнаваемы.

Рис 4. Оригинал почтовой марки 1957 года
«XVI Олимпийские игры в Мельбурне. Бег на длинную дистанцию»

Рис 5. Оригинал почтовой марки 2000 года
«Россия. XX век. Спорт. Чемпион XVI Олимпийских игр в Мельбурне В. П. Куц»

Выдающегося стайера Владимира Куца, установившего на мельбурнской Олимпиаде два новых олимпийских рекорда и признававшегося международной прессой лучшим спортсменом мира в 1956 и 1957 годах, можно узнать в фигуре бегуна на первой марке серии только по характерной манере бега (рис. 4)Издание таких неперсонифицированных марок яв­ляется закономерностью для спортивных выпусков пашей страны. Исклю­чение составляет уже неоднократно упоминавшаяся серия 2000 года, где заслуги выдающегося спортсмена отмечены по достоинству, и портрет В. Куца на фоне забега стайеров сопровождается соответствующим текстом (рис. 5).

На второй марке мельбурнской серии изображена копьеметательница, в которой можно узнать олимпийскую чемпионку Инессу Яуземе. Третья марка посвящена многоборцу Виктору Чукарину, заработавшему на двух прошедших олимпиадах 7 золотых медалей. На следующей марке в одном из боксеров знатоки спорта по характерной левосторонней стойке узнают олимпийского чемпиона во втором среднем весе Геннадия Шаткова. Футболиста в форме Сборной СССР на миниатюре, посвященной победе нашей команды в футбольном олимпийском турнире, Завьялов рисовал с фотографии капитана ко­манды Игоря Нетто. В атлете, изображенном на последней марке серии, можно узнать выдающегося советского штангиста в полутяжелом весе Аркадия Воро­бьева, победителя двух Олимпиад в троеборье с новыми мировыми и олим­пийскими рекордами.

Рис. 6. Оригинал почтовой марки 1960 года
«VIII зимние Олимпийские игры в Скво-Вэлли. Скоростной бег на коньках»

Первые «зимние» олимпийские марки поступили в продажу в день от­крытия VIII зимних Игр в Скво-Вэлли в Калифорнии – 18 февраля 1960 года. Серия из 5 крупноформатных марок, созданных но рисункам Р. Житкова, представляла почти все виды спорта, в соревнованиях по которым принимала участие советская сборная. Советские спортсмены опять завоевали первое место по количеству полученных наград (21 медаль). Особенно больших успехов добились наши конькобежцы Евгений Гришин и Лидия Скобликова (рис. 6).

Рис. 7. Оригинал почтовой марки I960 года
«XVII Олимпийские игры в Риме. Фехтование»

К летней Олимпиаде 1960 года в Риме Министерство связи СССР также подготовилось заранее: большая серия из 10 крупноформатных красочных марок была выпущена почти за месяц до начала Олимпиады. Авторами серии стали В. В. Завьялов и его сын А. В. Завьялов. Выпущенные заранее марки как бы прогнозировали успехи наших спортсменов в определенных видах спорта. Так послуживший прообразом тяжелоатлета, изображенного на 20-копеечной марке, знаменосец нашей сборной Юрий Власов, стал обладателем олимпий­ского золота, установив два мировых и четыре олимпийских рекорда. Наи­более удачной в графическом исполнении считается миниатюра, посвященная фехтованию (рис. 7)Интересно, что во все марки этой серии вкралась одна ошибка: изображенная в правом нижнем углу гора Олимп не имеет никакого отношения к Олимпийским играм, получившим свое название от древнегреческого местечка Олимпия.

Марки этой серии находились в почтовом обращении менее года в связи с изменением масштаба цен и, соответственно, почтовых тарифов.

Серия, выпущенная почтой СССР к зимним Олимпийским играм 1964 года в Инсбруке, состояла из пяти зубцовых и пяти беззубцовых марок с повторяющимися сюжетами. Сюжетные марки были выполнены по рисункам П. Бенделя, а «титульная» марка с символами Олимпийских игр – Е. Галицкого.

Рис. 8. Оригинал почтовой марки 1964 года
«Победы советских спортсменов на IX зимних Олимпийских играх в Инсбруке. Хоккей»

Триумф, одержанный советскими спортсменами на белой Олимпиаде, вдохновил почту на выпуск нового тиража олимпийских марок с надпе­чатками, посвященными победам наших спортсменов в отдельных видах спорта. Дополнительный выпуск содержал также две новые марки. Одна из них с «забытым» в основной серии хоккейным сюжетом отмечала победу наших спортсменов в хоккейном турнире (рис. 8)Вторая – подводила общий итог выступлению нашей олимпийской команды и явилась своего рода новинкой в мировой олимпийской филателии. В дальнейшем такие итоговые «послеолимпийские» выпуски станут традицией отечественной почты.

Рис. 9. Оригинал почтовой марки 1964 года «XVIII Олимпийские игры в Токио. Прыжки в высоту»

XVIII Олимпийские игры в Токио также были отмечены серией марок из шести сюжетов в зубцовом и беззубцовом варианте. Авторами рисунков марок были художники П. Бендель и И. Шапенков. На одной из марок этой серии впервые для отечественной филателии появилось изображение прыжка в высоту. Рисунок этой марки был сделан с фотографии прыжка Валерия Брумеля, чемпиона Олимпийских игр, лучшего спортсмена мира 1961,1962 и 1963 годов, бывшего на протяжении десяти лет рекордсменом мира. На ори­гинале марки отчетливо видна неповторимая особенность его стиля – при переходе через планку он подгибал кисть левой руки (рис. 9)На марках этой серии впервые появилось изображение олимпийской эмблемы советской команды.

Рис. 10. Оригинал почтового блока 1964 года «XVIII Олимпийские игры в Токио. Гимнастка»

Рис. 11. Неутвержденный проект почтового блока 1964 года
«XVIII Олимпийские игры в Токио. Гимнастка»

Рис. 12. Утвержденный проект почтового блока 1964 года
«XVIII Олимпийские игры в Токио. Гимнастка»

Рис. 13. Почтовый блок 1964 года
«XVIII Олимпийские игры в Токио. Гимнастка»

Наряду с марками токийская серия включала также два блока с изобра­жением гимнастки, исполняющей вольные упражнения (олимпийской чем­пионкой в этом виде стала Лариса Латынина). Это первые советские олим­пийские блоки, они отличаются цветом и тиражом. Сначала был выпущен золотисто-зеленый блок с нумерацией. В процессе работы над рисунком блока эмблема токийской Олимпиады в левом верхнем углу была заменена олимпийской эмблемой советской команды, о чем свидетельствует указание тогдашнего министра связи СССР И. Псурцева, сделанное на полях оригинала. Проследив путь от оригинала через проекты к выпущенному в обращение блоку, мы заметим, что первоначально он не планировался номерным, а затем номер был напечатан не под олимпийской эмблемой, как на проекте, а на полях блока (рис. 10-13)Также в процессе работы была не­сколько изменена цветовая гамма рисунка. Тираж этого блока составил всего 35 тысяч экземпляров. Это самый редкий олимпийский выпуск нашей страны.

Через два месяца был выпущен золотисто-оранжевый блок без нумерации. Его цвет также претерпел изменения в процессе утверждения проекта. Тираж 300 тысяч экземпляров указан на проекте, утвержденном Н. Псурцевым.

Токийский блок – это первая работа в спортивной филателии известного Художника-марочника Евгения Дмитриевича Анискина. В дальнейшем он принимал участие в создании нескольких олимпийских выпусков.

Рис. 14. Оригинал почтовой марки 1967 года
«К X зимним Олимпийским играм в Гренобле. Хоккей»

Именно Анискин подготовил серию из пяти миниатюр к X зимним Олим­пийским играм, которые прошли в Гренобле в 1968 году. Художник привнес в отечественную олимпийскую филателию новый художественный взгляд и оригинальную манеру графического решения. Особенно удачной получилась марка с хоккейным сюжетом, рисунок которой передает динамику попу­лярной игры (рис. 14)Золотой фон марки, напечатанной почти за полгода до начала Игр, как бы спрогнозировал олимпийское золото нашей хоккейной дружины.

Рус. 15. Оригинал почтового блока 1968 года
«XIX Олимпийские игры в Мехико. Эстафета олимпийского огня»

XIX Олимпийские игры в Мехико также иллюстрировал на почтовых ми­ниатюрах Евгений Анискин. Пять марок серии выполнены на золотистом фоне, подчеркивающем медальные намерения наших олимпийцев. Новым сюжетом для отечественной почты стала академическая гребля. И опять же марка оказалась пророческой, именно в двойке наши спортсмены завоевали Олимпийские медали. Завершающий этот выпуск почтовый блок является одной из наиболее удачных почтовых миниатюр, созданных Анискиным. Легкая летящая композиция передает динамику и приподнятость одного из наиболее торжественных олимпийских ритуалов – факельной эстафеты. Мексиканский колорит художник подчеркнул, введя в композицию изобра­зите древнего календаря ацтеков (рис. 15).

К XI зимней Олимпиаде в Саппоро была выпущена серия из пяти марок и блока, также выполненных по рисункам Е. Анискина. За этой серией последовал ставший уже традиционным послеолимпийский выпуск с надпечаткой на почтовом блоке итогов Олимпиады.

Олимпийские марки к летним XX Играм в Мюнхене готовили художники И. Козлов и К. Никохристо. Маловыразительная серия никак не соответствовала оглушительному успеху, достигнутому в Мюнхене нашими олимпийцами: 50 золотых, 27 серебряных и 22 бронзовых медали. Через два месяца почта отметила эти достижения выпуском из двух новых сюжетов по рисункам ху­дожника Ю. Левиновского и надпечатки текста на блоке из серии.

Рис. 16. Оригинал почтовой марки 1976 года
«XII зимние Олимпийские игры в Инсбруке. Фигурное катание»

XII зимние игры, вновь проводимые в Инсбруке, были уже пятой Олим­пиадой, в выпуске марок к которой принимал участие Евгений Анискин, и третьей зимней. И эта серия выгодно отличается от предыдущей. Осо­бенно удалась художнику марка с изображением фигуристов, исполняющих тодес (рис. 16). Портретное сходство партнерши с двукратной на тот момент олимпийской чемпионкой Ириной Родниной очевидно. На этот раз также состоялся послеолимпийский выпуск с надпечаткой на блоке.

За месяц до открытия XXI Олимпийских игр 1976 года в Монреале Ми­нистерство связи СССР выпустило очередную пятимарочную олимпийскую серию с блоком. Марки были выполнены по рисункам П. Бенделя, иллю­стрировавшего игры зимней и летней Олимпиады 1964 года, а блок рисовал Г. Комлев. Интересно исполнена марка, представляющая типичную для баскетбола ситуацию – борьбу за мяч на «втором этаже». И снова примерно через месяц последовал традиционный выпуск с надпечаткой на блоке по­бедных результатов.

Первый почтовый выпуск, посвященный московской Олимпиаде 1980 года состоялся почти за шесть лет до ее начала, в декабре 1974 года, через месяц после объявления Москвы столицей XXII Олимпийских игр.

Рис. 17. Оригинал почтовой марки 1976 года
«XXII Олимпийские игры 1980 года в Москве. Эмблема Олимпиады Москва-80»

Официальная эмблема московской Олимпиады впервые появилась на по­чтовых марках в 1976 году (рис. 17)Автор эмблемы – художник Владимир Арсеньев стал победителем открытого конкурса, объявленного оргкомитетом Игр. Также оргкомитетом были запланированы выпуски олим­пийских марок как одного из источников поступления средств для подго­товки и проведения Игр. Министерство связи СССР в рамках осуществления этой программы приступило к регулярному выпуску предолимпийских марок и блоков, на которых помимо основного номинала был указан допол­нительный сбор в фонд оргкомитета. Первая серия из трех марок и блока вышла в конце 1976 года, рисунки марок были выполнены Н. Литвиновым, автором блока стал Г. Комлев.

Последующие выпуски, а всего серий было девять, должны были пред­ставить весь спектр олимпийских дисциплин, сгруппированных по темам. Каждая серия состояла из пяти марок и блока, начиная с третьей серии все блоки печатались с номерами.

Четыре первые и три последние серии были созданы Николаем Литви­новым в едином ключе: почти скульптурные фигуры атлетов белого или зо­лотистого цвета на густом и сочном фоне, подчеркивающем их сходство с барельефами.

Пятую серию, посвященную олимпийской парусной регате в Таллинне, го­товил художник Ю. Арцименев. Шестая серия, посвященная гимнастическим видам олимпийской программы, создана по рисункам И. Сушенко.

Наряду со спортивными сериями почта СССР с конца 1977 по февраль 1980 года выпустила пять серий марок под девизом «Туризм под знаком пяти колец». Все марки были рублевого номинала с дополнительным 50-копеечным сбором в фонд оргкомитета Игр. В создании этих марок принимала участие большая группа художников, они были выполнены в технике глубокой печати в сочетании с металлографией. Эти выпуски были призваны пропаганди­ровать культурную программу Олимпиады, знакомить с архитектурными па­мятниками нашей страны.

Рис. 18. Эскиз почтового блока 1980 года
«Успешное завершение XXII Олимпийских игр в Москве»

Рис. 19. Оригинал почтового блока 1980 года
«Успешное завершение XXII Олимпийских игр в Москве»

Успешное завершение игр московской Олимпиады было отмечено вы­пуском номерного блока с изображением полюбившегося всем олимпийского мишки на мирке блока. Рисунок блока выполнил А. Шмидштейн. Изучая под­готовительные материалы к изданию этого блока, можно заметить, что за­планированное количество олимпийских медалей, указанное на эскизе блока, оказалось почти вдвое больше, чем реальное количество медалей, по­лученных нашей сборной. Олимпийский девиз в верхней части блока в про­цессе работы над рисунком был заменен цитатой из речи Л.И. Брежнева (рис 18,19).

Московской Олимпиаде предшествовали зимние Игры в Лэнк-Плэсидс, отмеченные ставшей традиционной для олимпийских выпусков пятимарочной серией с блоком, созданной по рисункам И. Сушенко.

Следующие зимние Олимпийские игры, проходившие в 1984 году в югославском Сараево, советская почта отметила серией из четырех марок, отпе­чатанных как в обычных, так и в малых листах, на полях которых была изо­бражена эмблема нашей олимпийской сборной. В дальнейшем малые листы стали непременным атрибутом олимпийских выпусков. Автором рисунков к этому выпуску был Николай Литвинов.

Зимняя Олимпиада 1988 года в Калгари сопровождалась обычной пятима­рочной серией с блоком, малыми листами и послеолимиийским выпуском с надпечаткой. Автором серии был И. Козлов.

Про сеульский выпуск летом того же года можно сказать то же самое, только готовил его художник Ю. Арцименев, и это был последний олим­пийский выпуск почты Советского Союза.

Рис. 20. Оригинал почтовой марки 1992 года
«XVI зимние Олимпийские игры в Альбервиле. Лыжное двоеборье»

Название страны «РОССИЯ» впервые появилось именно на олимпийских марках. Первой почтовой эмиссией Российской Федерации стал выпуск, по­священный зимней Олимпиаде в Альбервиле 1992 года (рис 20)Автором рисунков к серии из трех марок был также Юрий Арцименев. Марки печатались также и в малых листах с весьма скромным оформлением полей.

Тенденция к сокращению количества марок в выпусках и большему ла­конизму в их оформлении прослеживается и в последующих олимпийских эмиссиях. Объяснение этому можно найти как в снижении показателей нашей сборной на олимпийских играх, так и в общем падении интереса к спорту.

Дальнейшие отечественные олимпийские выпуски можно охарактери­зовать в нескольких строчках.

Серия, посвященная XXV летним Олимпийским играм в Барселоне, со­стояла из трех простых, но изящных марок, отпечатанных с рисунков Б. Илюхина. Никаких блоков, никаких послеолимпийских надпечаток с под­счетом медалей.

На полях малых листов серии из трех марок, изданной в 1998 году, ху­дожник Б. Илюхин изобразил великолепные пейзажи хозяйки XVIII зимней Олимпиады Японии.

Рис. 21. Оригинал почтовой марки 2000 года
«Синхронное плавание. XXVII Олимпийские игры в Сиднее»

На одной из марок трехмарочной серии, подготовленной художником С. Сухаревым к сиднейской Олимпиаде 2000 года, впервые появляется изо­бражение синхронного плавания, в котором наши спортсменки добились ли­дирующего положения в мире (рис. 21). Синхронное плавание включалось в программу олимпийских игр, начиная с Олимпиады 1984 года в Лос-Анжелесе, которую наша страна бойкотировала по политическим сооб­ражениям.

Игры зимней Олимпиады в Солк-Лейк-Сити (США) российская почта также отметила трехмарочной серией по рисункам художника В. Бельтюкова.

Тот же Бельтюков был создателем серии из двух марок с купоном, посвя­щенной играм XXVIII Олимпиады в Афинах.

XX зимние Олимпийские игры в Турине сопровождались эмиссией из трех марок по рисункам художника Р. Космы.

Игры 2008 года в Пекине были отмечены сценкой из трех марок, выпу­щенных в листах с оформленными полями, по рисункам А. Московца.

Зимние Олимпийские игры 2010 года в канадском Ванкувере удостоились всего одной марки по рисунку А. Московца.

Кстати, здесь уместно напомнить, на право проведения следующих XXX летних Олимпийских игр претендовала и Москва, о чем свидетельствует выпуск 2005 года (художник В. Бельтюков). Однако это право завоевал Лондон, и игры лондонской Олимпиады 2012 года почта России отметила вы­пуском одного блока по рисунку А. Московца. Правда, в данном случае наша почта вернулась к уже подзабытой практике послеолимпийских выпусков, и в сентябре 2012 года увидел свет блок с надпечаткой, подводящей итог выступления наших олимпийцев в Лондоне.

Новый всплеск отечественной олимпийской филателии был вызван полу­чением городом Сочи права на проведение XXII зимних Олимпийских игр. Описание сочинских эмиссий выходит за рамки моего доклада, упомяну лишь, что осуществление предолимпийских выпусков было начато изданием в марте 2011 года почтового блока, и в настоящее время отечественная почта продолжает радовать любителей спортивной филателии олимпийскими вы­пусками почтовых марок.

Андреева Наталия Владимировна, ведущий научный сотрудник исследовательского отдела знаков почтовой оплаты ЦМС имени А. С Попова (г. Санкт-Петербург). Из истории отечественных выпусков почтовых марок» (по материалам Государственной коллекции знаков почтовой оплаты). «Спортивная филателия. Олимпийское движение». 2013. Материалы 4-го научно-практического семинара по истории почты и филателии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.