Во Франции первые почтовые службы появились во времена римских завоеваний. Начиная с первого века нашей эры, в течение 250-300 лет почтовой связью пользовались правительственные и военные организации.

Существовал определенный вид связи и между французскими монастырями, который так и назывался — монастырская почта.

С 1300 года Парижский университет, крупный научный центр того времени, брал на службу большое число людей, известных как университетские курьеры. При их помощи студенты и преподаватели пересылали письма своим семьям. Курьеры доставляли почту и деньги из Парижа и в Париж. Это продолжалось до 1641 года. На письма еще не ставились почтовые штемпеля. Лишь иногда их помечали крестом.

В 1464 году король Людовик XI учредил первую королевскую почту и назначил министра. В 1589 году Фуке де ля Варану, управляющему почтами Франции, было поручено проведение закона, разрешающего населению пользоваться почтовыми услугами

В XVI веке на письмах ставились пометки, определявшие сумму почтовой оплаты. В нижней части письма проводилось от одной до четырех линий, которые показывали, сколько су должен уплатить получатель за доставленное ему письмо. Многие почтальоны не умели ни читать, ни писать, но могли сосчитать количество линий и узнать сумму, которую следовало получить.

Первые штемпеля, заменившие прежние пометки, делавшиеся почтовыми служащими, относятся к началу XVII века. Их оттиски получались грубыми, нечеткими. Несколько известных образцов отпечатаны так плохо, что лишь сопоставляя их, можно восстановить рисунок, штемпеля. Наиболее ранние штемпеля, встречающиеся в коллекциях, относятся к 1611 году. Предполагается, что ими пользовались должностные лица в некоторых провинциях для обозначения почтовой оплаты. Штемпеля являются самыми ранними в мире печатными почтовыми знаками (рис. 1,2).

С 1640 года на письмах от руки указывалась сумма в су или в ливрах, которую платили вперед. С общего согласия почтовых чиновников рукописный гриф на письме стал эквивалентом указания о предварительной оплате.

Приблизительно с 1695 года появились почтовые штампы, на которых указывался город — место отправления письма. На таком штампе адрес был написан в одну или две строки. Штампы различались по размерам, манере письма и употреблению (рис. 3). Письма с их оттисками теперь встречаются очень редко. Иногда перед названием города ставилась частица «de», например, «de Reims» (из Реймса). Такой тип почтовых штампов использовался почти в течение века. В 1792 году к названию стали прибавлять номер департамента. В некоторых случаях название небольшого города присоединялось к названию более крупного.

Большая часть почтовых штампов XVIII века — черного цвета. Другие краски использовались редко.

В 1829 году во Франции появилась эстафетная почта для срочной пересылки корреспонденции между Парижем и портами Ла Манша. Почту доставлял запряженный лошадьми экипаж. Эта служба существовала до 1835 года. Некоторые ее штемпеля были красного цвета (рис. 4).

В 1830 году появился новый почтовый штемпель. Сначала это был «большой штемпель»: двойной круг с названием города в верхней части, номером департамента в нижней и датой посередине (рис. 5). На некоторых штемпелях стояли виньетки, которые впоследствии были опущены. В 1836 году размер штемпеля был уменьшен и он назывался «средним». В 1838 году штемпель еще раз уменьшили, и он стал известен, как «малый». Им пользовались долгие годы. В 1875 году номер департамента был заменен его названием, хотя штемпеля с номерами еще продолжали использоваться.

1 января 1849 года во Франции были впервые введены марки. Однако официальный штемпель для гашения до 15 января не был готов, и первые две недели марки гасились различными штампами с рисунком в виде линий, звезд, крестов, и других фигур. Многие из этих штемпелей известны сегодня по названиям городов, в которых они ставились. Например, крест — Труа, линии — Лилль, Парижская звезда.

На рисунке 6 показан конверт письма, отправленного из Парижа 10 января 1849 года. Марка на конверте погашена фигурным штемпелем «розетка». Это письмо оплачено одной из наиболее редких французских марок номиналом 1 франк — цвета киновари.

Штемпеля «решетки» для гашения почтовых марок были введены 15 января 1849 года и повсеместно использовались во Франции до 1852 года. Существовало несколько видов таких штемпелей; наиболее часто употреблявшиеся имели форму ромба. На рисунке 7 показана погашенная «решеткой» марка на письме, отправленном из старинного города виноградарей — Коньяк.

Применявшиеся в последующие периоды французские почтовые штемпеля хорошо известны филателистам, пользующимся каталогом «Ивер», где они приведены в первом томе.

Менее известны штемпеля передвижных почт. Можно сказать несколько слов об этих интересных гашениях. Железные дороги появились во Франции в 1828 году. Первая линия, на которой 1 марта 1845 года ввели разъездную почту, была линия Руан — Париж. Первоначально почта перевозилась на открытых вагонах-платформах, и только 1 августа 1845 года стали курсировать первые настоящие почтовые вагоны, что позволило сортировать письма в пути. По-видимому, штемпель «Линия Руан» не был вовремя готов, так как на наиболее раннем известном письме, совершившим путешествие по этой линии, стоит дата 7 августа 1845 года.

На железнодорожных линиях работало две бригады, и у каждой были свои штемпеля — грифы.

На поездах и кораблях устанавливались передвижные почтовые ящики. Их свозили в центральное почтовое отделение района для сортировки. На штемпеле были буквы ВМ (Boiie Mobile— передвижные ящики).

Интересны штемпеля дневной и ночной железнодорожной службы. Дневная ставила восьмиугольник, ночная — круг.

Заслуживают внимания несколько штемпелей особого назначения. Буквы на штемпеле Р Р (с рамкой и без нее) означают Port Paye (предварительная оплата), Р Р Р Р — Porf Paye Passe Paris (предварительная оплата через Париж), PD — Paye jusqu a la destination (оплачено до места назначения), PF — Рауе jusqu a Ea frontiere (оплачено до границы).

Из морских наиболее широко известны штемпеля с изображением якоря в центре ромбовидной фигуры, состоящей из точек (рис. 8). На других указывалось название корабля. Штемпеля с якорем использовались с 1857 до 1876 год. Ими гасили марки наравне с обычными почтовыми. Штемпеля с отметкой корабельного маршрута появились около 1868 года и были отменены в конце 1890 года. На них название линии указывалось наверху, а дата ставилась в центре. На других морских штемпелях имелись надписи — пассажирский пароход, Черное море, во Францию морем, средиземноморское судно, пароход, морской почтовый ящик.

В период франко-прусской войны 1870-1871 годов письма посылались на воздушных шарах, голубиной почтой и т. д. Об этом довольно широко известно. Приведем лишь один конверт письма, отправленного баллонной почтой из осажденного Парижа в русский город Вильну (рис. 9). Буквы РО на конверте означают — оплачено до места назначения.

Несколько слов о первом специальном гашении во Франции. Оно проведено в 1855 году во время Всемирной выставки. На штемпеле стояла надпись «Exposition Universelle. Poste» (Всемирная выставка. Почта) внутри двойного круга c датой посередине.

В 1867 году было создано специальное «бюро Всемирной выставки», имевшее три различных штемпеля для спецгашения: один с двойным кругом, другой в виде восьмиугольника, во внутреннем круге которого ставилась дата, третий штемпель был в форме ромба, состоящего из точек с буквами EU (Exposition Universelle — Всемирная выставка) в центре.

И. Молчанова. Из истории французской почты. «Филателия СССР». 1977. №3 (стр. 22-24).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.