В июле 1828 года пароход «Одесса» открыл пассажирское сообщение по Черному морю. А уже в 40-х годах пароходами осуществлялась перевозка пассажиров, грузов и корреспонденции по Черному и Азовскому морям. Выполнялись рейсы и в Константинополь.

Решающую роль в дальнейшем развитии морской почты в этом регионе сыграла организация крупных пароходных компаний — «Русского Общества Пароходства и Торговли», «Российского транспортного и страхового общества», «Добровольного флота». Основанное в 1856 году «Русское Общество Пароходства и Торговли» — РОПиТ обеспечивало регулярное пароходное сообщение между русскими городами побережья, а также рядом зарубежных портов, главным образом Ближнего Востока.

В уставе РОПиТ была предусмотрена обязанность пароходства по перевозке почты и «почтовых чинов».

В декабре 1857 года Почтовый департамент и РОПиТ заключили особое соглашение о перевозке «между русскими почтовыми местами» на пароходах общества простой корреспонденции. Такая корреспонденция, обработанная в соответствии с почтовыми правилами, сдавалась по реестру капитану парохода или его помощнику. При этом, как указывалось в (1), «вся корреспонденция должна заделываться в особые сумки или чемоданы, для каждого порта отдельно» с наложением печати или пломбы и указанием пункта назначения. По прибытии в порт адресованная туда почта сдавалась встречающему почтовому работнику или агенту общества.

Позднее между Почтовым ведомством и РОПиТ был заключен договор о перевозке «всей» корреспонденции, вступивший в силу с 1 января 1863 года. Договор, в основном, сохранял существующие правила перевозки, но для приемки, сдачи и сопровождения почты назначались почтальоны, хотя практически они начали сопровождение почты несколько раньше (2).

В этот период все почтовые операции по «уничтожению» печатей на конвертах, а позже почтовых марок пером или штемпелем, выполнялись почтовыми конторами при приемке корреспонденции в пункте отправления.

Таким образом, эта корреспонденция никаких пароходных отметок не имела.

Общим циркуляром по Главному управлению почт от 12 апреля 1860 года сообщалось о рассылке новых штемпелей «однообразных лучшего устройства», но это мероприятие не коснулось подвижных почтовых учреждений, в том числе и на пароходах, где порядок оформления почты на месте приемки ее остался без изменений.

25 ноября 1871 года в газете «Голос» была опубликована информация о введении почтовых ящиков при агентствах РОПиТ, для последующей отправки почты пароходами (3). Однако фактически почтовые ящики были установлены на пароходах, поскольку агентства были не во всех портах. Почтовые ящики размещались в особой каюте и были в «полном распоряжении почтальона» (4).

В связи с поступлением корреспонденции на пароходы, минуя портовые почтовые конторы, «для более исправного ведения делопроизводства при пересылке корреспонденции на пароходах РОПиТ, к почтальонам для сопровождения почт вводятся сортировщики» (Министерство внутренних дел, Почтовый департамент, № 17 361 от 2 декабря 1871 г.) (5).

Сортировщики обязаны были следить за достаточной франкировкой корреспонденции, опускаемой в почтовые ящики, сортировать ее и передавать береговым почтовым учреждениям в пунктах назначения,

Далее, циркулярным письмом № 9792 от 12 июня 1873 года Почтовый департамент предложил Одесской пограничной почтовой конторе: «Вменить в обязанность разъездных сортировщиков, чтобы на всю простую письменную корреспонденцию, поступающую к ним на пароходы открыто, были налагаемы пароходные штемпеля, обозначающие год, месяц и число, а также номер пристани, на которой поступило на пароход письмо или постпакет. Такие 4 штемпеля будут высланы в скором времени» (6).

Аналогичное указание было дано Управляющему почтовой частью в Таврической губернии для Азовской линии, куда будут высланы 2 штемпеля (7). Почти одновременно, 14 июня 1873 года VI отделение Почтового департамента передало IV отделению департамента справку-заказ на изготовление этих штемпелей: «Вследствие установления пересылки почт на пароходах по Одесско-Кавказской и Азовской линиям в сопровождении сортировщиков, необходимо ныне же изготовить штемпеля для наложения на всей простой письменной корреспонденции, которая будет поступать на те пароходы открыто, а также для уничтожения марок и штемпелей на конвертах.

Штемпеля эти должны быть изготовлены следующим порядком: четыре из них с надписью: «Одесса — Керчь — Поти» и обратно и по два с надписью «Керчь — Таганрог» и обратно. В штемпеля эти, подобно изготовленным для пароходов, на которых пересылается почта по Волге и Каме, должны вкладываться цифры как для означения года, месяца, числа, так и количества пристаней, в первых четырех — 10 пристаней, а в остальных двух — 5.

По изготовлению означенных штемпелей следует отправить их с описанием порядка употребления для передачи пароходным сортировщикам — первые восемь в Одесскую контору, а последние четыре Управляющему почтовой частью в Таврической губернии» (8).

(На оригинале справки — «принял Иванов 14/VI —73).

К сожалению, сопроводительная к штемпелям с «описанием порядка употребления», пока не обнаружена и можно только предполагать о дате их отсылки, количестве и номерах пристаней.

Вероятнее всего, применение этих штемпелей начато в конце 1873 или начале 1874 года. Что касается номеров пристаней, то с достаточной достоверностью можно утверждать, на основании «Списка почтовых учреждений Российской империи» (9) за 1870 и 1873 годы, где есть указания о перевозке почты по Черному морю между портами Одесса, Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Сухум, Поти, а по Азовскому морю между портами Таганрог, Ейск, Мариуполь, Бердянск, Керчь. Этот перечень подтверждается расписанием рейсов пароходов РОПиТ на 1870— 1874 годы (10). Количество портов совпадает с количеством закладных в штемпеля по справке VI отд. Почтового департамента, т. е. для Черного моря — 10 и Азовского — 5.

Принимая последовательность перечисления пристаней в перечне соответствующей порядковым номерам, получаем для Черного моря: Одесса — № 1, Евпатория — № 2. Севастополь — № 3, Ялта — № 4, Феодосия — № 5, Керчь — № 6, Новороссийск — № 7, Туапсе — № 8, Сухум — № 9, Поти — № 10 и для Азовского моря: Таганрог — № 1, Ейск — № 2, Мариуполь — № 3, Бердянск — № 4 и Керчь — № 5.

Следует отметить одну особенность, связанную с первым пароходным штемпелем на Черноморском маршруте, а именно, с описанием этого штемпеля в работе С. В. Пригары (11), где в таблице пароходных штемпелей значится под № 1 круглый штемпель с надписью «Поти — Керчь — Одесса» и датой «26.7 сен. 1875».

Рисунок штемпеля с этими же данными впервые приведен в работе Чилингиряна и Стефена (12), где видно, что «26» расположена горизонтально— «лежачая», т. е. обозначает номер порта подачи корреспонденции. В нижней части рисунка показана арабеска, аналогичная рисунку на штемпеле для города Одессы того периода. Позднее этот рисунок попал и в отечественные издания («Советский коллекционер» № 7 и 24).

В действительности должно быть — «лежачая цифра «7» (номер порта подачи корреспонденции), т. к. портов было всего десять, а «26» относится к дате гашения. Вероятнее всего, это ошибка сортировщика, спутавшего вкладыши. Аналогичные ошибки встречаются и на других штемпелях с закладными деталями, например, на маршрутах Херсон — Одесса, Николаев — Одесса.

Штемпеля дореволюционного периода

Кроме того, наличие арабески в нижней части штемпеля не соответствует подлинному штемпелю, где на этом месте штриховка в виде вытянутого ромба или перевернутого треугольника (рис. 1). Подлинные оттиски штемпелей на письмах известны в собрании французского коллекционера М. Лилшютца.

Таким образом, можно полагать, что оба зарубежных автора полного оттиска штемпеля не имели и рисунок его был дорисован. По разным причинам многие штемпеля изготавливались на местах с отступлением от стандарта (рис. 16, 1в), хотя это было запрещено департаментом. Циркуляром от 2 июня 1877 года № 12283 было указано на необходимость унификации штемпелей и размещения в нижней части штемпеля вместо различных арабесок почтовых рожков (рис. 1а). Новые штемпеля для Черноморского маршрута были с № 1, 2, 3, 4 с учетом присоединения к России по договору с Турцией в 1878 году г. Батума. Однако, несмотря на наличие в рассматриваемый период штемпелей, можно встретить письма, перевезенные пароходами без соответствующих отметок. Так как два почтовых рейса в неделю по Черноморскому маршруту не обеспечивали потребностей почты, 29 мая 1874 года Почтовый департамент дал указание № 8824 Одесской пограничной почтовой конторе: «… Для ускорения прохождения почт, а почтовые пароходы отходят не ежедневно, установить на грузовых пароходах РОПиТ на внутренней линии почтовые ящики для простой маркированной корреспонденции (письма и бандероли), адресованной в крымские порты. Ключи от ящиков у капитанов пароходов. В то же время грузовыми пароходами отправлять сумы и постпакеты с корреспонденцией, сдавая ее капитанам. В портах должны являться почтовые приемщики или агенты пароходства» (13). Эта корреспонденция также не имела пароходных отметок, и ее принадлежность к пароходной почте можно установить по датам штемпелей контор в пунктах отправления и прибытия. Например, письмо отправлено из Евпатории 6-го, получено в Одессе 7-го числа, из Севастополя 21-го и в Одессе получено 22-го, из Симферополя 4-го, почтовым вагоном в Севастополь 5-го и в Одессе получено 6-го числа и т. д.

С начала 90-х годов с аналогичной целью и, кроме того, для доставки почты в порты, в которые пароходы РОПиТ не заходили, часть корреспонденции перевозилась по Крымско-Кавказской линии пароходами Российского общества с использованием нестандартных овальных и прямоугольных штемпелей (рис. 4 и 4а).

В 1890 году Главное управление почт и телеграфов циркуляром № 13 от 5 апреля сообщило о решении 3-го конгресса Международного почтового союза, в соответствии с которым вводился новый тип почтового штемпеля с обозначением месяца римскими цифрами и крестообразным написанием даты, месяца и года (рис. 2, 2а, 26, 2в). Затем в 1903 году циркуляром № 9 от 3 февраля Главное управление почт и телеграфов вновь изменило типы штемпелей, приняв для подвижных почтовых учреждений, в том числе и пароходных, овальные штемпеля (рис. 3 и За). Этот тип штемпеля был в обращении более 30 лет и был отменен распоряжением Управления почтовой связи от 20 апреля 1938 года. Следует отметить, что во всех дореволюционных циркулярах о введении новых штемпелей предписывалось замену штемпелей производить по мере износа старых.

Это обстоятельство затрудняет установление точной даты выхода из обращения старых штемпелей и ввода новых.

После 1917 года на судах Черноморских линий некоторое время использовались сохранившиеся дореволюционные овальные штемпеля (рис. За). Известны также гашения на конвертах и почтовых карточках в 1924—1937 годах с литерами а, б, в, г, д, ж, к, л. На некоторых из этих штемпелей был сбит «ъ» (твердый знак).

Штемпеля Советского периода

Далее, были введены и действовали до 1941 года круглые «именные штемпеля с указанием названия судна, а также конечных пунктов маршрута (рис. 5а, 6). Появление этих штемпелей связано с выходом на линию Одесса — Батум новых пассажирских теплоходов «Абхазия», «Аджария», «Крым», «Армения», «Грузия», «Украина». Известны и более ранние штемпеля, например, на письмах с теплохода «Крым» (рис. 5, 56).

В послевоенный период и до 1975 года действовали круглые календарные штемпеля двух размеров: большой — диаметром 29—30 мм для судов «Абхазия», «Адмирал Нахимов», «Иван Франко», «Тарас Шевченко», «Шота Руставели», «Дзержинский», «Крым» (рис. 6), малый — диаметром 25 мм для судов «Грузия», «Молдавия», «Петр Великий», «Россия», «Украина», «Латвия», «Литва», «Колхида» (рис. 6а).

Кроме того, в обращении были круглые штемпеля диаметром 25 мм для судов «Грузия», «Ленсовет», «Победа», «Украина» с указанием только порта приписки — «Одесса» и названием судна (рис. 66), а также без названия судна с надписью «Пароход Одесса — Батуми» и «п/х Одесса — Батуми» (рис. 6в, 6г), которыми пользовались «Аджария», «Армения», «Башкирия», «Львов», «Петродворец», «Сарыч», «Таджикистан», «Узбекистан», «Молотов» и очень короткий срок до изготовления «личных» штемпелей теплоходы «Белоруссия» и «Одесса» в 1975 году, «Азербайджан» в 1976 году.

С июня 1975 года вводятся по мере выхода судов на внутренние линии специальные художественно выполненные календарные штемпеля для судов «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Башкирия», «Белоруссия», «Максим Горький», «Колхида», «Литва», «Молдавия», «Леонид Собинов», «Победа», «Таджикистан», «Россия», «Узбекистан», «Украина», «Тарас Шевченко», а с января 1976 года и для судов «Латвия», «Адмирал Нахимов», «Шота Руставели», «Иван Франко».

В 1981 году введены в действие аналогичные штемпеля для судов «Азербайджан», «Грузия», «Казахстан», «Карелия», «Одесса», «Сарыч» и с июня 1983 года для судов «Лев Толстой», «Киргизстан» (рис. 7). В 1990 году получены и также вводятся в действие по мере выхода судов на внутренние линии несколько отличные по рисунку штемпеля для судов «Дмитрий Шостакович», «Федор Шаляпин», «Федор Достоевский», а с 1991 года — «Петр Первый» (рис. 8).

Дополнительно к специальным штемпелям с марта 1976 года введены с одновременным изъятием из обращения штемпелей рис. 6в и 6г новые круглые календарные штемпеля стандартного образца диаметром 25 мм с надписью по кругу «Теплоход Одесса — Батуми» или «Теплоход Батуми — Одесса», по 15 штемпелей для каждого направления, с литерами от «а» до «п» (рис. 9). Кроме того, как в дореволюционный, так и в советский периоды, в обращении были штемпеля портовых почтовых контор, которые в ряде случаев использовались для гашения марок и печатей конвертов (рис. 10 и 11), а также различные штампы (рис. 12).

Г. Андриешин. История перевозки почты по Черному морю на пароходах. «Филателия СССР». 1992. №3 (стр. 45-49), №4 (стр. 48-49)


Литература

1—8. ЦГИА, фонд № 1209, оп. 1, дело 2148 — «О перевозке почт на пароходах РОПиТ между портами Черного и Азовского морей».

  1. Библиотека музея связи им. А. С. Попова, инв. № 1394, 1396.
  2. Библиотека им. М. Горького, Одесса, «Одесский календарь» за 1873—1874 гг.
  3. С. В. Пригара, «Русская почта в Империи, в Турции, в Китае и Царстве Польском», стр. 149.
  4. Tchilinghirian S. D., Stephen W. S. E. «Stamps of Russian Empire Used Abroad». BSRP Aberlour 1957—1960.
  5. Я. Бовин, «Почтовые штемпеля России».— «Филателия СССР», № 5, 1971 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.