Каждый корабль имеет свою историю. В моей коллекции, посвященной Восточной Сибири, есть несколько открыток, на которых изображены байкальские ледоколы «Ангара» и «Байкал». Естественно возник вопрос: зачем понадобились на этом далеком озере, находящемся почти в центре Азии, ледоколы, какова их дальнейшая судьба?

Появление ледокольных пароходов на озере Байкал связано с прокладкой железной дороги, соединяющей европейскую часть России с Дальним Востоком. 19 мая 1891 года во Владивостоке состоялась закладка Великого Сибирского пути, но интенсивное строительство началось лишь спустя два года. Постройка транссибирской железнодорожной магистрали велась одновременно с двух сторон: из Челябинска и Владивостока. Это был большой и напряженный труд. Предстояло проложить 7000 километров железнодорожного пути по безлюдной болотистой и гористой местности, возвести десятки мостов и туннелей через бурные сибирские реки Обь и Енисей.

Работы велись в основном вручную с помощью кирки, топора, лопаты и тачки многими тысячами крестьян из окружных деревень, главным образом приехавших на заработки из европейской части России.

К 1898 году железная дорога в основном была построена, и жители Иркутска увидели первый поезд. С запада путь обрывался у станции Байкал и вновь уже начинался на восточном берегу озера у станции Мысовая (ныне город Бабушкин). Из-за больших технических трудностей не был построен только участок по южному берегу Байкала — Кругобайкальская железная дорога. Было решено перевозить поезда через озеро на специально построенных паромах, которые эксплуатировались бы и в зимнее время.

…Необычное оживление царило в один из весенних дней 1901 года на пристани села Лиственичное, расположенного на западном берегу Байкала. Был спущен на воду корабль-ледокол «Байкал». Этому событию предшествовала длительная работа по сборке и оснастке судна, которое было изготовлено в Англии фирмой «В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» и привезено по частям в Сибирь.

Спуск прошел благополучно, и пароход отправился в свой первый рейс. С интересом знакомились с кораблем первые пассажиры, ведь ничего подобного им до сих пор видеть не приходилось. Три машины, пятнадцать, паровых котлов, мощные гребные винты, два из которых находились в кормовой части, а один — в носовой, располагались под основной палубой. Сверху на ней были уложены три рельсовых пути, на которые с помощью станционного паровоза закатывалось двадцать семь груженых вагонов. На борт судна могло быть принято более двух с половиной тысяч пассажиров и двести пятьдесят лошадей.

Ледокол и внешне выглядел необычно. Вместо морских круглых иллюминаторов на белых высоких бортах виднелись квадратные, почти домашние окна пассажирских кают и помещений для судового персонала.

Пройдя испытания, «Байкал» стал курсировать между портами Байкал, Танхой и Мысовая, где были построены П-образные причалы с подъемными мостами, электростанции, маяки.

Позднее был спущен на воду и ледокол «Ангара», сделанный также в Англии. Он был меньшего размера и предназначался для перевозки пассажиров.

До 1905 года ледоколы «Байкал» и «Ангара» перевозили все грузы через Байкал. Но этого было недостаточно, и в особые периоды, например, в русско-японскую войну 1904—1905 годов прямо на лед озера приходилось укладывать рельсы, по которым следовали составы с военными грузами.

В 1905 году была построена Кругобайкальская железная дорога. Появился сплошной железнодорожный путь от Москвы до Владивостока. Но ледоколы по-прежнему продолжали перевозить поезда и грузы с одного берега на другой.

…Наступило лето 1918 года. Это было тяжелое время для Советской власти в Восточной Сибири. С запада к Иркутску приближались эшелоны с восставшими белочехами, с востока наступали иностранные интервенты и банды атамана Семенова. Красногвардейские отряды, организованные из рабочих Иркутска, Черемхова, Верхнеудинска и Читы, оказались зажатыми в кольце блокады. Плохо вооруженные, оторванные от европейских центров, малочисленные отряды красногвардейцев не могли оказать должного сопротивления войскам интервентов.

Летом 1918 года была организована Байкальская флотилия, в которую вошли также ледоколы «Байкал» и «Ангара». На них были установлены орудия и пулеметы. После того как фронт приблизился к озеру, Байкальская флотилия включилась в военные действия.

После кровопролитных боев в районе станций Байкал, Слюдянке, Култтук части красногвардейцев отошли сначала до станции Танхой, а затем и до Мысовой, где сконцентрировался весь Байкальский фронт. У причалов Мысовского порта пришвартовались суда флотилии во главе с вооруженным ледоколом «Байкал».

В начале августа к станции Мысовая со стороны Лиственичного подошел пароход с баржей на буксире, на которой были установлены артиллерийские орудия. Неожиданно белогвардейскими судами был открыт огонь по станционной площади и железнодорожным путям, забитым составами. В сложившейся обстановке не было возможности оказать отпор противнику с берега, и в бой вступил ледокол «Байкал». (Имевшая лучшее вооружение «Ангара» в то время находилась в разведке.) Набирая скорость, флагман отошел от пристани и устремился к пароходу противника. Белогвардейские суда стали отходить от берега.

Началась артиллерийская перестрелка. Снаряды градом сыпались на героическое судно, вооруженное одной старенькой пушкой и парой пулеметов. К тому же дальность стрельбы пушки была очень мала. Бой был явно неравным. Постепенно положение «Байкала» ухудшалось. Один из снарядов разрушил рулевой отсек, другой вызвал на ледоколе пожар. Слесарь Л. М. Власов, командовавший кораблем, направил его к берегу, а затем отдал команду покинуть ледокол. Через некоторое время пламя охватило все палубные надстройки, и ледокол стал похож на пылающий факел…

…«Так самая крупная единица Байкальской флотилии трагически закончила свою службу»,— пишет в воспоминаниях участник гражданской войны в Прибайкалье А. Д. Кулехов, — но на станции за это время все же успели рассредоточить составы и организовать оборону». К вечеру ледокол сгорел, но не затонул, так как находился на мелководье. После окончания гражданской войны остов «Байкала» был извлечен из воды и разрезан на металлолом.

Бой на станции Мысовая был одним из последних на Байкальском фронте. Вскоре красногвардейские отряды отошли к Верхнеудинску, а затем к Чите. 28 августа руководством красногвардейских отрядов было принято решение начать партизанскую войну.

Ледокол «Ангара» еще некоторое время плавал по Байкалу под красным флагом, но после того как все побережье озера было захвачено белыми и интервентами, отряд красногвардейцев, предварительно сбросив в воду пушки и пулеметы, покинул корабль и ушел к партизанам. «Ангара» пережила гражданскую войну и в мирное время вновь вступила в строй действующих судов…

…Трудно сказать, есть ли что-либо величественнее, чем озеро Байкал, в которое впадает 300 рек и ручейков, а вытекает единственная река — Ангара, образующая Иркутское море с многочисленными заливами. В одном из них на 21-м километре Байкальского тракта вы можете видеть стоящий на приколе пароход. Это ледокол «Ангара». И сейчас он продолжает служить людям, но уже в качестве базы ДОСААФ.

В. Xохрин. История ледоколов на Байкале. «Филателия СССР». 1977. №10 (стр. 48-50)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.