Беседа с одним из самых сильных в России филателистов-тематиков Константином Меллером, началась с довольно странного, на первый взгляд, вопроса…

– Что ты, всё-таки, собираешь? Ведь о твоих пристрастиях есть разные мнения.

– Сколько себя помню, столько марки и собираю. Никогда не останавливался, и собирать не прекращал. У меня в филателии есть несколько непересекающихся направлений. Всегда интересовали советские марки. И я собрал специализированную коллекцию марок СССР. Есть там и растры, и зубцовки, и многое другое. Какие разновидности собираю, а какие нет? Часто дело вкуса. Меня всегда с детства интересовала и олимпийская тематика. Причём, не только как филателия. Так, книг по истории олимпизма я перечитал огромное количество.

В молодости я жил на Урале. Начинал, как все, в КЮФе. Первый раз в 1974 г. участвовал в выставке «Большой Урал». Получил «бронзу» (смеётся). При этом, самое смешное, что золотая медаль на этой выставке досталась главе челябинских филателистов за экспонат «Конверты первого дня Венгрии». Просто он пять стендов уклеил этими даже не прошедшими почту конвертами, и получил «золото». По должности. Правда, тогда венгерские марки были у нас в почёте, красивые и дефицитные. В общем, моя Олимпика на этом фоне вполне хорошо смотрелась.

– А как появился твой сегодняшний экспонат?

– Мне хотелось объединить все мои интересы в филателии. Хотелось и олимпийские, и советские марки показать. Сначала надо было понять, а как разрабатываются темы для олимпийских экспонатов? Когда-то всё делали просто. Начинали с Олимпийских игр в Афинах, писали: участвовало в играх стран столько-то, спортсменов было столько-то, призовые места заняли такие-то, и иллюстрировали всё это марками. Дальше – Олимпийские игры в Париже, и опять стран столько-то и т.д. И у всех всё было одинаково. Только материал у кого-то получше. Идеи, мысли какие? Никаких – открыл справочник и сделал экспонат.

Потом специалисты в тематике стали публиковать статьи, где говорилось, что уже нельзя делать просто экспонат «История Олимпийских игр», таких уже и так слишком много. После этого пошли: «Футбол на Олимпийских играх», «Баскетбол…», «Хоккей…» и т.д. Вот и сейчас в Индонезии был «Снег и лёд на зимних Олимпийских играх». Наклеиваются марки с лыжниками, конькобежцами, хоккеистами и т.п. Тоже ничего интересного.

При оформлении тематических экспонатов изучаешь регламенты, понимаешь, как на выставках оценивают коллекции. Там есть ключевая фраза «приветствуются новые аспекты известных тем». Смысл её в чем? Когда делаешь экспонат о флоре и фауне, то нельзя его назвать «Флора и фауна», это уже никому неинтересно. Надо что-то новое. Хоть «Полосатые» или «Усатые». Знаешь, какой экспонат является сегодня эталоном в тематической филателии? Экспонат «Растительность на лице» Джона Синфильда из Австралии. Только на одной идее человек создал великолепный экспонат. Марки всего мира представлены, включая классику, все монархи – они же с бородой и усами. И пробы, и пропуски, и всё прочее, что хочешь. У него огромное поле деятельности. Вот это и есть «новые аспекты».

Не все знают, что это редкость

Когда я пришёл к своей теме? Давно. Олимпийские игры в Москве, 1980 год, и я захотел быть на Олимпиаде. Нам – а жил я тогда в ЗАТО [1 ] на Урале – было запрещено на Игры ехать самостоятельно. Но я был студентом и работал проводником, и для меня эти преграды не существовали. Взял билет до Рязани, там сел в почтово-багажный вагон с бутылкой портвейна, попросил старого проводника: «Довезите меня до Москвы». Остановиться было где, посмотрел Олимпиаду, наделал кучу гашений, с французом кепками поменялся. Помнишь о бойкоте Московской Олимпиады? Некоторые страны выпустили марки предолимпийские, а олимпийские из-за бойкота не выпустили, кто-то из спортсменов приехал, кто-то нет. Часть спортсменов выступала под флагом МОК, они на Игры приехали сами, а их страны Олимпиаду бойкотировали. Помню, когда для Себастьяна Коу после его победы играли гимн МОК, англичане на трибунах вставали и пели английский гимн.

Письма советских солдат из Афганистана

Так и родилась идея экспоната «Олимпийские игры – спорт и политика». Теперь мне намекают, чтобы я название поменял, неполиткорректно, дескать. Когда разовьётся экспонат, может, появится и «Спорт и бизнес», и «Спорт и музыка», а пока у меня материал на тему «Спорт и политика». А выбрав тему, надо работать, думать и слушать советы знающих людей. Пример. Когда у нас проходила Всемирная выставка, известный филателист Манфред Бергман (Швейцария) проводил семинар в Манеже. И он заметил: «Вот у вас популярна Москва-80, вы охотно это всё собираете, ищете редкости и т.п. А почему вы не задумываетесь о том, что в начале экспоната должно быть солдатское письмо с датой 1979-80 гг. из Афганистана?» С этого и началась попытка бойкота Олимпийских игр в Москве и дальнейшая борьба за них. И я попробовал это письмо найти. И могу утверждать, что это очень сложно. В 1979-80 гг. полевой почты у советских солдат в Афганистане не было. На таких письмах стояли обычные календарные штемпели Ташкента или Андижана. Доказать, что это письмо из Афганистана, невозможно. Либо надо иметь подборку более поздних писем того же отправителя, когда полевая почта (п/п 24742) там уже появилась, либо лично знать этого человека и знать, когда он был в Афганистане.

– Меня всегда интересовало, как работает жюри в тематическом классе, когда совсем разные темы? Ведь нельзя же знать всё.

Лист экспоната К. Меллера «Катынь»

– Это для меня тоже загадка, но я не член жюри. На Всемирной выставке в Пекине подходил ко мне член жюри, интересовался. Сначала он почему-то решил, что мой экспонат – это коммунистическая пропаганда. Потом каждый день смотрел, изучал, расспрашивал. Он, поляк, спросил меня, знаю ли я, что среди 20 тысяч польских офицеров, расстрелянных в Катыни, было трое участников Олимпиад, в том числе, призеров. Знаю! «А почему не показываешь? – А как я могу показать, вы же, поляки, выпустили карточку дешёвенькую, где написали «польские олимпийцы, погибшие во Второй мировой войне». И всё. Потом нашёл, как это показать. Известно, что расстрельные списки подписали Сталин, Молотов и Ворошилов. Есть марка СССР, где Сталин с Ворошиловым за пару лет до подписания этих списков принимает парад Первой Конной. С Молотовым марки какой-то интересной нет. Но в честь его 50-летия город Пермь переименовали в Молотов. Нахожу шикарный конверт, где стоит заказной штамп «Молотов». При подписании списков ещё присутствовали Каганович и Микоян, но не голосовали. И у меня была идея такая, написать что-то на колбасный завод им. Микояна, чтобы получить ответ на бланке. Про Кагановича? Первое время Московский метрополитен носил имя Л. Кагановича. Но места на листе мало. В результате, осталась польская карточка, Ворошилов со Сталиным и Молотов. Получился интересный лист.

P. Баббут (Польша), К. Меллер, В. Притула, В. Жохов (Россия), Ю. Купалян (Армения) на выставке «Олимпфилэкс» (Пекин 2008 г.)

Но так бывает не всегда. В Индонезии, например, уже после Пальмареса [2], когда уже все результаты объявлены, члены жюри общаются с экспонентами. И часто бывает видно, что твой экспонат они фактически не смотрели. Они многое не заметили, не уловили, в чём суть. Я думаю, нашим комиссарам надо быть активнее на выставках и именно в этом помогать экспонентам своей страны.

Герой интервью получил позолоченную медаль Всемирной выставки в Индонезии

И в жюри от России знающие люди работают. Речь не идёт о том, чтобы на кого-то давить. Ни в коем случае! Просто помочь членам жюри тематического класса разобраться с экспонатами, посоветовать поговорить с экспонентом. Или просто рассказать о советских редкостях, а то, ведь многие иностранцы даже не знают, что такое «растр», к примеру.

– А как ты в своём экспонате показываешь, что данная конкретная вещь – редкость?

– Просто пишу, что известно столько-то экземпляров. Когда уникум, так и пишу. Вот смотри, Гознаковская проба. Когда её готовили, не могли правильно рисовать кольца потому, что мы ещё не получили Олимпиаду-80. Текст совершенно другой. Потом, блок вышел уже с правильным текстом. А смотрит иной член жюри на это, и видит только, что тут стрелок много…

– Твой экспонат у меня почему-то ассоциируется со Сталинским блоком с зеленой рамкой.

– Известная история. После Олимпиады, после проигрыша матча в футбол югославам, была расформирована футбольная команда ЦДКА, тренер и его помощники были уволены. Несколько лет не могли работу найти. Был бы 37-й год, сослали бы куда-нибудь. Не то, чтобы олимпийцам-футболистам нельзя было никому проигрывать, все понимали: это спорт. Нельзя было югославам проигрывать, вот в чём дело. Сталин с Тито тогда разругался.

Лист экспоната К. Меллера «Матч Сталин – Тито»

Тито у нас рисовали с гитлеровскими усами в журнале «Крокодил». У меня лист так и называется «Матч Сталин-Тито». Поместил марку с Тито и Сталинский блок. Можно маленькую марку Сталина, рядовую. А смысл тогда какой? Это все-таки филателия. Есть уникум, и он сюда хорошо ложится. Другое дело, что иностранные члены жюри не всегда понимают, что этот блок уникальный.

Экспонат «Олимпийские игры – Спорт и политика» На Всемирной выставке «Индонезия 2012»

Или вот другая история. Есть спортсмены всем известные, узнаваемые. А есть с какой-то незавидной судьбой, для которых даже в тех странах, честь которых они защищали, нет ни марки, ни штемпеля. Например, в 1928 г. в Амстердаме впервые было проведено командное первенство по женской спортивной гимнастике, выигранное командой Нидерландов. Почти вся команда и её тренер были евреями. В 1940 г. Голландию оккупировали. И команда во главе с тренером попала в Освенцим и Собибор. Выжила только одна спортсменка. А как это показать? Есть прекрасное отправленное в Швейцарию заказное письмо с олимпийских игр и почтовая карточка 1943 г. (они погибли в этом году) из Освенцима.

Посвящено спортсменкам, погибшим в Освенциме и Собиборе

Много есть любопытного. Знаешь ли ты, что были Олимпийские игры, на которых делегации соцстран жили в отдельной Олимпийской деревне? Не знаешь. А знаешь, почему великий атлет и победитель Олимпиады-36 Джесси Оуэне был на свадьбе сына своего соперника на Олимпиаде и оберефрейтора вермахта Луца Лонга? Приглашайте меня к себе почаще, я вам много интересного расскажу.

– Пригласим, конечно. К тематической филателии, сам знаешь, отношение теперь скептическое -дескать, дело это чуть ли не детское. Почему?

– Отношение такое – значит, недорабатываем. Это же от того зависит, какой ты сделал экспонат, что ты туда поставил. Людям интересно, когда материал старый, который они не видели, о существовании которого они не подозревают. Моя тема родилась из желания взять лучшее из марок СССР и олимпийских. Есть и другая проблема: часто в какой-нибудь теме марок позапрошлого века просто нет, поэтому приходится выкручиваться. И «Советы» все «молодые». К Российской империи, к Земству, конечно, отношение особое. Там получают золотые медали, спецпризы, и всё на свете.

Я думаю, чтобы не терять дальше филателистов, которых уже и так немного, пора создать новый класс – марок XX века. Чтобы человек, изучая и выставляя эти марки, мог получить достойную медаль. В таких марках хватает редкостей, и интересных вещей не меньше, чем в XIX веке. Были свои войны, революции и инфляции. Сейчас такой экспонат не сможет тягаться с Земством, ведь оно было на 50 лет раньше марок XX века. Если ввести класс для относительно современных марок, например, с 1920 года, то у людей появился бы больший интерес, возможности лучше удовлетворить амбиции. Было бы интересней.

 Награждение на Всемирной выставке «Олипфилэкс» в Пекине (2008 г.)

– Ты уже получил на Всероссийской «золото», а на Всемирной «позолоту». Дальше?

– Цель – получить золото – не снимается. Это достижимо. Книжку писать не буду, я не писатель – я собиратель. А филателия для меня и отдых, и работа ума; когда делаешь экспонат, то каталогом не обойдёшься. Истории в каталогах не пишут. Их надо найти.

А. Бабочкин. Истории в каталогах не пишут. «Филателия». 2012. №9 (стр. 10-13)
Использованы фотографии из личного архива К. Меллера и материалы его коллекции.


ПРИМЕЧАНИЯ

  1. ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование) — город с военно-промышленными предприятиями, для которого устанавливался особый режим функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания.
  2. Пальмарес – заключительное мероприятие любой Всемирной филателистической выставки, на котором проводится награждение участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.