Можно с абсолютной уверенностью сказать, что каждый филателист, не задумываясь, ответит на вопрос, откуда взята эта цитата. Да, именно этой марке выпала честь открывать «Каталог почтовых марок СССР».

«1918. Ноябрь, 7 (октябрь, 25). Первый революционный выпуск почтовых марок РСФСР.
Рисунок Р. Зарриньша. Гравюра П. Ксидиаса…»

Итак, первенцу советской филателии 70 лет. И, как водится в юбилеи, вспомним добрым словом его «родителя» — выдающегося художника-графика Рихарда Германовича Зарриньша1.

Будущий художник родился 27 (15) июня 1869 года в имении Киегели, находившемся на территории современного Валмиерского района Латвийской ССР. Окончив школу в г. Двинске (ныне Даугавпилс), 17-летний юноша по примеру многих соотечественников в 1886 году едет учиться в Петербург, где он становится студентом Центрального училища технического рисования барона Штиглица (ныне Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной). С отличием окончив его в 1895 году по классу гравюры на дереве и офорту у знаменитого В. Матэ, Р. Зарриньш получил право на стипендию и трехгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения своего мастерства. В Берлине и Мюнхене он работает в мастерских А. Цика, Р. Зейтца и М. Дазио, где улучшает технику в рисунке, литографии и офорте. В 1897—1898 годах Р. Зарриньш продолжает совершенствовать свое мастерство в Венской академии художеств у профессора В. Унгера. Завершается зарубежная практика занятиями по технике пастели и акварели в мастерских Парижа.

По возвращении в 1889 году в Петербург молодой художник принимает предложение работать помощником главного техника по художественно-графической части в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). Факт этот довольно примечателен. По воспоминаниям основоположника советской гравюры И. Н. Павлова поступить на работу в ЭЗГБ в тот период было чрезвычайно трудно, так как: «Двери этого заведения раскрывались или перед людьми с высокими связями или с особыми талантами»2. Единственной из этих двух возможностей, о которой в случае с Р. Зарриньшем можно говорить с уверенностью, был талант художника.

Об успешной работе его на этом поприще свидетельствуют документы: «За 6 лет работы помощником академика Г. И. Франка Зарриньш много сделал для повышения качества изготовления ценных бумаг и в том числе почтовых марок»3. После ухода Г. Франка, с 1912 до осени 1918 года, являясь заведующим художественного отдела, он полностью отвечает за качество оформления всех изделий от простых до самых сложных вплоть до денежных ассигнаций.

С 1912 года работу в ЭЗГБ Р. Зарриньш совмещает с преподаванием в Высших художественных мастерских (ВХМ) Риги. В 1919 году по приглашению правительства Латвии он переезжает в Ригу, чтобы принять руководство ВХМ. В том же году мастерские преобразуются в Латвийскую академию художеств. Р. Зарриньш создает в ней национальную школу графики, руководит кафедрой, прививая студентам не только профессиональное мастерство, но и любовь к красоте родной земли, к национальному латышскому искусству. Многие из его учеников стали признанными художниками Латвии.

С 1920 по 1934 годы Р. Зарриньш, руководя государственной типографией, много и плодотворно работает над выпуском высокохудожественных типографских изделий.

Обширна и разнообразна деятельность талантливого художника, но особый интерес филателистов вызывают страницы его творчества, связанные с созданием знаков почтовой оплаты. Говоря о первых шагах мастера в этой области, необходимо отметить, что характерной чертой всех почтовых марок России было однообразие рисунков. Обычно в центре прямоугольной рамки помещался овал с двуглавым орлом, под которым располагалась эмблема почтового ведомства — два скрещенных рожка (после 1889 года — два скрещенных рожка со стрелками). Вокруг овала — надпись «почтовая марка» и цифры ее номинала. Вот, в общем-то, и все содержание. Причиной этого служило желание художников ЭЗГБ повторять на марках сложные особенности государственных бумаг, подделка которых была затруднена. Эту традицию нарушил Р. Зарриньш. Уже первые его миниатюры явились по сути первыми тематическими марками России. «В пользу сирот воинов действующей армии» — так называлась серия из четырех марок благотворительного выпуска 1905 года. Продавались они на 3 коп. дороже номинала. Р. Зарриньш был автором трех из них, номиналами 5, 7 и 10 копеек. На пятикопеечной марке изображен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве, на марке за 7 коп.— «Медный всадник» в Петербурге, а на десятикопеечной — вид Московского Кремля. Четвертая марка, номиналом 3 коп., с рисунком памятника адмиралу В. А. Корнилову в Севастополе была исполнена Г. Франком. Они и сегодня по праву считаются шедеврами мировой филателистической графики начала XX века.

В том же 1905 году завершилось издание стандартного выпуска номиналами 5 и 10 руб., утвержденного 17.12.05 г. Кроме того, из 14 стандартных марок, утвержденных 25.10.07 г., рисунки 12 номиналов (1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 14, 15, 25, 35 и 70 коп.) созданы также Р. Зарриньшем. Марки имели хождение вплоть до 1922 года.

В 1913 году вместе с лучшими художниками столицы И. Я. Билибиным и Е. Е. Лансере Р. Зарриньш участвовал в создании юбилейного выпуска, посвященного 300-летию дома Романовых. Он — автор рисунков 5 марок (2, 3, 10, 20 коп. и 5 руб.) этой серии.

18 сентября 1914 года Главное управление почт и телеграфов циркуляром № 55 известило о выпуске четырех государственных знаков почтовой оплаты с надбавкой в 1 коп. к каждой марке в пользу благотворительного фонда помощи раненым и семьям погибших, созданного при Императорском женском патриотическом обществе. Первый выпуск таких марок с рисунками Р. Зарриньша «В пользу воинов и их семейств» состоялся в ноябре 1914 года. Позднее, в 1915—1916 годах, был осуществлен дополнительный выпуск. Всего с 1914 по 1916 годы выпущено 5050 тыс. штук4. На марке в 1 коп. изображен витязь с мечом и щитом, на трехкопеечной — уходящий на войну казак прощается с семьей, на семикопеечной — Россия в образе матери с детьми и, наконец, на марке в 10 коп. — старинный герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий дракона.

В том же 1914 году, узнав о намерении Российского бюро филателии объявить конкурс рисунков к маркам, которые отобразили бы «Четыре способа отправления, по возможности наиболее характерные»5, Р. Зарриньш создает 4 эскиза, изобразив пароход, поезд, почтовый автомобиль и аэроплан. Однако в тот период конкурс объявлен не был, и марки вышли в свет уже в советское время — в ноябре 1922 года.

После Февральской революции, в апреле 1917 года Министерство почт и телеграфов объявило конкурс на революционную почтовую марку. Из множества представленных работ жюри в составе А. Н. Бенуа и С. П. Яремича выбрало рисунок Р. Зарриньша, как наиболее полно отражавший действительность России середины 1917 года. Художник предложил лаконичный и ясный символ — рука с мечом, разрубающим цепь. Были подготовлены эскизы марок пяти номиналов: 7, 10, 14, 15 и 20 коп. в разных цветах. Но, как и в случае с предыдущей серией, вследствие ряда различных причин (изменение почтовых тарифов, недостаток специальных красок, бумаги и т. д.) выпуск их при Временном правительстве не состоялся. Однако такова сила таланта, сумевшего найти и запечатлеть необычайно выразительный и простой образ революционной эпохи, что в 1918 году на конкурсе, объявленном уже Наркомпочтелем и Наркомпросом РСФСР, «Рука с мечом, разрубающим цепь» была признана лучшим рисунком из множества представленных.

22 мая 1918 года народный комиссар почт и телеграфов В. Н. Подбельский утвердил проект марок. В отличие от первоначального варианта были изменены номиналы, которые теперь соответствовали 35 коп. (тариф за пересылку иногороднего письма) и 70 коп. (тариф доплаты за заказное закрытое письмо). На марках сохранялось прежнее (со старой орфографией) название страны — «Россiя», так как новое название — РСФСР еще не получило широкого распространения. Гравер П. С. Ксидиас в рисунок марок добавил инициалы художника «Р. 3.» В сентябре специальным постановлением наркома рисунок марок было окончательно утвержден, и в соответствии с циркуляром от 7 октября 1918 года «…ко дню торжеств завоевания рабоче-крестьянской власти»6 они поступили в обращение.

Марки, получившие в каталоге номера 1 и 2, находились в обращении до августа 1921 года. Рисунок же использовался еще несколько раз. В феврале 1922 года выпущена серия из 6 почтово-благотворительных марок с надпечатками «Р.С.Ф.С.Р. голодающим» (№ 32—37) разных цветов и новых номиналов. В ноябре того же года для оплаты контрольного сбора зарубежного филателистического обмена были изданы 2 так называемые «разрешительные» марки с новой надпечаткой красного цвета «РСФСР ЦКПГ обмен». Январь 1924 года отмечен выпуском контрольных доплатных марок СССР (9 разных номиналов с рисунком марок № 1, 2) с надпечаткой «Доплата… коп. золотом». И, наконец, за период с января 1932 года по апрель 1933 года в обращение поступило 10 марок разных номиналов так называемого «специального назначения» с надпечаткой «СФА. Контроль заграничного обмена», для которых также использовался рисунок первой марки.

В ноябре 1922 года эскизы, созданные Р. Зарриньшем на конкурс «Четыре способа отправления» были использованы для почтово-благотворительного выпуска «В помощь населению, пострадавшему от неурожая» (№ 50—53). Рисунок марки № 53 был использован также для выпущенных в мае 1924 года двух серий беззубцовых почтовых марок — с надпечаткой и без нее (№ 203—206).

Завершая описание творческого вклада Р. Зарриньша в становление советской почтовой марки, нельзя не вспомнить о том, что в 1925 году его эскиз орнаментальной рамки художник В. Завьялов включил в рисунок траурных марок, выпущенных к первой годовщине со дня смерти В. И. Ленина (№ 212—219).

После переезда в 1919 году в Ригу Р. Зарриньш много работает над рисунками латышских почтовых миниатюр, денежных знаков и других художественных типографских изданий. Из созданных им 28 оригинальных почтовых марок Латвии выпущено 82 знака почтовой оплаты различных номиналов (по каталогу, «Ивер» — № 39—42, 43—46, 50—50А, 51—54, 55—58, 81—90, 113—117, 132—136, 149— 153, 154—159, 190—194, авиа 1—2, 6—7, 16—20). Кроме того, на трех сериях (№ 106— 108, 200А—200D и авиа 25—29) сделаны оригинальные надпечатки, а на последней внесены изменения в рисунок. Последняя почтовая эмиссия, связанная с именем Р. Зарриньша, была осуществлена 20 августа 1933 года.

Скончался Рихард Германович Зарриньш 21 апреля 1939 года в г. Риге.

В знак признания его заслуг и в связи со 100-летием со дня рождения в 1969 году в Риге была проведена памятная выставка, выпущен каталог. И сегодня, отмечая 70-летие выхода первых советских марок, мы также воздаем дань уважения выдающемуся художнику, автору многих русских, советских и латышских почтовых марок.

В. Ильинский. Художник Рихард Германович Зарриньш. «Филателия СССР». 1988. №11 (стр. 42-45)


  1. Эта фамилия указывается в каталогах почтовых марок СССР. Однако встречается и иное написание. В Петербурге его работы выпускались под фамилией Заррин (Richard Sarrin) иногда — Зарринь. В Латвии и в искусствоведческих каталогах обычно пишется «Заринь».
  2. Павлов И. П., Жизнь русского гравера. М., изд-во Академии художеств СССР, 1963 г.
  3. 100 лет ЭЗГБ. 1818—1918. Историческая памятка. Сост. Вознесенский С. В. Птг., 1913, с. 36—37.
  4. Рудников Ю., В пользу воинов и их семейств. — «Филателия СССР», № 1, 1972.
  5. Сорокин Е., Рождение марки. М., Связь, 1975, с. 43—44.
  6. Мазур П., 50 лет революционным почтовым. — «Филателия СССР», № 10, 1968.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.