Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Проверяйте подлинность перфорации

К. Алекссев. Проверяйте подлинность перфорации. Филателия СССР. 1977. №9. Стр. 47

Одна из наиболее редких почтовых марок СССР — 15-копеечная, лимонно-желтая из первого стандартного выпуска, отпечатанная типографским способом на бумаге без водяного знака, с рамочной перфорацией 14:14 1/2 (№ 136 по каталогу ЦФА). Эта марка довольно часто встречается в гашеном виде со штемпелями разных периферийных почтовых контор, по которым можно судить, что в почтовом обращении она находилась недолго — в течение сентября-октября 1925 года. Однако негашеные экземпляры этой марки, известной среди коллекционеров под названием «лимонки», сохранились в количестве нескольких десятков, которые справедливо относятся к раритетам советской филателии.

До последнего времени фальсификаты «лимонки» не были известны. Но вот...

В конце прошлого года торговая фирма Р. Волферс в Сан-Франциско распространила среди своих клиентов каталог объявленного ею на январь 1977 года аукциона почтовых марок. Под номером 1849 было объявлено о продаже негашеного экземпляра редкой 15-копеечной марки СССР. Указывалось, что марка в очень хорошем состоянии, подлинность ее удостоверяется сертификатом R. P. S. За этими тремя буквами неискушенный читатель мог подразумевать такую солидную организацию как Британское королевское филателистическое общество — Royal Philatelic Society. Объявление сопровождалось фотографией марки в несколько увеличенном формате 19,5х27 мм.

Очевидно, увеличение формата было сделано неспроста; оно исключало возможность наложения на иллюстрацию подлинной марки малого размера той же серии (достоинством от 1 копейки до 2 рублей). Как будет показано ниже, ставка делалась на несведущего покупателя-простака.

И таковой нашелся, поверил рекламе, «нагнал» на торгах высокую цену и уплатил ее фирме. Через несколько дней доверчивый покупатель показал приобретенную им марку более опытным филателистам из общества «Россика», специализирующимся на коллекционировании русских и советских знаков почтовой оплаты. Сразу же раскрылось жульничество фирмы Р. Волферс — проданная ею негашеная «лимонка» оказалась фальсификатом, изготовленным из марки с перфорацией 12 (№ 136-А по каталогу ЦФА), у которой все четыре ряда зубцов были заменены новыми— с перфорацией 14:14 1/2. Эта операция привела к уменьшению размера марки по высоте и ширине примерно на один миллиметр.

Мы сочли целесообразным рассказать читателям «Филателии СССР» об этой истории отнюдь не ради того, чтобы поведать об очередном мошенничестве малоизвестного торговца.

Поучительным в этой истории является то, что фальсификаторы прибегли к шаблонному приему, известному еще в прошлом столетии. Такого рода подделки легко может установить каждый филателист, хорошо знающий особенности марок с рамочной перфорацией. А все зубцовые малоформатные марки (достоинством от 1 копейки до 2 рублей) первого стандартного выпуска имеют рамочную перфорацию. При мелкой зубцовке 14:14 1/2 у этих марок на вертикальных сторонах по 18, а на горизонтальных— по 13 зубцов. Размеры марок по осям перфорации одинаковы — 18,3х24,5 мм. Поэтому при наложении друг на друга двух или нескольких таких марок их контуры полностью совпадают. Если этого нет — следует насторожиться. Разные контуры — это сигнал опасности, указывающий на то, что экземпляр марки меньшего размера относится к сомнительным.

Одно из двух — зубцы либо «починены», либо (как в инциденте с cан-францисской «лимонкой») фальсифицированы. В первом случае ряд зубцов, среди которых имелись дефектные, срезан и заменен новым. Заметим, что еще в конце прошлого века таким способом «чинились» дефектные марки с недостающими зубцами ранних выпусков Швеции. Во втором случае «редкая» зубцовка пробивается на дешевом экземпляре беззубцовой марки или на марке с другой часто встречающейся перфорацией. К этому способу фальсификаторы обычно прибегают при изготовлении марок с поддельной комбинированной перфорацией.

Вот почему при приобретении редкой марки с рамочной перфорацией следует проверять подлинность ее зубцов путем наложения на нее более дешевой марки из той же серии.