Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Лётчик 30 коп.

Профессор П. Пейсиков, "Филателия СССР" №7, 1967 г.

Филателистам хорошо знакома марка достоинством в 30 коп. из шестого стандартного выпуска СССР, на которой изображен летчик в профиль, в боевом снаряжении, на фоне готового к вылету самолета. Как известно, она печаталась типографским способом (№ 742 по каталогу ГФК). литографским способом (№ 1108) и офсетным способом (№ 1191). У каждого выпуска свои разновидности - особенно типографской и офсетной - по оттенкам, зубцам, бумаге, которые еще недостаточно изучены.

Основные сведения об этих марках филателисты черпают из каталога ГФК и статьи Я. Бовина. Даже начинающие коллекционеры легко отличают гашеную и негашеную типографскую № 742 от офсетной № 1191 по известному яркому признаку: белая дугообразная полоса в носовой части самолета у офсетной марки и отсутствие такой линии у типографской.

А литографская № 1108. у которой также нет белой полоски у носовой части самолета? Как опознать ее и отличить от типографской?

Многие филателисты этого не знают, причем иногда "подводит" даже такой признак, как предполагаемая вдавленyость рисунка на обратной стороне у негашеной типографской марки. Дело в том, что порой вдавленyость настолько слаба, что ее не угадаешь невооруженным глазом. Иногда вдавленности вообще нет, особенно если попадается плотная бумага. Часто приходится видеть негашеные типографские марки без вдавленности рисунка или с частичной, очень слабой вдавленностью, которые маститые филателисты, "ничтоже сумняшеся", ошибочно причисляют к литографским.

Существует мнение, что гашеную литографскую марку невозможно отличить от типографской. Так ли это? Попытаемся убедить читателя, что это не так.

Вот некоторые, заметные на глаз, опознавательные черты литографской марки № 1108. Помимо полного отсутствия вдавленности на клеевой стороне она имеет и некоторые особенности с "лицевой", в самом рисунке марки, в его графическом исполнении.

Взгляните на воротник свитера летчика на марке типографского выпуска (рис. 1). Вы увидите довольно четкие вертикальные штрихи, заполняющие почти всю "плоскость" воротника и доходящие вплотную до его нижнего очертания. А у литографской (рис. 2) этого нет: штрихи в ней короче и в нижней части до края не доходят, образуя просвет между штрихами и нижним очертанием воротника.

Теперь взгляните на штриховку наплечных ремней летчика. У типографской (рис. 3) заметны примерно 9- 10 довольно четких поперечных штрихов в центре обоих ремней. У литографской (рис. 4) эти штрихи гораздо тоньше, едва заметны, и количество их обычно не превышает трех - четырех. Кроме того, у литографской марки, в отличие от типографской, подбородок, нос и лоб летчика не заштрихованы. Дополнительный признак литографской марки: мягкие синие и темно-голубые тона, которые у типографских экземпляров встречаются редко.

Таким образом, можно узнать литографскую марку даже гашеную.