Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Достоевский Ф. М., 1956 г.

"Люблю жизнь для жизни..."


В 1956 г. в Советском Союзе и в других странах была выпущена марка "Ф. М. Достоевский". В те дни по решению Всемирного Совета Мира отмечалось 75-летие со дня смерти великого русского писателя. На марке - знаменитый живописный портрет Ф. М. Достоевского, созданный В. Г. Перовым в 1872 г. для Третьяковской галереи. "Я собираю в свою коллекцию русской живописи портреты наших писателей... Позвольте и Ваш портрет иметь /масляными красками/",- писал П. М. Третьяков
Ф. М. Достоевскому.

Перов сумел уловить на портрете "минуту творчества" Достоевского. И. Крамской называл эту работу Перова одним из лучших портретов русской школы. На портрете Перова Достоевскому немного более пятидесяти лет. "...Несмотря на все утраты... люблю жизнь горячо. Люблю жизнь для жизни и все собираюсь начать мою жизнь. Мне скоро пятьдесят лет, а я еще не знаю, оканчиваю ли я жизнь мою или только еще начинаю...",- писал он в те дни.

Необычайно сложны личная судьба и творческий путь Достоевского. Весною 1845 г. на исходе белой петербургской ночи, в 4 часа утра, к неизвестному подпоручику Достоевскому прибежали взволнованные Григорович и Некрасов, Они только что, не отрываясь, прочли его первую повесть "Бедные люди" и не могли удержаться, чтобы не сообщить начинающему писателю о своем восторге. На другой день рукопись была передана Белинскому. "Написать такую вещь в двадцать пять лет может только гений". Первое произведение Достоевского было событием в русской литературе. Достоевский раскрыл трагедию и высокую человечность "маленьких людей". Великий критик и молодой писатель встретились. "Это была восхитительная минута всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом..." - говорил Достоевский.

В декабре 1849 г. блестящее вступление Достоевского на поприще писателя трагически оборвалось. Вместе с другими участниками революционного кружка Петрашевского Достоевский стоял на эшафоте, ожидая "смертной казни расстрелянием". За несколько минут до исполнения приговора расстрел был заменен каторгой и солдатчиной. "Записки из мертвого дома" -так назвал Достоевский свой роман о каторге, который потряс всю Россию. Лишь через десять лет Достоевский вернулся в Петербург. Восторженная увлеченность идеями утопического социализма сменяется в его творчестве проповедью смирения и покорности, но по-прежнему основным пафосом его творчества остаются гуманизм, безмерная боль за страда-

ния униженных и оскорбленных, мучительные поиски правды и никогда не покидающая его мечта о торжестве счастья на земле. Достоевский вернулся в Петербург, когда в России "все переворотилось". Остро ощущая переходный характер своей эпохи, он с небывалой художественной силой раскрывает в романах "Преступление и наказание" /1866/, "Идиот" /1868/ трагедию отверженных "маленьких людей" России в годы бурного развития капитализма, явившегося на смену старым крепостническим отношениям. Трагедия эта глубоко близка "маленьким людям" всех стран, где не исчезло зло капитализма. Социальные контрасты большого города, гнетущая власть денег над человеком - об этом писали и Бальзак, и Диккенс, и Гюго. Но критика буржуазной морали приобретает у Достоевского новую силу и философскую глубину.

В романах-трагедиях Достоевского многие мотивы мировой литературы предстают в глубоком психологическом истолковании. "Меня называют психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой". Для метода психологического изображения Достоевского характерна форма исповеди, душевных признаний, рассказов героев о самих себе. В романах Достоевского сталкивались смирение и бунтарство, возвеличение страданий и неприятие их, страх перед революцией и неустанный интерес к идеям социализма, религия и атеизм, картины зла и мечты о счастье людей. "...Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей" /"Сон смешного человека"/.

На портрете, который лег в основу почтовой миниатюры, суровая простота облика приоткрывает нам смысл упорного раздумья писателя. Это не узкий мир эгоистических интересов. Это сфера больших общественных вопросов.

Г. Коган, Директор квартиры-музея Ф. М. Достоевского
Журнал "Филателия СССР" №5, 1966 г.