Всероссийская сельскохозяйственная выставка в Москве (1923 год)

До 1955 года в наших каталогах первыми марками СССР называли знаки почтовой оплаты, выпущенные в августе 1923 года и не бывшие в обращении. Лишь в каталоге 1955 года первыми марками СССР стали называть серию "Всерос. сельскохоз. и куст. пром. выставка". Что представляли собой эти знаки почтовой оплаты?

Прежде всего, об "имени" серии. В каталогах она обозначена так: "Первая всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве". На самих марках эта же надпись приведена с сокращениями. Между тем есть основание именовать эту серию иначе. В специальной газете Глазного выставочного комитета "Смычка", в номере за 21 августа 1923 года, находим "Положение о первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке Союза ССР". Действительно, выставку следует называть не всероссийской, а всесоюзной. На ней было представлено 115.000 экспонатов из всех союзных республик. И естественно, что выпуск первых марок СССР был связан именно с этой выставкой.

В газете "Известия" за 26 апреля 1926 года было воспроизведено факсимиле записки В. И. Ленина: "Придаю очень большое значение выставке, уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха. В. Ульянов (Ленин)".

17 августа 1932 года Совнарком СССР принял специальное решение об издании серии марок, посвященной выставке, утвердив их рисунки. В постановлении было сказано: "Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил: выпустить в обращение, в ознаменование открытия Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, особые почтовые марки достоинством в один рубль с рисунком сеятеля, в два рубля - с рисунком жнеца, в пять рублей - с рисунком эмблем земледелия и 8 семь рублей - с рисунком, изображающим общий вид выставки".

Значительный интерес представляет циркуляр Наркомпочталя за № 11/1164 от 18 августа 1923 года: "К сведению, руководству и надлежащих распоряжений сообщается, что в городах: Москве, Петрограде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Казани, Нижнем Новгорода и Минске, начиная с 16 сего августа и в городах: Ташкенте, Екатеринбурге, Ново-Николаевске, с момента получения на месте, выпускаются в обращение новые знаки почтовой оплаты, изданные в ознаменование открытия Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, следующих достоинств: в один рубль - коричневая с рисунком сеятеля, в два рубля - темно-зеленая с рисунком жнеца, в пять рублей - темно-синяя, с рисунком эмблемы земледелия, в семь рублей - красная, с рисунком общего вида выставки. Означенные почтовые марки имеют хождение наравне с прочими знаками почтовой оплаты, причем весь сбор, вырученный от их продажи, поступает полностью в пользу ведомства".

Когда же была подготовлена эта "выставочная" серия? Можно считать установленным, что она не планировалась Наркомпочтелем в то время, когда организовывалась сама выставка. В этом нас убеждает отношение НКПиТ, посланное в Главвыставком и опубликованное в "Бюллетене" ГВК. Там указывается, что "НКПиТ принимать участия в сельхозвыставке не предполагает", но будет ей всячески содействовать, телефонизировав территорию выставки, предоставив льготы при оплате за телеграфные, телефонные и почтовые услуги и открыв временные почтово-телеграфные отделения". Подробное заявление было сделано наркомом почт и телеграфов В.С. Довгалевским. "Бюллетень" и "Вестник" ГВК вышли в мае - июне 1923 года. Таким образом, вопрос о почтовых марках к открытию выставки был поднят, очевидно, позднее. В седьмом июльском номера журнала НКПиТ "Жизнь связи" действительно опубликована такая информация: "Принимая во внимание внутреннее и международное значение Всероссийской сельхозвыставки, Главвыставком обратился в Наркомпочтель с просьбой, в целях популяризации и ознаменования столь значительного достижения Советской властью в деле строительства экономической мощи страны, - выпустить особую серию почтовых марок. Наркомпочтель удовлетворил это ходатайство и к первому августа предполагает выпустить в свет серию новых марок с символическими изображениями сельского хозяйства по эскизам художника Лебедева". Как известно, в обращение поступила серия марок работы Г. Пашкова.

Почему для оформления серии привлекли другого художника? Пока ответа нет. Неясно также и каков тираж серии.

Нужно отметить еще одно любопытное обстоятельство. В постановлении Совнаркома СССР и в циркуляре НКПиТ было определено, что на рублевой марке будет рисунок сеятеля, а на двухрублевой - жнеца. Когда же серия поступила в обращение, то оказалось, что жнец изображен на рублевой марке, а сеятель - на двухрублевой. Очевидно, почтовые значки готовили к изданию несколько поспешно, и произошла ошибка.

Не лишена интереса предыстория сюжета для третьей марки из этой серии, на которой изображен трехколесный трактор зарубежного производства. 1923 год был переломным. Если в 1921 -1922 годах в страну ввезли всего 60 тракторов, то в 1922-1923 годах уже 1000, а в 1923-1924 годах -1500. В 1924- 1925 годах появились первые 450 тракторов советского производства. Механизация сельского хозяйства была одной из первоочередных задач Советской власти, и поэтому выбор рисунка для третьей марки был весьма кстати.

Марки "выставочной" серии гасили специальным штемпелем с надписью: "Выставка". Наркомпочтель открыл на выставке два почтовых отделения: в административном и иностранном отделениях.

В художественном отношении эти марки были незаурядным явлением в истории советских почтовых знаков того времени. Впервые на них появились уже вошедшие в советскую графику стилевые приемы.

С. Бабинцев
Журнал "Филателия СССР" № 11-12, 1968 г.