Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

1931 год. Ледокол "Малыгин"

СВИДАНИЕ ТРЕХ ДРУЗЕЙ

Так прозвана остряками марка, которой оплачивались письма, сданные на дири-жабль «Граф Цеппелин» и на ледокол «Малыгин» в их полярный рейс в конце июля 1931 г.

Это шутливое прозвище вызвано тем, что на марке изображены «Малыгин», «Цеппелин» и белый медведь, причем все трое - примерно одного размера и одинаково бросаются в глаза. Указанное обязательство во всяком случае не умаляет художественных достоинств этих марок, представляющих отрадное исключение на фоне обычного наркомпочтельского «творчества».

В номере 7 «Советского Коллекционера» за 1931 год дан обстоятельный и подробный отзыв об этих марках в статье Валерона «Один из лучших и одна из лучших». Отсылая читателей к этой интересной статье, не будем повторять здесь ни самой марке, ни автору ее рисунка художнику Дубасову, а ограничусь лишь приведением нескольких интересных выдержек из газет того периода , чтобы сохранить ценный фактический материал о выпуске и обращении первых «севернополюсных» марок . (на марках надпись по французски: «СССР- Северный полюс».)

Первое сообщение о предлагаемом обмене почтой между «Цеппелином» и «Малыгиным» встречаем в «Красной Газете» от 25 июня и вызванными ими изменения в планах арктического полета:

«Эккенер рассчитывает получить недостающие ему средства путем привлечения новых пассажиров и газетных предприятий , а также некоторыми доходами от воздушной почты . Так ,например , предполагается сбросить почту над землей Франца-Иосифа и островом Каменева. Также предполагается встреча с ледоколом "Малыгин" ,который отправляется 15 июля с туристами к земле Франца-Иосифа . Эккенер рассчитывает взять почту с "Малыгина".»

В той же газете от 7 июля находим уже заметку о выпуске марок :

«Марки "ЛЦ-127".

В связи с прилетом дирижабля "ЛЦ-127" , Наркомпочтель выпускает серию почтовых марок с изображением дирижабля . Марки выпускаются достоинством в 30 коп. ,35 коп. , 1 руб. и 2 руб.»

О цели выпуска этих марок еще не вполне ясно .Но вот в «Известиях» появляется официальное объявление ККТИ НКПТ.

«Объявление

Народн. Комиссариата Почт и Телеграфа.

Доводится до сведения отправителей почтовой корреспонденции для сдачи на дирижабль "Граф Цеппелин" и на ледокол "Малыгин" , отправляющийся в Северный Полярный рейс, что указанная корреспонденция должна оплачиваться специальными марками для воздушной почты . Стоимость закрытого письма 2 р. 35 коп. , а открытки 1 р. 35 коп . Эти марки будут продаваться только на ледоколе "Малыгин" - в день отхода ледокола.

Корреспонденция, оплаченная другими марками , будет отправляться обычной почтой.

Наркомпочтель.»

Через несколько дней в «Красной Газете» от 23 июля помещено изображение рублевой марки и заметка о ней:

«Авио-ледокольная марка.

Для почтовой связи участников экспедиции на "Малыгине" с внешним миром Наркомпочтелем выпущены специальные марки. Письма с этими марками будут переданы с ледокола "Малыгина" на цеппелин при встречах их в открытом море Арктики.»

Интересно здесь кстати отметить многообразие названий новых марок «Марки ЛЦ-127», «Авио-ледокольная марки», марки с изображением «цеппелина», «Северополюсные марки», марки «Малыгин - Цеппелин», марки «Свидание трех друзей» и т. д. В объявлении же МКПТ они названы просто «специальными марками для воздушной почты».

Затем следует сообщение из Ленинграда в «Известиях» от 25 июля:

«Северо-западное управление связи сегодня начало прием корреспонденции для сдачи на цеппелин. Корреспонденция принимается по двум маршрутам: первый с цеппелина для передачи "Малыгину", второй - с цеппелина до Фридрих Гафона и дальше по адресу. К прилету цеппелина Наркомпочтелем выпущены специальные почтовые марки.»

По видимому прием писем в Ленинграде производился два дня: 24 и 25 июля. Вот интересная заметка из вечерней «Красной Газеты» от 25 июля:

«12.500 писем.

Ленинградскими почтами принято уже 12.500 писем и открыток, которые будут отправлены на ЛЦ-127. Половина этих почтовых отправлений пойдет заграницу, а другую половину получит "Малыгин" и привезет в СССР. Многие отправители, чтобы получить редкую марку с изображением "цеппелина", отправляют письма из Ленинграда в Ленинград же. Сейчас прием Корреспонденции на "ЛЦ-127" прекращен.»

Радио с «Малыгина» от 29 июля («Красная Газета» от 31 июля) вносит поправку к этой цифре, увеличивая ее... в четыре раза:

«50.000 писем с Цеппелина.

На ледоколе штемпелюют 50.000 писем, прибывших с цеппелина Тысячи писем из Ленинграда адресованы отправителями в Ленинград, сами себе же.

Розентельд.»

(Впрочем не одни Ленинградцы оказались такими догадливыми: на конвертах и открытках с гашенными марками, которые СТА продавала по 15 р. за комплект, имеется адрес, отпечатанный штемпелем: «Луфтанфбау, Фридрехсгафен, Бодензее, Дейтчланд», то есть письма эти адресованы компания дирижаблей. Здесь то и расшифровывается намерение Эккнера получить недостающие для полета средства «некоторые доходы от воздушной почты»).

Другое радио с «Малыгина» от того же числа («Известия» от 30 июля) описывает обмен почтой, произведенной 29 июля в очень неблагоприятных условиях из-за сильных морских течений цеппелину пришлось неожиданно подняться так как отдельными льдами начали напирать на гондолу):

«Внезапно цеппелин начал подниматься, не успев забрать почты с борта "Малыгин". Тогда от ледокола отделилась шлюпка с почтой и кинооператором. Через 10 минут произошел обмен почтой. Затем набирая высоту цеппелин скрылся за мысом Седова.»

Принятая цеппелином почта была доставлена им в Ленинград 30 июля /заметка в «Красной газете» от 30 июля):

«Почта с цеппелина.

Пролетая над аэродромом, "ЛЦ-127" кроме официального пакета, спущенного с парашюта в адрес коменданта порта, выбросил мешок с воздушной почтой, принятой с "Малыгина". Большинство писем было направлено в Германию, затем в Австрию и Швейцарию.»

Неблагоприятная погода не позволила цеппелину опуститься в Ленинграде, как это первоначально предполагалось. Поэтому и пришлось бросить почту на парашютах. («Известия» от 31 июля):

«Ленинград, 30 июля. Сегодня в пять часов 40 минут, цеппелин "ЛЦ-127" показался над Ленинградом.

В 5 часов 50 минут цеппелин сделал круг над аэродромом и сбросил два парашюта с письмами».

Так закончился первый в истории опыт обмена почтой между ледоколом и дирижаблем в арктических условиях. Обогативший филателистов новой ценной и интересной серией марок воздушной почты. При чем особый интерес представляют конечно гашеные марки (марки на конверте), проделавшие полный ледокольно-воздушный полярный рейс.

П. Горцев.

«Северо-Кавказский коллекционер», 1931, № 11.

См. все статьи с упоминанием ледокола «Малыгин».