Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Бант Пушкина (1937 год)
- Подробности
- Обновлено 03.08.2013 16:02
К столетию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, в 1937 г. была выпущена памятная серия из шести марок: три — с портретом поэта и три — с изображением памятника Пушкину в Москве работы скульптора А. Опекушина. Здесь не случайно опущена фамилия автора пушкинского портрета, так как собственно отсюда и берет начало эта история...
В каталоге советских марок, изданном в 1955 г., этот портрет приписан художнику В. Тропинину. Ошибочность подобной ссылки тот час же бросилась в глаза коллекционерам. Рисунок марки не имел решительно ничего общего с известным живописным портретом поэта, созданным В. Тропининым в 1826 г. Поэтому в последнем издании каталога (1958 г.) ссылка на автора портрета была изменена, теперь им называли О. Кипренского. И действительно, внешне рисунок марки и «Портрет А. С. Пушкина» работы О. Кипренского (1827 г.) весьма схожи.
Вроде бы можно было согласиться с каталогом, если бы не галстук, повязанный вокруг шеи Пушкина.
У «Портрета» Кипренского галстук повязан свободно, его концы ниспадают на грудь поэта. У Пушкина на марке тот же галстук завязан красивым бантом. Ни в коем случае нельзя было предположить, что художник, рисовавший марку, мог произвольно изменить детали портрета Кипренского. И само собою напрашивалось единственное объяснение: на марке изображен иной — не Тропинина и не Кипренского— портрет Пушкина. Но какой? Чей? И вот что удалось узнать...
В Ленинграде на набережной Мойки, 12, находится последняя квартира поэта, ныне — филиал Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В одной из комнат, у окна, в скромной прямоугольной рамке можно увидеть портрет. Велика его историческая ценность. И неудивительно — ведь это последний прижизненный портрет поэта.
Он был рисован, а потом гравирован на стали популярным в то время английским гравером и акварелистом Томасом Райтом. Почти два года Райт работал над портретом Пушкина. Несмотря на отдаленное влияние Кипренского (Райт выбрал для своего портрета тот же поворот головы Пушкина), автогравюра Райта — вполне самостоятельное произведение. По мнению современников, гравюра получилась весьма удачной, в райтовском портрете отмечалось ими «полнейшее сходство». Гравюру Райта хорошо знал И. Е. Репин, сказавший однажды о ней: «Обратите внимание..., что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного человека, лоб мыслителя, Виден государственный ум...»)
Именно этот последний прижизненный портрет великого русского поэта и был изображен на памятной почтовой марке, посвященной 100-летию со дня смерти поэта.
Не раз впоследствии выпускались марки, посвященные А. С. Пушкину. Но никогда более не был повторен на них тот портрет, историю которого помогла узнать почтовая марка.
Журнал «Филателия СССР» №1, 1966 г.