Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Ленинский траурный выпуск

Л.С. Пейсиков. Ленинский траурный выпуск. "Филателия СССР". 1978. №6. Стр. 53-54

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о ленинских траурных марках 1924 года. Как они печатались, на какой бумаге и имеются ли промежуточные размеры красных рамок, не указанные в каталоге?
В. КУРНОВ (Новосибирск)


Ответ: Говоря о ленинских траурных марках, невозможно обойти молчанием их создателя - одного из основоположников советского искусства почтовой миниатюры художника Ивана Ивановича Дубасова. За кратчайшие сроки (ведь мы знаем, что первая партия траурных марок поступила в обращение 27 января 1924 года - в день похорон Владимира Ильича Ленина) художнику удалось создать шедевр - лаконичный миниатюрный портрет великого вождя.

Ленинским траурным маркам посвящена довольно обширная литература. Нам известно, что И. И. Дубасов приступил к исполнению эскизов в день кончины В. И. Ленина - 21 января 1924 года. Экстренный выпуск марок был беззубцовым (с узкой и широкой красной рамкой) и поступил в обращение 27 января в Москве, а 28 января - в других крупных городах. Точный тираж этого срочного выпуска не известен. Можно лишь предположить, что он был небольшим, и особенно это относится к 3 и 20-копеечным маркам с узкой рамкой.

После завершения экстренного выпуска, в первой половине февраля 1924 года полиграфисты упорно работали над улучшением его качества. За этот период была уточнена красная рамка (она стала "средней"), выпущены марки без зубцов и с рамочной зубцовкой 13,5. Можно считать установленным, что первый выпуск средней рамки с зубцами и без зубцов относится к концу февраля. В. Карлинский сообщал, что в его коллекции имеется средняя рамка с наиболее ранним гашением - 19.3.24. Московский филателист И. А. Збарский, собирающий марки по теме "Лениниана", обнаружил 6-копеечную марку со средней рамкой без зубцов с более ранней датой - 7.3.24. Ведь почтовые штемпеля - это не только география марки, но и живые свидетели точного времени выпуска той или иной отдельной марки или серии.

Следует добавить, что ко второй годовщине со дня смерти В. И. Ленина (январь 1926 г.) вышел повторный тираж.

Согласно свидетельству коллекционеров старшего поколения, в нем узкой рамки не было.

Теперь скажу о полиграфическом исполнении серии. Сначала печатались черной краской портрет В. И. Ленина с черной рамкой и нижняя плашка с белой надписью "Почта СССР 3 (6, 12, 20) коп. зол.". Затем наносилась обрамляющая красная рамка. Пробные экземпляры, имеющиеся в частных коллекциях (пробный оттиск портрета с плашкой без красной рамки или пробные оттиски только одной красной рамки без портрета), а также многочисленные разновидности со сдвинутой красной рамкой всех размеров позволяют сделать более верные выводы об их полиграфическом исполнении и попутно установить наиболее точно размеры рамок.

Утверждение каталога о том, что "марки серии встречаются с глянцевой и матовой черной краской" (каталог ЦФА, М., 1976, стр. 32) является, по крайней мере, не точным. Я уже говорил о том, что сначала печаталась черная краска, потом красная. Черная краска была всюду матовой. Портрет, обрамляющую черную рамку и нижнюю черную плашку не могли печатать разными черными красками - матовой и глянцевой. Печать была "двухтактной", а не "трехтактной". Откуда же взялся глянец на многих черных рамках этих марок? Изучение их показывает, что глянец образуется в местах соприкосновения красной краски красной рамки с черной матовой. Филателисты могут в этом убедиться, если они более тщательно рассмотрят черную рамку, которая очень часто бывает двойной: наполовину глянцевой и наполовину матовой. Существуют еще и такие экземпляры: с левой стороны марки черная рамка вся глянцевая, а с правой стороны - вся матовая.

Это свидетельствует о том, что красная обрамляющая рамка сдвинута вправо. С левой стороны она совпала с черной и образовала глянец, а с правой стороны красная рамка вышла за пределы черной, в связи с чем правая сторона черной рамки осталась матовой. Другим доказательством того, что глянцевых черных рамок вообще (отдельно от красных) не бывает, служит то, что портрет и нижняя плашка никогда не бывают глянцевыми. Следовательно, глянец появляется только в местах соприкосновения красной рамки с матовой черной краской.

Интересен также вопрос о сортах бумаги, на которых печатались марки этой серии. Общеизвестно, что бумага встречается белая, сероватая и желтоватая. Но и здесь требуются уточнения. Во-первых, снежно-белые или чисто белые экземпляры у подлинных марок не встречаются (чисто белые, "плотноватые" экземпляры бывают только поддельные) и, во-вторых, желтизна бумаги очень часто происходит от желтого клея. Это доказывается чистыми краевыми беззубцовыми марками с длинными "хвостами" бумаги, на которую клей наносился не полностью, а в двух-трех сантиметрах от края листа. На таких экземплярах четко видно: бумага - желтая там, где нанесен желтый клей, а там, где клея нет, она остается белой. Пусть филателистов это обстоятельство не смущает, ибо так или иначе нужно подбирать эти марки по бумагам (разумеется для тех, кто основательно и серьезно коллекционирует советские почтовые эмиссии).

Наконец, наиболее трудная проблема - размеры красных рамок. Дело в том, что во всех каталогах размеры рамок даны округленно. Установлено, что кроме указанных в каталоге размеров, существуют в коллекциях и различные промежуточные размеры. К сожалению, широких, "фронтальных" исследований в этом направлении пока не велось. На основании собственного опыта и наблюдений могу указать на следующие размеры красных рамок.

По разделу "узкая рамка" заслуживающих внимания разновидностей размеров не отмечено, однако сам размер 20х25 мм является округленным (в пределах 0,1 мм в ту или иную сторону). Бывают отдельные экземпляры узких рамок, у которых по ширине вверху размер 19,9 мм, а внизу 20,1 мм, причем ширина самой красной рамки обычно равна одному миллиметру по бокам и 1,2 мм - сверху и снизу. Но и эти размеры также колеблются.

По разделу "средняя рамка" (20,5х26 мм) следует указать на наличие ранее не известной "укороченной" разновидности средней рамки 20,5x25,5 мм марки номиналом 6 коп., имеющейся у некоторых московских коллекционеров. Эту разновидность следовало бы включить в каталог. Она встречается так же редко, как и указанная в каталоге "удлиненная" средняя рамка 20,5x26,5 мм под номером 1961-III.

По разделу "широкая рамка" (21Х26.5) следует отметить, что эти размеры не точны. Наиболее "нормальный" и часто встречающийся размер марок с широкой рамкой при более точном измерении с помощью семикратной лупы равен 21,2x26,2 мм. Бывают колебания в 0,1 мм в ту или иную сторону.