Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Как создавалась марка «Будь героем!»

А. Скрылев. Как создавалась марка «Будь героем!». Филателия СССР. 1975. №3. Стр. 18-20

Разрабатывая филателистическую экспозицию по истории Великой Отечественной войны, я обнаружил, что не все почтовые знаки, входящие в эту тему, получили полную и правильную характеристику в каталогах. В их числе находится известная филателистам марка под названием «Будь героем!». Эта миниатюра оказалась заглавной в филателистическом рассказе о днях Великой Отечественной войны. Но не все до конца выяснено в создании этой марки. Поэтому ее изучению пришлось посвятить значительное время, пересмотреть материалы периодической печати и изобразительного искусства военного времени, посетить музеи, библиотеки, говорить со многими людьми прямо или косвенно связанными с интересующими меня вопросами.

Приведенные ниже данные являются частью документальных исследований по созданию этой интересной миниатюры. Но в будущем я надеюсь вернуться к дополнительной публикации собранных материалов, характеристике сюжетов и определению авторства художников — создателей почтовых знаков, посвященных Великой Отечественной войне.

Излагая краткую историю марки «Будь героем!», надо признать, что основы ее совершенства заложены в плакатах, изданных массовыми тиражами в первые месяцы войны. Плакатов было напечатано последовательно три варианта. Они подчинены одной идее, но трактовка и выразительность образа в них оказались различными и в определенной мере самостоятельными.

Чтобы понять и правильно оценить сюжетное построение плакатов, мы должны представить себе первые дни войны с врагом, войска которого вероломно напали на мирные советские города и населенные пункты.

Напряженность обстановки определялась военной ситуацией. Во всех формах жизни и деятельности народа стали чрезвычайно важными оперативность и организованность. Этим задачам была подчинена работа агитации и пропаганды среди населения и особенно среди молодежи. Руководством в организации сплоченных действий фронта и тыла, как и в период гражданской войны, стало известное директивное письмо В. И. Ленина «Все на борьбу с Деникиным!», адресованное 19 июля 1919 года ЦК РКП(6) и организациям партии. В нем говорилось: «Наступил один из самых критических, по всей вероятности, даже самый критический момент социалистической революции... Советская республика осаждена врагом. Она должна быть единым военным лагерем не на словах, а на деле. Всю работу всех учреждений приспособить к войне и перестроить по-военному!» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 44—45).

В ответ на призыв партии — всемерно мобилизовать все силы на защиту социалистической Родины — была развернута широкая организация средств пропаганды и агитации. С этой целью партийные организации объединили советских художников, писателей, поэтов и композиторов, которые с творческим энтузиазмом в короткие сроки создали яркие произведения во всех жанрах литературы и искусства, которые звали на борьбу с фашистскими завоевателями.

Среди таких произведений находим и первый военный фотоплакат художника В. Б. Корецкого «Будь героем!». Его выпустило издательство «Искусство» 30.VI.1941 года — через неделю после начала военных действий — тиражом 100 000 экземпляров. На плакате показана сцена прощания матери с сыном, уходящим по зову Родины на фронт. Голова воина полупрофилем обращена в сторону матери. Взгляд его устремлен вдаль. Мы являемся как бы свидетелями их последней минуты прощания. Наказ матери сыну запечатлен в словах, напечатанных красной краской: «Будь героем!».

Кто изображен на плакате? С таким вопросом я обратился к его создателю, художнику Виктору Борисовичу Корецкому. Он сказал, что здесь есть своя история, связанная с особенностями его метода работы, который заключается в следующем: сюжет плаката сначала отрабатывается мысленно, затем документируется фотоснимком. Для этого подбираются типы людей и фотографируются в определенной позе. В фотоснимке усиливаются или ослабляются те или иные детали, вносятся художественные поправки. Так было и в данном случае. Героями плаката явились конкретные люди. В одной из частей Московского гарнизона был найден рослый, мужественный воин. Там же для фотографирования пригласили и женщину. Имена их, к сожалению, не сохранились. Прототипом для сюжета послужил эпизод, который сохранился в памяти после просмотра в Реалистическом театре пьесы «Мать», по Горькому, поставленной Н. П. Охлопковым. Тогда запомнилась сцена прощания матери — Ниловны с сыном Павлом, переданная игрой артистки Е. К. Мельниковой. Спектакль был поставлен давно, перед войной, но впечатления остались в памяти и вот воплотились в плакате (рис. 1). Это помогло и оперативности его выполнения.

После выхода плаката художнику позволили из Отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ и попросили согласия внести в плакат коррективы для нового издания. Корецкий с поправками согласился, но принять участие в изменении плаката не смог, так как был занят другими срочными работами.

Поиски измененного плаката привели меня в хранилище Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Там мне показали вместе с фотоплакатом Корецкого другой плакат, рисованный карандашом, размером 44X60 сантиметров. Внизу сделана пометка «СФ 2921—5393» и регистрационный № 5817. Оба плаката имеют одинаковый гриф «П7 Е108/Будь гер.».

На рисунке второго плаката лицо и поворот головы воина существенно изменены. Энергичное лицо воина сосредоточенно и сурово, взор устремлен вдаль и чуть вправо, как это сделано и на почтовой марке. Слова «Будь героем!», напечатанные красной краской, расположены как и на первом плакате. Но плакат перерисован заново теневыми пятнами серого тона и штрихом. Все детали сюжета четко отработаны. Общий строй рисунка походит на рисунок марки. Но она делалась не с этого плаката.

Нужны были реальные свидетели далекого времени. Таким свидетелем является Н. А. Михайлов. В то памятное время он был первым секретарем ЦК ВЛКСМ. Николай Александрович вспомнил, что именно по инициативе ЦК ВЛКСМ были внесены поправки в первоначальный вариант. В новом плакате был дан как бы следующий кадр действия. Если вначале мы присутствовали при прощании матери с сыном, то в кадре нового плаката прощание уже окончено, еще мгновение — и воин отправится в путь, на защиту Родины, на защиту дела своих отцов и матерей. Изменен только один штрих — поворот головы — но рисунок приобрел иную трактовку — пафос боевой и мобилизирующей силы. Достаточно выразительно в плакате показан образ матери воина. Она печальна и озабочена, но в ней нет смятения. Она знает, что ей надо делать в трудные для Родины дни. Поэтому образ матери, героической труженицы тыла, сохранен таким, каким мы видим его на первом плакате.

В третьем издании плаката использована комбинация двух предыдущих. В нем сохранена вся структура первого, но внесены и основные изменения второго. Этот вариант был широко обнародован в периодической печати. Он же явился прообразом марки.

Поиски оригинала замечательной марки-плаката завершились успешно. Обнаружились два ее варианта. Первый предусматривал полное перенесение плакатного сюжета на марку (рис. 2). Однако вследствие сильной затемненности рисунка, он требовал применения способа печати, удлинявшего срок производства марки, а ее надо было выпустить в обращение возможно быстрее. Тогда художник дал другой оригинальный вариант. Он разложил рисунок на штрихи (рис. 3). Этот проект был принят и утвержден к производству. На Гознаке оригинал поступил к граверу печатных форм. А в августе уже были сделаны оттиски марок в пробных цветах.

На рассмотрение и утверждение были представлены три одноцветные беззубцовые марки, наклеенные на картон размером 16X12 сантиметров. В середине помещена марка красного цвета, по краям зеленая и лиловая. В центре картона напечатан текст красной краской «ПРОЕКТ 21 августа 1941 г.».

К тиражированию была утверждена почтовая марка яркого торжественного красного цвета. Как и на плакате, боец-пехотинец изображен в полном военном снаряжении. Но одна деталь в рисунке марки неточна: на бойце показана каска старого образца. В дни войны каски были другой формы.

Марка в своем изображении несет глубокую символику. В ней — образы сыновей и матерей всех народов Советского Союза. Идея ее жизненна, глубока и патриотична. На лаконичные слова, сказанные матерью-труженицей дан ответ всем обликом сына-бойца. Их мысли слиты воедино. Перед нами не только марка как сюжет почтового знака, но и емкий символ исключительного момента в жизни советского народа, отстоявшего свою Родину в смертельной борьбе с врагом.

Марки поступили в обращение двумя выпусками. Первый с линейной, а второй (значительно позднее) с гребенчатой перфорациями. Они отличаются и тоном краски. Беззубцовые марки являются пробными и в обращение не поступали.