Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Первая Пушкинская

А. Гдалин. Первая Пушкинская. Филателия СССР. 1974. №6. Стр. 22-23

В КОНЦЕ 1935 ГОДА СОВЕТСКОЕ правительство образовало Всесоюзный пушкинский комитет во главе с A. М. Горьким, на который было возложено руководство проведением памятной годовщины — столетия со дня смерти А. С. Пушкина. Одним из мероприятий, предусмотренных в честь этой даты, был выпуск серии пушкинских почтовых марок. Работа по созданию оригиналов для будущей серии была поручена художнику B. В. Завьялову.

Мне пришлось неоднократно встречаться с этим мастером, создателем более шестисот советских почтовых марок. Вот что рассказывал Василий Васильевич о создании первой серии пушкинских миниатюр.

«Искусство почтовой миниатюры постепенно стало для меня основным и любимым делом. Мне навсегда запомнились слова М. И. Калинина, пришедшего напутствовать молодых художников: «А вы возьмитесь-ка за марку! Вы будете пропагандировать нашу жизнь, наше искусство, и все это пойдет народу!».

Завьялов задумал создать серию как последовательный изобразительный рассказ о жизни великого поэта— передового ума своего времени, тесно связанного с русским освободительным движением. Работа над серией была связана с изучением большого материала о жизни и творческом пути поэта. Это дало возможность художнику наметить сюжеты будущих марок, характерных для основных этапов его жизни и творчества. Завьялов выполнил для серии шесть оригиналов.

Один из них — портрет поэта в юности по гравюре Егора Гейтмана (рис. 1). Этот портрет — одно из первых прижизненных изображений Пушкина — символизирует начало литературной деятельности. Являясь первым опубликованным в печати изображением поэта (1822 г.), он не может считаться до конца изученным и по сей день. Издатель «Кавказского пленника», к первому изданию которого портрет был приложен, Н. И. Гнедич пояснил: «Издатели присовокупляют портрет автора в молодости, с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным». Но кто же автор портрета? Чей рисунок гравировал Е. Гейтман? Наиболее достоверная версия утверждает, что Пушкина с натуры рисовал учитель рисования и гувернер Александровского лицея С. Г. Чириков, а подправлял портрет перед гравировкой для издания К. П. Брюллов, учившийся вместе с Е. Гейтманом в Академии художеств.

В основу сюжета (рис. 2) другой вещи — Пушкин среди декабристов в Каменке (по рисунку художника Д. Н. Кардовского, 1934 г.) — положена реальная встреча поэта с декабристами Южного тайного общества во время его южной ссылки. Он характеризует связь Пушкина и его свободолюбивого творчества с передовым общественным движением того времени, первыми русскими революционерами. Эту же связь развивает и следующий сюжет — «Пушкин, Пущин и няня в Михайловском» (по картине художника Н. Н. Ге, 1875 г.). Запечатлев момент встречи двух друзей по лицею (рис. 3), товарищей по перу, единомышленников, мечтавших о светлом будущем своей родины, художник вслед за поэтом подчеркивает значимость этого жизненного эпизода («Мой первый друг, мой друг бесценный...»).

Портрет поэта по гравюре Томаса Райта (рис. 5) считается последним прижизненным изображением Пушкина. Рисован ли его первоисточник с натуры, или портрет создан на основе картины О. А. Кипренского (1827 г.), достоверно не установлено. Возможно, что в черты портрета Кипренского Райт внес элементы собственных наблюдений или набросков. На его портрете Пушкин изображен в зрелом возрасте, в расцвете своего творческого пути.

Изобразив дуэль Пушкина с Дантесом (с картины художника А. А. Наумова, 1885 г.), художник, видимо, посчитал, что этот сюжет (рис. 4) будет уместен в такой памятной серии, как напоминание о трагически оборвавшейся жизни поэта в расцвете поэтических сил.

И, наконец, памятник А. С. Пушкину в Москве (работа скульптора А. М. Опекушина). Сюжет для марки (рис. 6) выбран не случайно. Ведь это первый в России памятник поэту, воздвигнутый на народные средства (1880 г.).

Он символизирует незарастающую народную тропу к Пушкину, вечную любовь России к своему национальному гению.

Все оригиналы, созданные В. В. Завьяловым для пушкинской серии, отличаются строгостью оформления, имеют серийные признаки в композиционных элементах и в написании текста.

Государственной комиссией из представленных проектов были выбраны два сюжета (5-й и 6-й), по которым были выпущены известная серия из шести марок и памятный блок. Таким образом, на марках достоинством в 10, 20 и 40 копеек поэт изображен по гравюре Т. Райта, а в 50, 80 копеек и 1 рубль воспроизводят памятник Пушкину в Москве; для блока использованы те же сюжеты.

Как известно, каталоги советских почтовых марок 1955 и 1958 годов ошибочно указывают источник портрета Пушкина для названных марок. Об этом сообщил в своей заметке «Бант Пушкина» В. Карлинский (см. «Филателия СССР» № 1 за 1966 г.). Однако почти за десять лет до появления упомянутой заметки издательством «Искусство» был издан массовым тиражом каталог Всесоюзного музея А. С. Пушкина, из которого читатель узнает, что в основу сюжета марки положен портрет поэта работы Т. Райта.

Что же нового смог внести в свою работу В. В. Завьялов, как художник? Оказывается, немало.

Несмотря на ограниченные возможности и многочисленные условности жанра почтовой миниатюры, он нашел обобщенный четкий образ, отвечающий нашим представлениям о поэте. Этому немало способствует великолепная гравировка, выполненная в классическом стиле учителем Завьялова— художником-гравером А. Троицким.

А вот один из примеров, характеризующих творческий метод художника-миниатюриста. Если внимательно всмотреться в изображение лиры на марках с портретом Пушкина, можно заметить, что струны ее порваны. В этом лаконичном символе трагически оборвавшейся жизни великого русского поэта — типичный для Завьялова прием работы над созданием почтовых миниатюр, тактично, не в лоб, не навязчиво использовать самые различные средства для подкрепления основного сюжета, для выражения своего отношения, как художника, к раскрываемой Теме.

Пушкинская серия вышла к памятной дате и пользовалась большим успехом у филателистов. Ее популяризировали печать, радио, а также Всесоюзная пушкинская выставка (ей посвящен блок), проведенная в Москве в здании Государственного Исторического музея, на которой применялся специальный штемпель.

Такова краткая история создания первой серии пушкинских марок. Она положила начало работе В. В. Завьялова над воплощением образа поэта на советских почтовых миниатюрах.

В 1949 году, к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, художник создал новую серию, частично использовав при этом замыслы и неосуществленные проекты первой пушкинской серии.