Третий выпуск советский почтовых марок

КАТАЛОГ ГФК 1958 года сообщает, что марки Третьего советского выпуска поступили в обращение в сентябре 1921 года, что изготовили их литографским способом печати на простой, тонком, меловой и хлопчатой бумаге без водяного знака и без зубцов. Нельзя ли его подкрепить дополнительными фактами? В описи хранящейся в музее Гознака, в частности, указано, что над Третьей серией советских почтовых марок работа на Московской печатной фабрике Гознака была завершена в августе 1921 года.

В качестве оригиналов для знаков почтовой оплаты с эмблемами крестьянского труда был использован тот же рисунок, что и на рублевой марке, изданной в августе 1921 года и вошедшей в серию "Второй вы пуск советских почтовых марок". Этот рисунок принадлежит художнику В. Куприянову. Никаких изменений в нем не сделано. Сменились лишь номиналы. Но прежде чем отобрали образы для печати, с клише будущих марок на мелованной бумаге были сделаны черные пробные оттиски способом высокой печати, а также литографским способом.

Пробные оттиски
1. Проб. номиналом 200 руб. - черный оттиск способом высокой печати.
2. Проба номиналом 100 руб.- черный оттиск литографским способом.
Техническим отдел Московской печатной фабрики Гознака, рассмотрев оба оттиска, пришел к выводу, что тираж Третьего выпуска советских почтовых марок нужно сделать литографическим способом. Для тиражирования использовали гуммированную бумагу разного качества без водяного знака. Описание вышедших марок дано в каталоге ГФК.

Как правило, на нескольких марочных листах либо прокалывается перфоратором, либо оттискивается краской слово "образец". Такие листы в качестве эталонов поступают на почту. На марках Третьего советского выпуска этого слова не прокалывали и не печатали

Итак, вначале на Гознаке завершили тиражирование марок с эмблемами крестьянского труда номиналами в 100 руб., 200 руб. и 300 руб. Согласно описи, хранящейся в музее Гознака, марка в 100 руб. была издана желтого цвета, лимонного и оливково-желтого. Марки этого номинала оранжево-желтой и оранжево-коричневой расцветок не выхоли. Тем не менее работники музея не отрицают возможности существования подобных марок. Дело в том, что качество печати в то время было невысоким да и бумага для производства марок использовалась такая, которая оказывалась на складе фабрики. Поэтому у филателиста могут быть марки с небольшим отклонением в цвете. В августе 1921 года на Гознаке сделали тираж и еще нескольких марок из того же Третьего выпуска. В частности, по оригиналу художника Г. Рейндорфа отпечатаны знаки почтовой оплаты с эмблемами рабочего труда - молота и наковальни Предварительно также изготовили пробные оттиски: номинал 500 руб. и 100 руб. черного цвета, способом высокой печати на мелованной бумаге.

Тираж был отпечатай литографским способом на гуммированной бумаге разного качества и без водяного знака. Марки изданы без зубцов.

Как известно, тогда же на Гознаке завершили и тиражирование марок с эмблемами науки и искусства. Штриховой оригинал для них подготовил художник Г. Рейндорф. Проба номиналом 3 1/2 руб. коричневого цвета была изготовлена способом высокой печати на мелованной бумаге (эта марка в свет не вышла). Проба номиналом 250 руб. черного цвета сделана способом высокой печати на мелованной бумаге.

Технический отдел фабрики принял решение тиражировать эти марки литографским способом. Их печатали на бумаге разного качества без водяного знака. Марки изданы без зубцов. В свет вышли марки номиналом 250 руб. фиолетового цвета и серо-фиолетового цвета, отпечатанные на тонкой бумаге. На нескольких листах с марками фиолетового цвета перфоратором пробито слово "образец". На листах с марками серо-фиолетового цвета слово "образец" не пробивалось и не оттискивалось.

Стоит обратить внимание коллекционеров на тот факт, что марки Третьего советского выпуска на хлопчатой бумаге не печатались. Если бы это произошло, то в описи, хранящейся в музее Гознака, такой факт нашел бы отражение.

Что же теперь нам дополнительно известно о Третьем выпуске советских почтовых марок? Прежде всего то, что над оригиналами рисунком работали художники В. Куприянов (марки с эмблемами крестьянского труда) и Г. Рейндорф (марки с эмблемами рабочего труда, а также знаки почтовой оплаты с эмблемами науки и искусства). Тираж Третьего выпуска завершен на Московской печатной фабрике в августе 1921 г.

5 ноября 1921 года в почтовых окнах нашей страны появилась серия марок, посвященная четырехлетию Великой Октябрьской социалистической революции. В ней три знака почтовой оплаты, штриховые оригиналы которых выполнил художник К. Гоппе. В примечании каталога ГФК 1958 года отмечено, что марка номиналом 200 руб. в почтовое обращение не поступала. Тем не менее, любопытно проследить, как марка в 200 руб. могла попасть к коллекционерам.

В описи музея Гознака указывается, что способом высокой печати на мелованной бумаге черной краской были сделаны пробные оттиски номиналами в 100 руб., 200 руб., 250 руб., 300 руб. и 500 руб. Одна проба была оттиснута без номинала.
На простой гуммированной бумаге без водяных знаков отпечатали: марки номиналом 100 руб. оранжевого цвета, марку номиналом 250 руб. темно-оранжевого цвета. На нескольких марочных листах этих номиналов оттиснули слово "образец"

В своем кратком справочнике В. Карлинский (см. "Филателия СССР" №2. 1968 г.) написал: "Марка в 200 руб., коричневая, в почтовое обращение не поступала, хотя и была отпечатана Гознаком". Мне кажется, что это вопрос спорный. По крайней мере в описи на это нет никаких указаний. В описании проб Третьего выпуска советских марок названы пробные оттиски различных цветов. Если бы, кроме черных, существовали пробные оттиски марок, посвященных четырехлетию Великого Октября, то сведения об ЭТОМ наверняка были бы в музее Гознака

Кроме того, мы назвали в качестве пробных и оттиски марок номиналами 100 руб., 250 руб., 300 руб и 500 руб. Но о них, судя по каталогу ГФК и краткому справочнику В. Карлинского. вообще ничего не было известно. Таким образом, марка номиналом 200 руб. представляет собой пробу.

А. Володин
Журнал "Филателия СССР" № 4, 1969 г.