Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Первые рейсы
А. Шабунин. Первые рейсы. "Филателия СССР". 1977. №12. Стр. 49
Вскоре после Октябрьской революции наряду с другими проблемами экономической, хозяйственной и культурной жизни страны остро встал вопрос международных почтовых пересылок.
Разруха, царившая на железнодорожном транспорте, саботаж многих почтово-телеграфных чиновников, отсутствие четкого графика движения поездов и должного взаимодействия железнодорожников и работников связи приводили к тому, что письма, посланные, в частности, из Петрограда в Москву, иногда блуждали по нескольку недель от станции к станции, прежде чем доходили до адресатов. Это касалось не только частной, но и служебной переписки.
В Петрограде, Москве, Нижнем Новгороде, Севастополе и ряде других городов Советской России были созданы комитеты по организации воздушной почты. Московский комитет возглавил бывший летчик А. А. Агафонов. В Петрограде комитетом "Почто-воздух" (такое неофициальное название было дано ему в периодической печати) руководил комиссар морской авиации А. П. Онуфриев.
Перевозка почты аэропланами из Петрограда в Москву предполагала решение сразу двух задач: во-первых, быструю доставку корреспонденции, а, во-вторых, перебазирование авиации в Москву, ставшую столицей.
Вначале для писем намечалось использование двухместных аэропланов, а для перевозки посылок - воздушных кораблей "Илья Муромец".
Первый рейс "почто-воздуха" был назначен на 29 марта 1918 года, однако ненастная погода отодвинула это событие на сутки. Утром 30 марта с Комендантского аэродрома в
Петрограде вылетело четыре поставленных на лыжи гидроаэроплана с частными письмами и служебными пакетами, многие из которых адресовались в Совнарком. Пилотировали их военные летчики.
Этим полетом было положено начало последующим авиарейсам между Петроградом и Москвой.
Оплата одного письма, отправленного "почто-воздухом", была весьма оригинальной и составляла сумму в два рубля. На письмо наклеивалась марка в 35 копеек (первый выпуск советских марок "Россия" - меч, разрубающий цепь). Остальная сумма вносилась при подаче письма в Штаб морской авиации (Васильевский остров, 12 линия, дом 3).
Поскольку каждый аэроплан имел на борту около двухсот писем, то он окупал свой перелет, оценивавшийся в 250 рублей.
Первым на Ходынский аэродром в Москве после посадок в Бологом и Твери (Калинине) опустился гидросамолет, на котором летел и А. П. Онуфриев.
Из Москвы в Петроград первый самолет воздушной почты пилотируемый летчиком Н. И. Петровым прибыл 1 апреля и на следующий день вновь вылетел в Москву. Интересно, что в этот день, 2 апреля 1918 года был поставлен новый рекорд русской авиации: летчик Н. И. Петров на двухместном биплане типа "Сопвич" со 120-сильным мотором "Рено" пролетел 609 верст без посадки за 4 часа 10 минут. Это были первые шаги отечественной авиапочты.