Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

К тайнам мастерства

М. Мацкевич. К тайнам мастерства. Филателия СССР. 1977. №5. Стр. 22-23

Теперь уже стало аксиомой, что почтовая миниатюра - это полноправный вид изобразительного искусства, а не просто "красивая картинка", играющая утилитарную роль знака почтовой оплаты. Но часто ли, приобретая новую марку, мы вспоминаем о художнике, стиле его работы, творческих планах?

Ю. Н. Арцименев - один из тех, кто служит филателии около десятка лет. Он автор многих сюжетов почтовых миниатюр и блоков, которые получили высокую оценку специалистов. Поэтому всегда интересно знать, что же думает мастер о своей работе.

Юрий Николаевич считает, что почтовая марка выполняет функцию своеобразного миниатюрного плаката. Она пропагандирует и информирует, сообщает о знаменательных датах, важнейших общественно-политических событиях в мире так же, как и плакат, наглядно и выразительно. Некоторые художники-марочники создают композицию, например, по принципу "рассказа". Такую марку-новеллу интересно рассматривать, находя для себя все новые детали.

Стиль же Арцименева в корне отличается от повествовательного. В основе его марочных композиций лежит, как правило, четкое, лаконичное построение сюжета, минимум деталей при их максимальной смысловой и символической нагрузке. Художник считает, что если марка посвящена общественно-политическому событию или знаменательной дате, то она должна стать как бы символом этого события. Чтобы определить ее назначение, достаточно лишь беглого взгляда.

Перед нами марка с купоном, посвященная Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе. В - центре на белом поле окаймленные золотой рамкой слова Л. И. Брежнева, ставшие девизом Совещания: "Право на мир должно быть обеспечено всем народам Европы". Рядом на марке стилизованное изображение здания, где проходило Совещание. Над ним вырисовываются очертания Европейского континента. Замыкают композицию две золотые ветви с датой проведения Совещания. Художник изобразил все лаконично, с высоким художественным вкусом.

Или взять почтовый блок, посвященный XXV съезду КПСС. На алом фоне, имитирующем развевающееся красное знамя, рельефный портрет В. И. Ленина. Справа помещена марка со значком делегата XXV съезда Коммунистической партии, а внизу - графическое изображение, символизирующее наши достижения в науке и технике. Золотые колосья отображают одно из главных богатств страны - хлеб.

В сюжете ничего лишнего. Все просто и предельно емко. Прием Арцименева - выбрать самое существенное. Все элементы здесь несут смысловую нагрузку.

Часто для создания, казалось бы, простой композиции художник вводит организующие элементы, например, очертание зубцовой миниатюры с конвертом в почтовой марке, посвященной 50-летию Международной федерации филателии, земной шар с вписанным в него циркулем в марке - "100 лет Метрической конвенции" и т. д.

- Чтобы найти эти элементы, выражающие суть события, - говорит Арцименев, - художнику необходимо подчас прочесть массу всевозможной литературы, консультироваться у специалистов. Ведь наша аудитория - почти весь мир, и малейшая неточность в рисунке будет обнаружена моментально.

Юрий Николаевич рассказывает, что работа с документальным материалом иногда уводит художника от общего замысла, натурализм деталей губит сюжет марки.

Но Арцкменеву такая опасность не грозит. Отталкиваясь от конкретного факта, он создает обобщающую символическую картину. Она не всегда рождается без мук. Иногда окончательному решению замысла предшествуют долгие споры. И побеждает, как правило, профессиональный опыт, умение из потока информации выбрать самое главное, что потом ложится в основу сюжета очередной почтовой марки.

К профессии художника Юрий Николаевич пришел уже взрослым человеком. Учеба в радиотехническом техникуме, работа по специальности в одном из научно-исследовательских институтов, увлечение дизайном, занятия в суриковском институте, затем художественно-графический факультет Московского педагогического института. Весь этот путь сопровождался постоянным поиском самовыражения в искусстве, поиском новых форм, приемов. Юрий Николаевич считает, что настоящему художнику нельзя останавливаться на достигнутом. Поэтому он работает всегда и везде: смотрит ли телевизор, слушает ли музыку - рядом чистый лист бумаги.

В мастерской Арцименева много натюрмортов, этюдов, пейзажей, выполненных маслом.

- Художнику-марочнику это просто необходимо, - поясняет Юрий Николаевич. - Как-то, работая над очередным эскизом миниатюры, я вдруг заметил, что начал терять чувство цвета. Вот и решил заняться натюрмортом.

...Постоянная работа над собой свойственна каждому человеку, особенно творческому. Это должно быть неотъемлемой чертой характера так же, как и чувство неудовлетворенности созданным. Тогда придет успех и признание. И если удачно выполненная марка доставляет людям радость - это будет высшая награда для художника.