«Это мне по душе» (Ю. Левиновский)

В. Левушин. «Это мне по душе». Филателия СССР. 1975. №4. Стр. 16-17

Юрий Левиновский окончил отделение графики Московского полиграфического института. Много лет работал художником-оформителем на ВДНХ. А в этом году отметит десятилетие своей творческой деятельности в области графики малых форм. За это время им создано около 80 почтовых миниатюр, более двухсот художественных конвертов, большое число поздравительных почтовых открыток. Многие его работы нашли благодарное признание у филателистов. Дважды читатели нашего журнала называли его имя среди победителей конкурсов на лучшую почтовую миниатюру 1971 и 1972 годов.

Новый успех художника — вторая премия, полученная на конкурсе Министерства связи СССР и Союза художников СССР за создание оригиналов почтовых марок на тему «30-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне».

Художники малой графики не любят говорить об индивидуальности или, как часто говорят, о «своем лице», когда речь заходит о работе над почтовой миниатюрой. Ведь марка— результат коллективного труда. Художник имеет дело с редактором (определяется тема, согласовывается сюжет, текст и т. д.); порой немало изменений в первоначальный проект марки вносится после обсуждения его на художественном совете, наконец, немаловажное значение имеет и полиграфическое исполнение.

Все это так. И тем не менее разговор с Юрием Левиновским мне хотелось начать именно с его отношения к творческому процессу создания оригинала для марки.

В самом начале нашей беседы зазвонил телефон. Юрий Константинович пытался кого-то вежливо убедить (звонили, видимо, из ДИЭЗПО): «Я все понимаю, что это, как всегда, «нужно было сделать вчера». Всей душой готов помочь. Но поймите, цветы и животные— не моя тема. Они у меня просто не получаются...»

Закончив разговор, Левиновский сказал, обращаясь ко мне:

— Часть ответа на ваш вопрос вы только что слышали. Конечно, нам приходится работать над марками самой различной тематики. Однако у каждого художника есть свои особенно близкие темы. Одному больше всего нравится работать над «космическими» марками, другого привлекает спорт, третьего — флора и фауна...

Что касается меня, то как-то так получается, чаще всего приходится делать марки общественно-политической тематики. И мне это по душе. Чувствуешь себя как бы соучастником важных событий, происходящих в стране и за рубежом. Работая над этой темой, ощущаешь какое-то особое волнение и чувство ответственности. Ведь от образнохудожественного решения, от эмоционального заряда, который вложил в нее художник, во многом зависит, станет ли почтовая марка активным агитатором, пропагандистом.

— Иными словами, станет ли она своеобразным агитационным плакатом?

— Марка-плакат стало довольно распространенным выражением, особенно в среде коллекционеров. Мне оно представляется не совсем верным. Основным свойством плаката я бы назвал импульсивность, мгновенность воздействия на массы. Информация, заключенная в плакате, должна восприниматься очень легко и быстро, должна, образно говоря, стрелять. Никто не будет стоять и долго рассматривать плакат. Совсем другое дело почтовые марки.

— Что вы имеете в виду, говоря об информативности марки. Ее текстовое решение?

— Текст, конечно, необходим. Но он должен быть предельно лаконичен, не «забивать» рисунок. В этом смысле филателисты весьма чутки и строги. Как-то звонит один знакомый коллекционер: «Спасибо, — говорит, — за марку, смотришь и наслаждаешься — есть что почитать!» И коллекционер этот был прав. Информативность марки особого рода. Она должна быть заложена в самом рисунке. Именно рисунок несет всю информацию о том или ином событии, в этом одна из основных трудностей, которую, должен преодолеть художник-марочник.

— Юрий Константинович, каков ваш творческий метод, что считаете главным в работе над почтовой миниатюрой?

— Я большой поклонник таланта Василия Васильевича Завьялова. У этого, можно смело сказать, классика советской почтовой марки было чему поучиться нам, более молодому поколению. И я не упускал ни одной такой возможности. Василия Васильевича отличала исключительная требовательность к себе. Получив тему, он начинал с какой-то особой тщательностью изучать материал. Посещал музеи, рылся в старых книгах... Он не садился за стол до тех пор, пока, как губка, до предела не насыщался всеми необходимыми сведениями о предмете, который нужно было изобразить на марке.

Глубокое изучение темы я считаю для себя одним из главных условий успешной работы. Причем процесс этот должен быть непрерывным, а не только относиться к конкретному заданию.

— Как вы работали над серией, посвященной 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне?

— Эта тема общечеловеческая. Громадные, глобальные, полные трагизма события. Поэтому вряд ли было бы целесообразным останавливаться на каком-то конкретном событии. Сразу пришло решение — тема должна быть раскрыта масштабно, на марках следует в обобщенной форме показать источники нашей победы.

Мы рассматриваем с Юрием Константиновичем разложенные на рабочем столе эскизы. Вот на первом из них широко и свободно развевается Красное знамя. На нем очень крупно, масштабно дан портрет Владимира Ильича Ленина. Внизу — победный салют над башнями Московского Кремля.

«Никто не забыт и ничто не забыто», — читаю на следующем эскизе марки. У Вечного огня застыл молодой воин. А за его спиной, как вечная память, идущие в атаку советские солдаты...

«Все для фронта, все для победы!» — эти слова были для нашего народа боевым лозунгом с первых дней войны. Композиционным центром рисунка третьей марки стала женщина у конвейера с боеприпасами. На втором плане сборочный цех танкового завода. Внизу символический рисунок — «Хлеб Родине». Фоном марки служит бесконечная колонна воинов, уходящих на фронт.

На следующем эскизе мы видим этих воинов в могучем, несокрушимом наступлении. На переднем плане солдат в каске с красной пятиконечной звездой. Одной рукой он крепко сжимает автомат, в другой высоко поднял над головой боевое знамя, увлекая за собой воинов в атаку.

В годы войны весь народ от мала до велика поднялся против ненавистного врага. Горела земля под ногами фашистов на захваченных территориях. Беспримерному героизму партизан в Отечественной войне посвящена следующая марка. А завершает серию миниатюра в честь освободительной миссии Советской Армии. На ней изображен воин, рассекающий мечом колючую проволоку концентрационных лагерей и свастику. На фоне Красного развевающегося полотнища текст: «Слава Советской Армии-освободительнице!»

— В художественном решении темы, — продолжает разговор Левиновский, — мне показалось наиболее верным остановиться на четкой графике. Жесткое, суровое изображение как бы усиливает эмоциональное настроение от восприятия марок. Это подчеркнуто и скупым цветовым оформлением. Всего два-три цвета.