Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Рождение темы

М. Александров. Рождение темы. Филателия СССР. 1975. №3. Стр. 13

Среди художников, работавших над созданием марок в 1974 году, мы находим имя Е. Д. Анискина, замечательного нашего мастера-миниатюриста, творческий почерк которого хорошо знаком коллекционерам. Ведь Евгений Дмитриевич — автор 140 марок, многих художественных конвертов и почтовых карточек.

Истоки этого богатейшего послужного списка уходят к событиям 15-летней давности. Тогда Евгения Анискина, художника-плакатиста, пригласили попробовать свои силы в почтовой миниатюре, подготовить марки, посвященные V Всемирному конгрессу профсоюзов в Москве.

Первые марки Анискина вышли в ноябре — декабре 1961 года, сразу вслед за пятью его конвертами, также отметившими конгресс. До сих пор в мастерской художника хранятся эскизы первенцев. Знакомясь с ними, начинаешь понимать творческую лабораторию Евгения Анискина, стремившегося к лаконизму и динамике композиции.

За успешным дебютом последовали марки «Международный день солидарности молодежи против колониализма, за мирное сосуществование» (№ 2676), «В СССР малярия побеждена!» (№ 2686—2688) и др. В этот же период Анискин подготовил к выпуску марку в честь французского микробиолога Луи Пастера. Она ознаменовала новое решение «портретных марок».

В чем была новизна? Художник стремится уйти от традиционного построения портрета на марке, найти такой рисунок фона, который бы дал характеристику деятельности изображаемого лица. В такой манере выполнены им марки «В. К. Блюхер» (№ 2783), «Гвардии генерал-майор И. В. Панфилов» (№ 2828)...

Анискин широко использует фотоснимки, художественно осмысливает их. Так он, к примеру, рисовал блок в ознаменование 10-летия полета в космос В. В. Николаевой-Терешковой. На верхней левой марке блока — портрет «Чайки». Здесь взята та же фотография, которая послужила основой марки июля 1963 года.

1966 год принес еще один успех Е. Анискину. Одними из лучших марок года были признаны две почтовые миниатюры — барельеф Руставели (№ 3395) и «Тариэл у горного потока» (№ 3396). Эти марки московский художник исполнил по эскизам грузинских мастеров Л. Бурдули и Л. Шенгелия.

Член Центрального правления советского общества дружбы с ГДР, Анискин, начиная с 1960 года, неоднократно приезжал в братскую страну. Приезжал не как турист — как гость Общества германо-советской дружбы. А в пути никогда не расставался с блокнотом и карандашом.

В 1964 году Е. Д. Анискин побывал в ГДР по приглашению председателя Президиума Народной палаты ГДР Иоганнеса Дикмана. В тот год он создал оригинал почтовой марки «15-летие Германской Демократической Республики» (№ 3101).

Подобные миниатюры рождаются после длительного осмысления виденного. Нужно ведь на небольшом квадратике бумаги отобразить главное, наиболее характерное в жизни государства. Запись в каталоге — «Рисунок, символизирующий развитие промышленности в республике» — более чем лаконична. Для художника это — десятки зарисовок.

В 1969 году Анискин создает почтовую миниатюру (№ 3804) к 20-летию ГДР. На ней появились новые символы, повествующие о современном облике Берлина. Недавно, к 25-летию республики, в коллекциях филателистов появилась еще одна юбилейная марка работы художника.

Новой вехой в творчестве Е. Д. Анискина стала серия «Славим делами тебя, Октябрь!», посвященная 57-й годовщине Великого Октября. Три алые красочные марки рассказали о трудовых достижениях советского народа в девятой пятилетке. Мы видим здесь ордена Трудовой Славы трех степеней, Камский промышленный комплекс и плотину Нурекской ГЭС.

Мучительны поиски композиции: Анискин то меняет формат марок, то варьирует расположение деталей. Эскиз миниатюры, знакомящей с КамАЗом, не удовлетворил его. Тогда изображение автомашины уходит на второй план, а акцент делается на рисунке ферм, символизирующих продолжение стройки. Но снова художник недоволен. Вновь «подвигает» автомобиль на передний план. Художественный совет утверждает это решение. Первоначальная интуиция не подвела...

Недавно наши друзья из ГДР побывали в Советском Союзе. В поездке их сопровождал художник Евгений Анискин. В Липецке гостям показали металлургический комбинат, рассказали о его богатых перспективах. Как зачарованный стоял Анискин у печей.

Сейчас на столе у художника — вырезки из газет, фотографии Липецкой Магнитки. Это значит — он «заболел» липецкой темой.