Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Номерные штемпеля зарубежных почтовых контор

Е. Нестерова. "Номерные штемпеля зарубежных почтовых контор". "Филателия СССР", 1971, №9, стр. 42-43

В СТАТЬЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФИЛАТЕЛИСТА Я. ВОВИНА "Номерные штемпеля России 1858 - 1876 годов" (см. "Филателия СССР", № 11, 1969 г.) содержатся сведения о ранних русских номерных штемпелях, употреблявшихся для гашения почтовых марок. Автор статьи существенно исправил и частично дополнил перечень почтовых учреждений, применявших номерные штемпеля, особенно треугольной формы, которые в изданном в 1924 году под редакцией Ф. Г. Чучина "Каталоге почтовых марок бывш. Российской империи, РСФСР и СССР" были неправильно отнесены к штемпелям железнодорожных станций.

В действительности же штемпеля этого типа рассылались почтовым конторам, находившимся в небольших населенных пунктах, которые не являлись губернскими или уездными городами. Большинство таких почтовых учреждений находилось в стороне от железных дорог, а некоторые даже за пределами страны.

Несколько штемпелей - с номерами от 777 до 787 с 12 (24) декабря 1862 года были введены для созданных Российским обществом пароходства и торговли (РОПиТ) "почтовых агентур" в портах Черного, Эгейского и Средиземного морей, обслуживаемых судами общества. По данным составителей упомянутого выше каталога, для почтовых агентур РОПиТа в следующем, I863 году были дополнительно направлены штемпеля того же треугольного типа с номерами 812, 823-827. Таким образом, РОПиТу было приписано 17 номерных штемпелей.

Вполне естественно, что марки, гашеные этими штемпелями, документально удостоверявшими их использование учреждениями русской почты в Турции, издавна привлекали внимание филателистов.

В каких же портах корреспонденция, принимавшаяся агентурами РОПиТа и перевозившаяся на его судах в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия, гасилась штемпелями треугольного типа и какими именно?

Полностью ответить на эти вопросы не представляется возможным, так как распределение штемпелей по портовым агентурам производила администрация РОПиТа без участия в этом деле почтового департамента Министерства внутренних дел. В частности, нам не удалось установить, применялись ли вообще и если применялись, то где штемпеля с номерами 812 и 823-827.

Что касается первой партии штемпелей с номерами 777-787, то они русскими филателистами были расшифрованы вскоре после их введения. В полном виде перечень почтовых агентур РОПиТа, применявших эти штемпеля, приведен в изданной в Лондоне в 1957 году монографии С. Чилингриана и В. Стефена "Stamps of the Russian Empire used abroad" (том 1, стр. 33). Приводим этот перечень (географические пункты даем так, как они назывались в конце прошлого века):
777 - Батум
778 - Трапезунд
779 - Мителин
780 - Смирна
781 - Мереина
782 - Александретта
783 - Бейрут
784 -Яффа
785 - Александрия
786 - Волос
787 - Салоники

Эти гашения встречаются очень редко. Марки и особенно письма с ними оцениваются значительно дороже, чем с другими гашениями тех же портовых почтовых учреждений. Так, например, и без того редкая русская почтовая марка № 3 (1858 г., 20 коп. за 2 лота на бумаге с утолщением, в виде цифры 2) с гашением 783 (Бейрут) в прошлом году была продана на аукционе в США втрое дороже общепринятой стоимости данной марки с гашением какого-либо другого города на территории России. Само же по себе гашение 783 далеко не самое редкое из перечисленных ближневосточных номерных гашений. Значительно реже встречается гашение 785 почтовой агентуры РОПиТа в Александрийском порту в Египте.

И, пожалуй, наибольшей редкостью признается гашение 786 небольшого порта Волос в Эгейском море, расположенного примерно в 180 км. от Афин. Объясняется это тем, что в порт Волос заходили изредка только грузовые пароходы РОПиТа для погрузки высокосортного фессалийского табака, который охотно покупали русские купцы и владельцы табачных фабрик.

Номерными штемпелями 777-787 гасились не только специальные марки РОПиТа и русской почты в Турции, но также и русские марки общегосударственного хождения, которыми разрешалось оплачивать корреспонденцию, перевозимую на пароходах РОПиТа.