Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Применение революционных марок и их переоценка в 1919-1923 годах
К. Алекссев. Применение революционных марок и их переоценка в 1919-1923 годах. "Филателия СССР". 1978. №11. Стр. 49-51
В течение первого года после Октябрьской революции для оплаты почтовой корреспонденции использовались марки дореволюционных выпусков.
7 ноября (25 октября) 1918 года в обращение поступили две первые революционные почтовые марки с изображением руки с мечом, разрубающим цепь, на фоне лучей восходящего солнца. Наряду с ними и даже после того, как в 1921 году было налажено регулярное издание стандартных почтовых марок РСФСР, продолжали курсировать многие марки дореволюционных образцов. Окончательно их изъяли из обращения 31 марта 1923 года.
Продолжительное курсирование в советское время - свыше пяти лет дореволюционных марок вызвано тем, что в почтовых округах и в Центральной экспедиции знаков почтовой оплаты имелись их запасы. Кроме того, используя старые клише, в типографии Гознака (б.ЭЗГБ - Экспедиции заготовления государственных бумаг) вплоть до 1921 года печатали стандартные почтовые марки образца 1908-1917 годов.
В основу данной работы положена таблица, составленная В.А. Карлинским и опубликованная в 1967 году в сборнике "Советский коллекционер" (выпуск 5). В эту таблицу необходимо внести три поправки.
Первая поправка заключается в дополнении перечня использовавшихся в советское время дореволюционных знаков почтовой оплаты четырьмя почтовыми марками, не указанными В. А. Карлинским. Это - 7 и 14-копеечные стандартные и юбилейные (1913 г.) марки с надпечатками 10 и 20 к., нанесенными в 1916 году в связи с повышением тарифов (N9 105-108 по каталогу "Ивер").
Вторая поправка - уточнение даты первой переоценки стандартных почтовых марок низких номиналов - от 1 до 20 к. В "Каталоге почтовых марок СССР 1918-1974 гг.", изданном ЦФА "Союзпечать", на стр. 780 ошибочно указано, что с 5 марта 1920 года марки поступили в обращение по 100-кратной стоимости. В действительности, согласно циркулярному распоряжению Наркомпочтеля РСФСР, продажа и почтовое обращение марок по стоимости, увеличенной в 100 раз по сравнению с напечатанными на них номиналами, начались в Москве и Петрограде 10 марта, а в остальных почтовых округах республики - 20 марта 1920 года. В таблице В. А. Карлинского указана только первая дата переоценки - 20 марта, хотя автор ее в тексте статьи, опубликованной в том же выпуске (№ 5) сборника "Советский коллекционер", правильно называет две даты (стр. 27). Попутно отметим, что некоторые авторы (в том числе и В. А. Карлинский) отмечают, что произведенная в марте 1920 года в почтовых округах 100-кратная переоценка вместе с почтовыми также малоформатных сберегательных марок в 1, 5 и 10 к. была сделана вопреки распоряжению Наркомпочтеля. Согласиться с этим нельзя. Циркулярным распоряжением Наркомпочтеля РСФСР предлагалось: "...с получением настоящего распоряжения выписать в расход ... все знаки почтовой оплаты мелких достоинств 1,2, 3, 4, 5, 7 коп., 7 с надпечаткой 10 коп., 10, 14, 15 и 20 коп. и ...записать эти знаки вновь на приход по повышенной в сто раз стоимости и немедленно выпустить таковые в продажу публике по новой, повышенной цене". В данном случае переоценивались все знаки почтовой оплаты определенных номиналов, в том числе и сберегательные малого формата, которые еще в январе 1918 года Наркомпочтель республики приравнял к почтовым. Следовательно, переоценка в марте 1920 года сберегательных марок произведена повсюду по указанию наркомата.
Третья поправка относится к условиям обращения почтово-благотворительных марок 1914-1915 годов и юбилейных 1913 года.
До 5 марта 1920 года этими марками допускалась только франкировка корреспонденции. Для пояснения обратимся к более ранним документам.
Продажа почтово-благотворительных марок 1914-1915 годов с надписями "В пользу воинов и их семейств", названных при их выпуске патриотическими, официально прекратилась в августе 1917 года. В Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде хранится дело б. Министерства почт и телеграфов Временного буржуазного правительства "О прекращении продажи патриотических почтовых марок". В деле находится распоряжение № 52338 товарища министра от 19 августа 1917 года, в котором указано, что "в связи с переменой государственного строя продажа патриотических марок прекращается. Всем почтово-телеграфным учреждениям страны предписывалось "непроданный запас марок вернуть при особых описях в Экспедицию приемки и рассылки знаков почтовой оплаты".
Правомерно полагать, что почтово-благотворительные марки и, тем более, юбилейные 1913 года после революции продавались населению только в исключительных случаях - теми почтовыми учреждениями, в которых по каким-либо причинам случайно сохранилось некоторое количество таких марок. Вместе с тем важно отметить, что, разрешая на протяжении более двух лет употреблять эти марки для франкировки писем и, следовательно, для оплаты их пересылки, Наркомпочтель РСФСР учитывал интересы советских граждан, у которых находились ранее купленные ими юбилейные и почтово-благотворительные марки.
5 марта 1920 года за подписью В. И. Ленина Совет Народных Комиссаров РСФСР издал постановление об изменении почтовых тарифов и рассмотренной выше переоценке знаков почтовой оплаты низких номиналов. Особо в постановлении предписывалось: "Юбилейные царские марки с портретами царей изъять из обращения за ненадобностью". Одновременно прекратилось хождение почтово-благотворительных марок 1914-1915 годов "В пользу воинов и их семейств".
Первый период новой экономической политики - нэпа вызвал усиление инфляции обращавшихся а стране бумажных денег. Стоимость их быстро падала. Часто менялись почтовые тарифы.
В 1922 году их повышали 14 раз. Изготовление новых почтовых, марок более высоких номиналов не поспевало за сменой тарифов. Поэтому Наркомпочтель РСФСР восстановил с 15 апреля 1922 года повсеместную продажу почтовых стандартных марок дореволюционных образцов достоинством от 1 до 14 к. и в 1, 5, 7 и 10 рублей. Каждая единица номинала марок приравнивалась к 10 тысячам рублей. Однако польза от этой меры была непродолжительной. К 1 января 1923 года тариф простого иногороднего письма возрос до одного, а заказного - до двух миллионов рублей. На каждое письмо приходилось наклеивать по несколько десятков марок дореволюционных образцов. Практически их перестали применять, и 31 марта 1923 года официально было прекращено обращение всех марок с изображением герба давно ликвидированной Российской империи.
Для обобщения справочного материала о почтовом обращении после Октябрьской революции марок прежних выпусков повторим известные старшим поколениям филателистов сведения об использовании крупноформатных сберегательных и контрольных марок более высоких номиналов (от 25 .к. до 100 р.) в Туркестанском почтовом округе, обслуживавшем Туркестанскую автономную советскую социалистическую республику. В нее входила часть территории Казахской ССР (в ее современных границах) и почти все районы нынешних Узбекской, Таджикской, Туркменской и Киргизской ССР.
В связи с трудностями пополнения быстро исчерпывавшихся запасов почтовых марок Наркомпочтель РСФСР разрешил в учреждениях Туркестанского округа использовать по номинальной стоимости в качестве почтовых с 5 июня 1918 года крупноформатные сберегательные и контрольные марки. Три года спустя эти марки наряду с малоформатными сберегательными марками с номиналами 1, 5 и 10 к. стали применяться повсеместно по новой стоимости - 250 р. за марку.
После введения с 1 февраля 1922 года нового почтового тарифа на пересылку внутренней корреспонденции (3000 р. за почтовую карточку, 5000 р. за местное и 7500 р. за иногороднее письмо, 15 000 p.- дополнительный сбор за заказ) Наркомпочтель РСФСР разрешил тому же Туркестанскому округу использовать запасы почтовых стандартных марок дореволюционных образцов (и в остальной территории страны они в этот период не курсировали) со следующей переоценкой: марки в 1, 2, 3 к. и 1 р. - по 500 р. за штуку, в 4 к. и 3 р. 50 к, - по 1000 р., в 5, 7 к., 5 и 7 р. - по 5000 р., в 10, 14 к. и 10 р. - по 50 000 р. На таких условиях марки применялись в Туркестанской АССР до 14 апреля того же, 1922 года. С 15 апреля было временно восстановлено их повсеместное обращение по новой стоимости - 10 000 р. за одну единицу номинала (копейку или рубль).
При введении с 1 февраля нового почтового тарифа Наркомпочтель РСФСР разрешил произвести переоценку марок также в почтовых учреждениях Киевской губернии. Здесь имелись в значительном количестве сберегательные марки 5 и 10-копеечных номиналов, которые в то время повсеместно оценивались по 250 р. за штуку. Эти марки в почтовых учреждениях Киевской губернии были переоценены: 5-копеечные - по 7500 р., 10-копеечные - по 15000 р. с наложением на марки местных (провизорных) надпечаток новых стоимостей. Надпечатки были сделаны нумератором черной краской. Наряду с основным расположением - снизу вверх, значительная часть "киевских провизориев" изготовили с обратным расположением надпечаток - сверху вниз.