Фальсификация немых штемпелей России

Я. Вовин. Фальсификация немых штемпелей России. "Филателия СССР". 1978. №8. Стр. 53-55

Говорят, что спрос рождает предложение. И это утверждение прекрасно подтверждается многочисленными примерами и из области филателии, где фальсификация филателистического материала явилась прямым следствием усиленных поисков раритетов. Стоило лишь появиться такому спросу, как перед очарованными очами доселе тщетно искавшего "изюминки" филателии "счастливчика" блестящим фейерверком рассыпались "маврикии", "гаваи", "саксонские тройки", "базельские голубки", "сайвойские кресты" и многие другие редкости... - конечно, как вы понимаете, фальсифицированные.

Фальсификация почтовых марок возникла почти одновременно с выпуском первых марок и появлением первых адептов филателии. Уже на заре филателии, в 60- 70-х годах прошлого века, в альбомах многих филателистов можно было встретить ряд довольно примитивно выполненных подделок, которые в дальнейшем, с ростом мастерства фальсификаторов, развитием полиграфии и увеличением количества собирателей, достигли такого совершенства, что для выявления фальсификатов потребовалось создать ряд специальных лабораторий с высокоэффективной аппаратурой, способной обнаружить истинный характер испытуемого материала. Это были попросту лаборатории криминалистического характера.

Все же "мастера" грязного дела не унимались и не сдавали своих позиций. Если на заре деятельности фальсификаторов их внимание в основном привлекали почтовые марки, то в дальнейшем круг их фабрикации стал расширяться, и в него вошли также подделки цельных вещей, почтовых штемпелей и целых писем. Так на сцену появились фальшивые конверты Великобритании, известные под названием "Mul ready", конверты московской городской почты; фальшивые почтовые штемпеля почти всех германских княжеств, германских колоний, Гельголанда и других стран. Причем эти штемпеля ставились не только на поддельные почтовые марки, но также на такие подлинные марки, которые в гашеном виде оцениваются значительно выше негашеных экземпляров. Тут уместно вспомнить и несколько фальшивых штемпелей России, которыми пользовался известный женевский фальсификатор Фурнье для придания большей убедительности в подлинности мастерски изготовленным им поддельным маркам России 1884 годов в 3 р. 50 коп. и 7 руб. без стрелок.

Хочется отметить, что в связи с возросшим в последние годы интересом к собиранию предметов так называемой старой филателистической классики и помещению в своих собраниях целых писем, отражающих историю почты и политическое событие прошлого нашей страны, усилились поиски таких материалов, а это, как мы отметили в начале статьи, и есть тот самый "спрос", на который, помимо честных филателистов, отреагировали и фальсификаторы.

За последние 2-3 года ко мне, как эксперту Ленинградского отделения ВОФ, стали поступать на экспертизу письма, которые при тщательной проверке оказывались фальсификатами. Хочу указать хотя бы два таких письма:

  1. Конверт франкирован двумя семикопеечными марками выпуска 1879 г. без цветного центра. Отправлено из Котельнича в Симбирск в адрес окружного суда. При проверке установлено, что центр вытравлен химическим способом.
  2. Конверт франкирован тремя семикопеечными марками выпуска 1889 г., причем одна марка разрезана по диагонали пополам. Письмо отправлено из Шумовки в Симбирск в адрес земского начальника. Необычность франкировки (14½ коп.) сразу же вызвала настороженность, и письмо было передано на экспертизу. При исследовании штемпеля было установлено, что половина марки удалена уже тогда, когда письмо попало в нечестные руки фальсификатора, который для придания письму вида редкого случая использования половинки марки для оплаты требуемого тарифа на свободном поле прочертил от руки часть очертания штемпеля.

В связи с ростом популярности нашей отечественной филателистической классики внимание советских и зарубежных филателистов обратилось к истории почты периода первой мировой войны. В иностранной филателистической печати появился ряд интересных статей, посвященных деятельности цензоров, работе полевых почт, письмам военнопленных, солдат и офицеров русского войска во Франции, а особенно немым штемпелям прифронтовой полосы России периода мировой войны. Вид этого собирательства зародился в 20-х годах под влиянием интересных статей, опубликованных в одном из самых популярных журналов Германии "Jllustrierter Briefmarken-Journal" № 18/19 за 1918 год, написанных Карлом Бонером и другими; в журналах "Россика" и "Estonia" известного эстонского филателиста Эмиля Бруля, а затем, в позднейшее время в "The British Journal of Russian Philately" были опубликованы исследовательские статьи Курта Адлера, Грегори Б. Саисбэри, Фрица Фрейтага и в польском журнале "Filatelista" Казимира Грижевского.

Изучению и описанию немых штемпелей периода первой мировой войны советскими филателистами, к сожалению, было до обидного мало уделено внимания. Материалы, посвященные этому вопросу, перечислить нетрудно: маленькая заметка в несколько строк, помещенная в журнале "Советский филателист" № 5 за 1927 год. Ее автор сообщает, что в журнале "Berliner Brief marken Zeitung" № 12 за 1926 год приводится высказывание о большом интересе, который представляет исследование немых штемпелей мировой войны. В заключение автор заметки выражает надежду, что первыми исследователями немых штемпелей будут, несомненно, советские филателисты. Затем в каталоге почтовых марок бывшей Российской империи, РСФСР и СССР, изданном Уполномоченным по филателии и бонам в СССР на 1924 год, на странице 94 высказывается сожаление, что в каталоге описание немых штемпелей не приводится за отсутствием необходимых материалов. Ниже приводится обращение к советским филателистам заняться исследованием немых штемпелей и присылать материал с результатами своих работ в экспертное бюро. В заключение следует указать, что в журнале "Филателия СССР" № 1 за 1970 год была автором настоящей статьи напечатана статья, знакомившая читателей с основами коллекционирования немых штемпелей и проектом схемы классификации. Мною было получено большое количество писем с отзывами, вопросами и предложениями обмена коллекционными материалами. Отсюда можно было сделать вывод, что интересующихся коллекционированием немых штемпелей не так уж мало, как можно было предполагать раньше, и что интерес к ним вырос пропорционально росту увлечения филателистической классикой.

И вот здесь в связи с повысившимся интересом к немым штемпелям проявилась та же закономерность предложения, отмеченная нами выше. Ко мне и некоторым моим корреспондентам стали поступать письма с "немыми" штемпелями, которые при более внимательном изучении оказывались фальсифицированными.

Ряд писем были франкированы беззубцовыми марками России 1917 года, а на письмах стояли контрольные штемпеля прибытия с датами 1915 и 1916 годов. Другие письма имели следы смытых марки и штемпеля, а поверх была наклеена новая марка, которая гасилась вновь изобретенным фантастическим штемпелем.

Фальсификатору для изготовления фантастического немого штемпеля требуется лишь поверхностное знакомство с системой обращения на почте этих штемпелей и не более глубокое изучение фактического материала. Надо сказать, что условия введения немых штемпелей и их курсирования во многом облегчили деятельность "рыцарям грязной профессии". Следует учесть, что в официальном распоряжении об изъятии обычных календарных штемпелей и замене их немыми не устанавливались ни форма, ни размер, ни рисунок штемпеля, а также материал, из которого он должен быть изготовлен. Введением немых штемпелей преследовалась лишь цель: не давать на штемпеле никаких сведений о месте и времени его применения, чтобы этим штемпелем так же, как и обычным, можно было погасить почтовый знак и исключить возможность его вторичного использования для почтовых целей. Как мы видим, такие условия предоставляли довольно широкое поле деятельности фальсификаторам. В самом деле, что требовалось мошеннику: куцая фантазия и весьма скромные художественные способности, а затем - делай штемпель любого рисунка из любого материала: металла, дерева, резины, линолеума и пр. Все сойдет, и благодарный филателист будет счастлив получить "редкий", доселе невиданный штемпель.

В заключение хотелось бы поделиться с коллекционерами, собирающими немые штемпеля России, некоторыми сведениями о фальсификатах, обнаруженных за последние два года:

1. Круглый штемпель, имеющий грубую форму календарного штемпеля, с неравномерными фестонами по наружному краю круга. Под планкой, где у обычного календарного штемпеля типа 1903 г. помещается календарная дата, при внимательном рассматривании обнаруживаются под толстым слоем краски цифры даты (рис. 1).

2. Кольцеобразный штемпель, внутри которого сделан грубый рисунок черепа и скрещенных под ним костей. Надо предполагать, что действительно существовавший немой штемпель города Пернова (Пярну), включавший в своем рисунке те же атрибуты - череп и кости, но выполненный более тщательно и без обрамляющего кольца, несомненно вдохновил его "творца" на изготовление данного фальсификата.

Уложить в бесспорной "нокаут" данный штемпель помогло и то обстоятельство, что автор этого штемпеля, желая извлечь из своего "детища" возможно больше выгод, по рассеянности "пропечатал" им 2 почтовые карточки и "отправил" их, как явствует из текста, из разных мест: одну из Гомеля, а другую - из Риги. Даже не филателисту ясно, что одним и тем же штемпелем невозможно гасить марки одновременно в двух географически отдаленных друг от друга точках (рис. 2).

3. Грубо выполненный штемпель, по рисунку напоминающий предыдущий, но без наружного круга и с иным расположением берцовых костей. Штемпель поставлен на почтовую карточку, адрес на которой написан в современной манере письма, и, кроме того, в тексте адреса допущены две орфографические ошибки по дореволюционной орфограции; слово "Афонское" написано не через "Ф" ("фиту"), а через "ф", а слово "Гавриилу" не через "i", a через "и". Это выдает с головой действительное время изготовления этой фальши (рис. 3).

Известен еще ряд фантастических штемпелей, изготовленных под немые, как-то: черный сплошной прямоугольник размером около 20X10 мм; двойное кольцо диаметром 25 и 18 мм поставлен на открытке, у которой удалена марка и наклеена новая. Отчетливо видны следы старого календарного штемпеля.

Этот перечень может быть продлен.