Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Коллекция «проб» Сператти

Г. Сазонова. Коллекция «проб» Сператти. Филателия СССР. 1975. №9. Стр. 47-48

В 1909 году в филателистической печати впервые появилось имя Жана де Сперати. В то время оно было почти неизвестно, и первые читатели репортажа в «Berliner Brief-marken Zeitung», конечно, не предполагали, что речь идет о крупнейшем фальсификаторе марок. Несколько десятилетий, да и сейчас еще, то есть 17 лет спустя после смерти Сперати, одно упоминание о нем заставляет хмуриться компетентных экспертов филателии. «Фальшь работы Сперати — это настоящая марка, только сделанная немного лучше» — такое высказывание одного филателиста как нельзя лучше характеризует деятельность Сперати и ее результаты. В 20—30-х годах филателистические журналы не раз сообщали о распространяемых Жаном Сперати и его братом Мариано коллекционных марках как об опасных подделках. Сам Сперати расценивал свою продукцию как произведения искусства, считая себя никоим образом не фальсификатором, а художником. Он подделывал не только марки, но и гашения, надпечатки, образцы и даже цельные вещи. Последние были особенно трудны для распознавания, так как во многих случаях Сперати печатал поддельные изображения на подлинной бумаге с водяными знаками. Это делалось путем удаления оригинального рисунка, в то время как подлинные водяные знаки и даже гашения оставались нетронутыми. Лишь способ печати помогал филателистам распознать фальшь Сперати. Он всегда использовал литографию, в то время как многие оригиналы печатались металлографией. Таким образом, настоящая трудность для экспертизы создавалась лишь в тех случаях, когда подлинные марки также изготовлялись литографией.

Предметом особой гордости Сперати были изготовляемые им пробы с клише. Они представляли собой изображения, отпечатанные в центре большого листа картона или бумаги. Под рисунком почти на всех листах стояла подпись самого Сперати. Такие пробы он делал далеко не для всех своих подделок, и, конечно, они встречаются гораздо реже, чем «массовая продукция» Сперати.

В декабре прошлого года на аукционе английской фирмы «Стенли Гиббонс» впервые появилась целая коллекция — 455 экземпляров различных «проб» Сперати. Трудно представить, что такая коллекция вообще могла быть собрана, настолько редки многие из представленных в ней листов. Она дала современным филателистам широкое представление о «поле деятельности» Сперати. В собрании фигурировали «пробы» Австралии (№ 15), мыса Доброй Надежды (№ 31), Цейлона (№ 13), Кипра (№ 43), Гибралтара (№ 7 — подделанная надпечатка на специально сделанной марке Бермудских островов), Гонконга (№ 19), первый номер Мальты, Монтсеррата (№ 10), Маврикия (№ 59), выпуски США, Франции (№ 1—9, 18, 33 и др.), Бельгии, Британской Колумбии, Швейцарии, Люксембурга (№ 4 и 10), Румынии (№ 4, 5, 7, 32), Турции (№ 64), Русский Левант (№ 3), Мексики, а также Уругвая и других латиноамериканских стран, различные марки итальянских княжеств, первый, пятый и тринадцатый номера Швеции и т. д. Цена каждого листа на аукционе определялась в 30 и 40 фунтов стерлингов, тем не менее интерес к подделкам Сперати оказался выше, чем к подлинникам. Ими заинтересовались не только филателисты тех стран, подделки которых были представлены на аукционе, но и многочисленные коллекционеры фальшивых марок, исследователи истории почты и филателии.