Сюжетное исследование марок и других филателистических материалов приобретает все большее значение для тематической филателии. При этом весьма важно выяснение исторических подробностей, которые находятся как бы «за кадром» марки. Чем больше таких сведений у филателиста, тем с большей полнотой и достоверностью он может разработать и раскрыть тему. Приобретенные знания определяют направление новых поисков, подсказывают новые и оригинальные вариации в трактовке темы.

Военно-патриотическая тема стала самостоятельным и весьма обширным направлением в филателии. Арсенал советских филателистических материалов, относящихся к этой теме, богат и обилен: более 500 марок и блоков, около 300 цельных вещей и свыше 60 штемпелей специального гашения. Специфическим языком почтовых миниатюр они рассказывают о славной истории всех видов и родов войск советских Вооруженных Сил, о выдающихся полководцах и легендарных подвигах рядовых воинов. По ним можно проследить, как совершенствовалась боевая техника и изменялись способы ее применения, как менялась экипировка и форма одежды личного состава.

Немалое число филателистических материалов иллюстрирует героическое прошлое России, повествуя о ее великих полководцах и флотоводцах, о ратных подвигах наших предков и о многом другом, оставившем след в многовековой военной истории нашей Родины.

Публикуемое исследование посвящено одному разделу этой обширной темы — ее «военно-морской части», которая уже сейчас насчитывает около 300 филателистических объектов, в том числе 140 марок.

Героическое прошлое русского флота

С незапамятных времен русский народ был связан с морем. Отстаивая независимость своей страны, обороняя свои земли от византийцев, от орд кочевников на востоке и шведских захватчиков на западе, наши далекие предки много веков назад уже использовали хотя и примитивные, но все же различные морские суда. Так, например, занятие Константинополя армией князя Олега в 907 г. было обеспечено успешной высадкой морского десанта, доставленного флотом, состоявшим из 2000 судов [1]. Однако после распада Киевского государства и многовекового монголо-татарского ига, Россия надолго лишилась выхода к южным морям, а в XIV в. была вытеснена немецко-шведскими захватчиками и с побережья Балтийского моря.

Илл. 1

Русский народ не мог смириться с насильственным отторжением его исконных приморских областей. Борьба за их возвращение, за выход России к морю началась еще в царствование Ивана Грозного, но тогда не увенчалась успехом. Немало усилий для решения этой проблемы приложил талантливый дипломат и государственный деятель допетровской Руси Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Филателистам он широко известен как организатор почтовой связи в России (марка 2205, воспроизведенная и на блоке 2214). Зато о его деятельности в области военно-морского дела знают только специалисты. После выхода русских войск к устью Западной Двины {война с шведами в 1656 г.) Ордин-Нащокин руководил созданием верфей, а в 1669 г. стал инициатором выпуска и соавтором пособия «34 статьи артикульных», впоследствии использованного при создании первого русского военно-морского устава. В 1667 г. Ордин-Нащокин руководил строительством первого русского парусного военного корабля «Орел» [2], на котором был поднят первый русский военно-морской флаг. Парусный корабль «Орел» изображен на марке новой серии, посвященной истории отечественного флота (илл. 1).

В августе 1669 г. «Орел» прибыл в Астрахань и принял охрану русских торговых судов на Каспийском море. Его боевая служба длилась недолго. В июне 1670 г. корабль был захвачен и уничтожен участниками крестьянско-казацкого восстания под руководством Степана Разина. Почти через два с половиною века имя первенца российского флота появилось па борту броненосного крейсера, отличившегося в Цусимском бою. Он изображен на марке (1684), посвященной А. С. Новикову-Прибою.

Многочисленные попытки получить выход к морю на побережье Европы, предпринимавшиеся Россией на протяжении XVI—XVII столетий, не увенчались успехом. Однако такое положение не могло существовать долго. «Ни одна великая нация никогда не мирилась с тем, — писал К. Маркс, — чтобы ее морские побережья и устья ее рек были от нее оторваны… Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое является естественным выходом для сбыта продукции, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочующих и разбойничающих татар» [3].

Давние чаяния русского народа стали осуществляться в конце XVII в. Начало положил Петр I, приступивший в 1696 г. к строительству кораблей Азовского флота. Умело командуя им, Петр освободил крепость Азов. Пробил час освобождения некогда отторгнутых русских земель от шведских захватчиков, пришло время «прорубить окно в Европу». Успешный исход Северной войны, закрепленный в 1721 г. Ништадским мирным договором, обеспечил выход России к Балтийскому морю. К тому времени наша страна уже имела военно-морской флот, одержавший блестящую победу над сильнейшим в то время шведским флотом в сражении под Гангутом. [4].

Илл. 2

Вспоминая о Ништадском мире, нельзя не упомянуть о первой марке из морской серии 1971 г. (илл. 2), на которой показан «Дедушка русского флота» — ботик Петра I. Даты, имеющиеся на всех марках этой серии, означают год спуска на воду изображенного на них корабля. На марке с изображением ботика значится: «1723 г». Однако известно, что знаменитое судно, вошедшее в историю отечественного флота под именем «Ботик Петра I», бережно хранимое и ныне в Центральном военно-морском музее, было спущено на Измайловский пруд еще в 1687 г. 15-летний Петр совершил на нем свое первое плавание. Сохранив памятный ему ботик, Петр распорядился впоследствии перевезти его в Санкт-Петербург [5]. В 1723 г. Петр отметил вторую годовщину Ништадского мира морским парадом на Кронштадтском рейде и обошел строй кораблей на своем знаменитом ботике. На марке художник В. Завьялов филигранно выписал экипаж ботика. Петр I исполняет обязанности старшины шлюпки, управляя ею; место командира занимает генерал-адмирал Ф. М. Апраксин; в роли впередсмотрящего — А. Д. Меншиков, на веслах вице-адмиралы П. Сиверс, П. Гордон, Н. Сенявин и Т. Сандерс.

К тому времени Балтийский военно-морской флот России стал сильнейшим на Балтике. Он состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, около 790 галер и других судов, а численность их экипажей составляла 28 тысяч человек [6]. Не будет преувеличением, если скажем, что на марках серии с большой точностью изображены боевые корабли этого флота.

Илл. 3

«Полтаве» — первому линейному кораблю русского флота на Балтике посвящена 10-копеечиая марка (илл. 3). Он построен на первой судоверфи Санкт-Петербурга, именовавшейся Гласным Адмиралтейством, спущен на воду в 1712 г. и назван в память о Полтавской победе. Его строил известный русский судостроитель Федосей Скляев под руководством и при личном участии Петра.

Марка исполнена по старинной гравюре И. Зубова. Хорошо видна высокая корма судна, украшенная замечательной резьбой с аллегорическим изображением подвига русских воинов в Полтавской битве.

Илл. 4

На 12-копеечной марке воспроизведен лучший линейный 64-пушечный корабль «Ингерманланд» (илл. 4), построенный под руководством корабельного мастера Р. Козенца в 1715 г. Корабль обладал превосходными мореходными качествами и превосходил «Полтаву» не только вооружением, но и размерами. 5 августа 1716 г. на грот-мачте «Ингерманланда» взвился штандарт Петра I, командовавшего тогда объединенным русско-англо-голландско-датским флотом [7]. Линейные корабли «Полтава» и «Ингерманланд», участвовавшие в морском параде 1723 гм изображены также на марке «Ботик Петра I». Им посвящены и маркированные конверты, поступившие в почтовое обращение задолго до выпуска военно-морской серии 1971 г. В день выхода в свет этой серии на Московском почтамте производилось специальное гашение марок штемпелем «Первый день».

В раздел, рассказывающий о зарождении и становлении русского флота на Балтике, следует включить и другие коллекционные материалы. Например, марки с изображением памятника Петру I в Ленинграде (1224, 1738, 1742, 2012) и впервые посвященный ему конверт, изданный Министерством связи СССР 3/IX 1955 г. (140), а также знаки почтовой оплаты с изображением здания Адмиралтейства в Ленинграде. На его верфях 140 лет строились военные корабли для русского флота. Ныне в этом здании, позже перестроенном зодчим А. Д. Захаровым, размещается Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Дзержинского (марки 1736, 1740, 2614; конверты 18, 215, 287, 385, 1283 и др.).

Неотъемлемая часть темы — марки, посвященные событиям и людям, много сделавшим для становления и развития отечественного флота. Это Витус Беринг (1681—1741), офицер русского военно-морского флота, выдающийся мореплаватель XVIII в. [8]. Ему посвящена серия марок 854—857, на которых показаны парусный корабль «Св. Петр» у горы св. Ильи и маршрут его первой Камчатской экспедиции (1725—1730). 275-летие со дня рождения Беринга отмечено выпуском портретной марки (1977).

Среди выдающихся флотоводцев России особое место принадлежит адмиралу Ф. Ф. Ушакову. Участвуя в 43 морских сражениях, он одержал 43 победы. Советское правительство, признавая заслуги адмирала Ушакова перед нашей Родиной, учредило (3/III 1944 г.) высший военно-морской орден и медаль его имени. Орден был воспроизведен на марках (951, 957).

Илл. 5

В самом начале XIX в. (19/VI 1807 г.) русский флот под командованием адмирала Д. Н. Сенявина одержал в Афонском сражении на Эгейском море блестящую победу над турецким. Это событие, выдвинувшее русский флот на одно из первых мест в Европе, увековечено двумя ростральными колоннами, воздвигнутыми на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Вместе с зданием биржи, в котором ныне размещается Центральный военно-морской музей, они составляют один из красивейших ансамблей Ленинграда. Ростральные колонны и здание музея были построены в 1810 г. архитектором Тома де Томоном. Колонны неоднократно воспроизводились на марках и цельных вещах (марка 2010, блок 2075, маркированные конверты 114, 214, 690, 946 в др.)». Центральному военно-морскому музею (илл. 5) посвящен конверт (2757).

Илл. 6

Русские моряки участвовали в сухопутных боях во время Отечественной войны 1812 г. и отличились в Бородинском сражении. Это документировано в филателии. На маркированном конверте (897) читаем: «Бородино, Московской обл. Памятник лейб-егерскому полку и матросам гвардейского экипажа» (илл. 6).

Гвардейский флотский экипаж, состоявший из четырех линейных рот и артиллерийской команды, был создай в 1810 г. в Санкт-Петербурге. 5 марта 1812 г. ему было приказано выступить походным порядком в район Вильно и поступить в распоряжение Барклая де Толли. Военные моряки отличились во многих боях Отечественной войны 1812 г., в том числе и в Бородинском сражении. Гвардейский экипаж был удостоен высшего военного отличия — Георгиевского знамени [9].

В первой четверти XIX в. отечественный флот вышел на необъятные просторы Мирового океана и выдвинул блестящую плеяду замечательных моряков-ученых.

Пионером русских кругосветных путешествий стал адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770—1846). Он возглавил экспедицию, совершившую в 1803—1806 гг. первое русское кругосветное плавание на двух кораблях — «Надежде» и «Неве». Упомянем, что в команде «Надежды» состояли мичман Фаддей Беллинсгаузен и кадет сухопутного корпуса Отто Коцебу. Экспедиция закончилась успешно. Она заложила основу новой науки — океанографии [10]. В ознаменование 200-летия со дня рождения И. Ф. Крузенштерна Министерство связи СССР выпустило маркированный конверт с портретом адмирала на фоне парусного корабля «Надежда».

Всего через несколько лет О. Е. Коцебу (1788—1846) возглавил морскую научную экспедицию на бриге «Рюрик» (1815—1818). В этой экспедиции Коцебу открыл несколько островов в архипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых островов и залив на западе Аляски, названный его именем. Министерство связи СССР издало маркированный конверт (3156) с портретом мореплавателя на фоне парусного брига «Рюрик».

Илл. 7

Заметный след в истории отечественного флота и русской науки оставил адмирал Ф. П. Литке (1797—1882), совершив четыре плавания (1821—1824) на парусном бриге «Новая Земля», описал западное побережье Новой Земли, Мурманское побережье, исследовал восточную часть Баренцева и Белое моря. В 1826—1829 гг. он совершил кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин». Впоследствии Литке организовал Русское географическое общество и почти 20 лет возглавлял Российскую Академию наук [11]. Его именем названы 15 географических объектов на картах дальневосточных морей и Северного Ледовитого океана. Марки (1110, 1111) с портретом Литке на фоне брига «Новая Земля» (илл. 7) выпущены в 1947 г. в честь 100-летия Географического общества СССР.

Открытие шестого континента — Антарктиды русскими военными моряками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым вписано золотыми буквами в историю мировых географических открытий. Их подвиг неоднократно запечатлен в советском коллекционном материале. 130-летию выдающегося географического открытия посвящена серия из двух марок (1563, 1564), 145-летию — специальная марка (3270), а 150-летию — снова серия марок (3852, 3853) и четыре маркированных конверта, а также несколько памятных гашений. На марках и конвертах не только портреты первооткрывателей, но и их военные корабли, на которых было совершено длительное и опасное плавание — деревянные парусные шлюпы «Восток» (водоизмещение около 985 тонн, вооружение 28 пушек) и «Мирный» (884 тонны, 20 пушек). Команды экспедиционных кораблей состояли из военных моряков [12].

С именем адмирала М. П. Лазарева (1788—1851) связано еще одно знаменательное событие из истории отечественного флота. Командуя в Наваринском сражении линейным кораблем «Азов», Лазарев блестяще провел операцию, уничтожив два турецких фрегата, корвет, линейный корабль и флагманский фрегат. Кстати, в этом бою впервые отличился и лейтенант П. С. Нахимов. За это победное сражение Лазарев был одновременно награжден четырьмя орденами (русским, английским, французским, греческим), а «Азов» стал первым гвардейским кораблем русского военно-морского флота. Экипажу было пожаловано высшее боевое отличие — кормовой Георгиевский флаг. Так родилась русская морская гвардия [13]. Ныне гвардейский флаг «Азова» хранится в Центральном военно-морском музее.

Илл. 8

Двумя годами позже отличился военный корабль «Меркурий». О беспримерном подвиге его экипажа напоминает маркированный конверт (5128). На нем изображен памятник с лаконичной надписью «Казарскому. Потомству в пример», воздвигнутый на Матросском бульваре в Севастополе (илл. 8). Кто он, Казанский? И почему: «Потомству в пример»? Вот, что известно о бриге «Меркурий», его командире и команде.

14 мая 1829 г. корабли Черноморского флота фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий» вели разведку в районе Босфора — шла русско-турецкая война. Наши корабли неожиданно столкнулись с турецкой эскадрой в составе 14 вымпелов. Было решено уклониться от опасной встречи. «Штандарту» и «Орфею» удалось оторваться от противника, а «Меркурий» вступил с ним в бой. Он был атакован адмиральским 110-пушечным и 74-пушечным турецкими линейными кораблями. Вооружение «Меркурия» составляло 18 малокалиберных пушек. Бой длился четыре часа, командир корабля капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, его офицеры и матросы проявили необычайную отвагу и высокое воинское мастерство. И «Меркурий» победил! Противник понес большие потери и вынужден был выйти из боя. Так же, как и «Азову», «Меркурию» был пожалован гвардейский флаг и было предписано навсегда сохранить в составе флота корабль с названием «Памяти Меркурия» [14]. Вскоре русский военно-морской флот пополнился боевым кораблем «Казарский»— носившим имя отважного командира «Меркурия».

Во многих случаях цельные вещи являются единственными объектами филателии, позволяющими документировать важные события из истории отечественного флота. Тому пример — маркированный конверт (2705), изданный в ознаменование 150-летия со дня рождения адмирала Г. И. Невельского (1813—1876), выдающегося исследователя Дальнего Востока. В итоге Амурской экспедиции 1849—1855 гг. он опроверг неверное мнение, что Сахалин — полуостров; доказал, что Амур доступен для морских судов и поднялся по нему на фрегате «Аврора»; основал русские поселения в устья Амура [15].

4 октября 1853 г. турецкий султан объявил войну России. Начало Крымской войны застало эскадру Черноморского флота под командованием П. С. Нахимова (1802—1855) у Анатолийского побережья. 18 ноября русский флотоводец одержал блистательную победу, вошедшую в историю военно-морского искусства под памятным именем Синопского сражения. Разгромив турецкую эскадру и уничтожив вражеские десантные войска, Нахимов сорвал англо-турецкий план захвата Кавказа.

Илл. 9

Боевой порядок русских кораблей в Синопском сражении частично изображен па очень интересной почтовой марке (1694), посвященной 150-летию со дня рождения великого русского флотоводца (илл. 9). Она как бы является филателистическим памятником победе русского флота при Синопе, одержанной под командованием Нахимова [16]. Эта почтовая миниатюра примечательна еще и тем, что повествует о последнем крупном сражении парусных флотов. И, наконец, это первая советская марка, на которой показан военно-морской флаг русского флота — Андреевский флаг с диагональным синим крестом на белом полотнище [17].

Илл. 10

В марте 1854 г. Франция и Англия объявили войну России, но еще в декабре 1853 г. корабли англо-французского флота вторглись в Черное море (89 боевых кораблей и 300 транспортов). Им противостояло всего 36 русских боевых кораблей. Обладая огромным превосходством сил, противник высадился в Евпатории. 17 сентября 1854 г. началась 349-дневная оборона Севастополя. В память о 100-летии героической обороны Министерство связи СССР выпустило серию из трех почтовых марок (1790—1792). На первой изображен памятник затопленным кораблям, сооруженный в Севастопольской бухте (илл. 10). Благодарные потомки воздвигли этот монумент в память о мудром решении руководителей Севастопольской обороны адмирала Нахимова и Корнилова. Затопленные по их приказу устаревшие парусные корабли преградили англо-французской эскадре вход в Севастопольскую бухту. Снятые с кораблей орудия, установленные на берегу, усилили огневую мощь обороны. На второй марке дан коллективный портрет героев Севастопольской обороны — унтер-офицера резервного батальона Волынского пехотного полка Афанасия Елисеева, матросов Алексея Рыбакова и Ивана Димченко, квартирмейстеров 30-го флотского экипажа Петра Кошки и Федора Заики. На заключительной марке серии воспроизведен последний прижизненный портрет Нахимова. Художник В. Тимм закончил его 30 июня 1855 г. в тот день, когда вдохновитель Севастопольской обороны был смертельно ранен на передовой артиллерийской позиции.

Прототипами для всех отечественных почтовых марок, посвященных Севастопольской обороне 1854—1855 г., а также для барельефного портрета на Ордене Нахимова (марки 950, 956) послужили литографии Тимма. Русский художник Василий Федорович Тимм (1820—1895), участник Севастопольской обороны, отразил ее во множестве прекрасных литографий — портретов и документальных зарисовок. По свежим следам событий, они печатались в то время в издававшемся им журнале «Русский художественный листок». За серию рисунков и акварелей о Севастопольской обороне Тимм в 1855 г. был удостоен звания академика батальной живописи Российской Академии художеств.

Коллекционный материал темы не ограничивается почтовыми марками. Министерство связи СССР посвятило ей значительное число цельных вещей. На нескольких маркированных конвертах и памятных штемпелях показан памятник погибшим кораблям. Некоторые конверты посвящены герою обороны Севастополя матросу Петру Кошке и знаменитой панораме обороны Севастополя, созданной известным баталистом Ф. А. Рубо.

Илл. 11

Случилось так, что именно во время Крымской войны русские моряки одержали победы в последнем крупном сражении парусного и в первом сражении парового военно-морского флота. Это историческое событие документировано в филателии заключительной маркой Военно-морской серии 1971 г., посвященной пароходо-фрегату «Владимир» (илл. 11). Как раз он и был тем кораблем, экипаж которого первым в мире вступил в бой с подобным кораблем противника и одержал блестящую победу.

5 ноября 1853 г. паровой фрегат «Владимир» под командой капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова (1820—1882) нес дозорную службу в средней части Черного моря. Обнаружив турецкий 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри» («Владыка морей»), «Владимир» пошел на сближение с ним. Преследование и бой длились три часа. Получив серьезные повреждения и понеся большие потери в личном составе, «Перваз-Бахри» спустил флаг и сдался нашим морякам [18]. Турецкий корабль был отбуксирован в Севастополь, восстановлен и введен в строй под именем «Корнилов».

Старший брат командира «Владимира» контр-адмирал А. И. Бутаков (1816—1869) вошел в историю отечественного флота как исследователь Аральского моря. По его ходатайству в состав Аральской экспедиции 1848—1849 гг. был зачислен в качестве художника сосланный в солдаты Орской крепости Т. Г. Шевченко [19]. 150-летие со дня рождения А. И. Бутакова отмечено выпуском маркированного конверта (4167).

В 1882 г. капитан 1-го ранга А. Ф. Можайский (1825—1890) создал первый в мире самолет. На марке (2913) мы видим этот самолет и портрет его конструктора. Известно также, что задолго до этого Можайский строил модели летающих аппаратов с воздушными винтами. В 1876 г. его авиамодель «Летунья» достигла скорости полета 15 километров в час. Грузом, поднятым моделью в воздух, оказался… морской кортик, принадлежавший ее создателю [20].

Илл. 12

Героическое прошлое отечественного флота, его техническое совершенствование неотделимо от имени адмирала С. О. Макарова (1848—1904) — талантливого флотоводца, ученого и полярного исследователя, создавшего лучший в свое время ледокол «Ермак». Макаров погиб 31 марта 1904 г. на боевом посту, в море, будучи командующим Тихоокеанским флотом. Добрая память о нем сохранилась и в филателистической летописи русского флота. 100-летие со дня рождения Макарова отмечено серией почтовых марок (1373, 1374 — илл. 12). В том же 1949 г. поступила в почтовое обращение серия, посвященная Дню радио. На одной из ее марок (1396) воспроизведена картина И. С. Сорокина «А. С. Попов демонстрирует адмиралу С. О. Макарову первую в мире радиостанцию» (картина хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде). Творческая дружба двух выдающихся русских моряков нашла отражение на марке (2287) из серии «100-летие со дня рождения А. С. Попова». На ней показан исторический эпизод использования радиосвязи при спасении рыбаков ледоколом «Ермак» (1900 г.). В этой трудной спасательной операции телеграмма начальника Главного Морского штаба оказалась первой в мире РАДИОГРАММОЙ. «Первая официальная депеша, — писал впоследствии Попов, — содержала приказание «Ермаку» идти для спасения рыбаков, унесенных в море на льдине, и несколько жизней было спасено благодаря «Ермаку» и беспроволочному телеграфу» [21].

Вполне правомерно относить к военно-морской тематике и другие марки, посвященные А. С. Попову. На протяжении двух десятилетий он был преподавателем Минного офицерского класса и Училища корабельной архитектуры. До конца своих дней Попов был членом Морского технического комитета.

Илл. 13

Без объявления войны, в ночь на 27 января 1904 г. японский флот внезапно напал на русскую эскадру в Порт-Артуре и корабли, находившиеся в корейском порту Чемульпо. Морские события русско-японской войны 1904—1905 гг. нашли отражение в коллекционном материале. Особое место занимает марка (2135), посвященная командиру легендарного крейсера «Варяг» капитану 1-го ранга В. Ф. Рудневу (илл. 13). На ней изображен крейсер «Варяг», вступивший 27 января 1904 г. у Чемульпо в неравный бой с эскадрой японского адмирала Уриу. Прикрывая канонерскую лодку «Кореец», «Варяг» вел ожесточенный бой с 14 кораблями противника, нанес им значительные повреждения, но, не сумев прорваться через их строй, не спустив флага, был потоплен своим экипажем. Портрет Руднева и корабль обрамлены георгиевской лентой. И это не случайная прихоть художника. Весь личный состав «Варяга» был награжден Георгиевскими крестами. Заметим также, что в день 50-летия исторического сражения все оставшиеся в живых члены экипажа крейсера «Варяг» Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены медалью «За отвагу».

Илл. 14

Слава героического «Варяга» непреходяща. Ныне в боевом строю Военно-Морского Флота СССР находится гвардейский ракетный крейсер «Варяг» — наследник и продолжатель замечательных традиций своего «деда». Преемственность «поколений» кораблей-героев стала традицией флота нашей страны. Она документирована и в филателистических материалах. На маркированном конверте (492) изображен памятник героям крейсера «Варяг», воздвигнутый во Владивостоке (илл. 14). На граните памятника укреплена доска: «Героям легендарного крейсера «Варяг» от их наследников — экипажа гвардейского ракетного крейсера «Варяг».

Илл. 15

Изданные в разное время маркированные конверты дополняют этот раздел темы. На двух из них (567, 4530) изображен памятник В. Ф. Рудневу, сооруженный на его родине — в Туле. На третьем (997) — монумент, установленный в Ленинграде, увековечивший бессмертный подвиг экипажа миноносца «Стерегущий» (илл. 15). Напомним о нем.

В ночь с 9 на 10 марта 1901 г. миноносец «Стерегущий» возвращался в Порт-Артур после выполнения боевого задания. Неожиданно встретившись с отрядом японских кораблей, вступил с ними в неравный бой. Своим метким огнем «Стерегущий» нанес значительные повреждения двум японским миноносцам, но вскоре сам сильно пострадал — вышли из строя машины и рулевое управление, погиб командир корабля лейтенант А. С. Сергеев. Тяжелораненый машинный квартирмейстер Бухаров отдал последний приказ: «Открыть кингстоны!» Подняв сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь», «Стерегущий» погрузился в волны. Памятник воспроизводит этот трагический момент: матросы В. Новиков и А. Осинин, спасая честь корабля и его святыню — военно-морской флаг, открывают кингстоны…

Повторив подвиг «Варяга», «Стерегущий» обессмертил свое имя. Из поколения в поколение оно передается новым кораблям. И ныне в строю Военно-Морских Сил СССР есть противолодочный корабль — четвертый по счету, носящий героическое имя «Стерегущий».

Цусимская трагедия оказалась последним актом русско-японской воины. Но это поражение не омрачает память героев, павших в бою. Оно означало, как писал В. И. Ленин, «…полный военный крах самодержавия» [122]. Поражение всколыхнуло народные массы, явилось еще одним толчком к развитию революции 1905—1907 гг. Моряки военно-морского флота оказались в первых рядах восставших.

27 июня 1905 г на самом мощном корабле Черноморского флота — броненосце «Князь Потемкин-Таврический» взвился красный флаг революции.

Илл. 16

Первая почтовая марка (365) с изображением броненосца «Потемкин» (илл. 16) была выпущена в ознаменование 26-летия революции 1905—1907 гг., а 60-летие было отмечено выпуском марки (3235) и маркированного конверта (3743) с изображением памятника революционным матросам броненосца «Потемкин» в Одессе. Этому юбилею посвящен также специальный почтовый штемпель, которым 27 июня 1965 г. гасилась корреспонденция на Одесском почтамте.

Илл. 17

13 ноября 1905 г. подняли восстание матросы крейсера «Очаков», стоявшего в Севастопольской бухте. По предложению революционных матросов командование крейсером принял на себя лейтенант П. П. Шмидт (1867—1906). Развитию событий посвящен маркированный конверт (4771) с портретом лейтенанта Шмидта и изображением эскадренного миноносца «Свирепым». На грот-стеньге этого корабля 15 ноября 1905 г. был поднят красный флаг, под которым лейтенант Шмидт обходил корабли эскадры Черноморского флота, призывая матросов присоединиться к восстанию. Призыв не дал ожидаемых результатов. После ожесточенного сражения крейсера «Очаков» и других революционных кораблей с правительственной эскадрой, восстание потерпело поражение. Лейтенант Шмидт и другие моряки, руководившие восстанием, были расстреляны. Памятники, воздвигнутые в честь героев-очаковцев в Севастополе (илл. 17) и их отважного командира лейтенанта Шмидта в Очакове, воспроизведены на маркированных конвертах (1060, 1222, 6579). А революционный флаг эсминца «Свирепый» был моряками сохранен и поныне хранится в Военно-морском музее.

Илл. 18

Русские моряки отличались не только отвагой в бою. Они самоотверженно приходили на помощь людям, терпящим бедствие. Об этом напоминает маркированный конверт (6077). На нем изображен памятник, воздвигнутый в Мессине (Италия) в знак вечной благодарности русским морякам, оказавшим помощь населению города во время землетрясения (илл. 18). Приведем примечательные слова обращения муниципалитета Мессины, опубликованного в местной газете 1 марта 1911 г.: «Граждане! Завтра к нам прибывает русский крейсер «Аврора» дли принятия медали, которую жители Мессины передают морякам Балтийского флота за самоотверженность и доблесть, проявленные во время землетрясения 28 декабря 1908 года. Вы видели их, бросающихся, не щадя своей жизни, в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь других, не взирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что если грустные воспоминания об этих печальных днях еще живы, не забудутся, то вечны и наши благодарность и признательность к тем, кто показал великолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя нам на помощь!» [23].

5 марта 1912 г. в петербургской газете «Новое время» была опубликована статья «К Северному полюсу». Рассказывая о готовящейся экспедиции, ее автор писал: «И вот теперь появляется отважный человек с русским сердцем, молодой, полный энергии и веры в себя и в свою миссию. Прежние арктические экспедиции, так блестяще доведенные им до конца, — залог того, что и в данном случае он поддержит честь русского имени». 28 августа того же года деревянное парусно-паровое судно «Св. Фока» покинуло Архангельск. На его капитанском мостике стоял начальник первой русской экспедиции к Северному полюсу Г. Я. Седов.

В ознаменование 75-летия со дня рождения Г. Я. Седова (1877—1914) выпущена марка (1686) с портретом полярного исследователя и изображением корабля «Св. Фока», зажатого льдами Северного Ледовитого океана. После двухлетнего плавания осиротевший корабль вернулся в Архангельск без своего командира, погибшего на пути к полюсу…

Досадно, что на марке воспроизведен ранний портрет Седова — в тужурке с погонами «капитана по адмиралтейству», то есть береговой службы. Между тем, задолго до экспедиции он стал боевым командиром русского флота. Во время русско-японской войны Седов командовал миноносным кораблем Амурской флотилии. Его имя присвоено ледокольному пароходу, широко известному по полярным плаваниям (марки 730, 732).

В нашу тему органически входят также филателистические материалы, посвященные деятелям литературы и искусства, которые оставили след в истории отечественного флота. К ним относятся:

— Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908). Окончив Морской корпус, он длительное время плавал на военных кораблях, а в 1873—1875 гг. состоял инспектором военно-морских оркестров. Ему посвящены марки (915—922, 2162) и маркированный конверт (3031).

— Художник-маринист И. К. Айвазовский (1817—1900), удостоенный особого почетного звания живописца Главного Морского штаба. Не только выдающийся талант, но и глубокое понимание тактики морского боя, знание специфики морской службы позволили художнику с филигранной точностью изображать батальные сцены морских сражений. Айвазовскому посвящены серия марок (1584—1586) и маркированный конверт (5285) с его портретом, работы И. Н. Крамского.

— Писатель-маринист К. М. Станюкович (1843—1903). Будучи потомственным моряком, он окончил Морской корпус, участвовал в кругосветном плавании. К 120-летию со дня рождения Станюковича был выпущен конверт (2441) с его портретом.

…На протяжении более чем двухвековой истории отечественного военно-морского флота русским морякам довелось провести 24 крупных морских сражения, выиграв 23 из них. Известно 75 случаев, когда противник спускал свои военно-морские флаги перед кораблями русского флота.

От великого Октября до Великой Отечественной войны

В ночь на 25 октября 1917 г. В. И. Ленин прибыл в Смольный и взял на себя непосредственное руководство восстанием. К утру 25 октября все основные стратегические пункты Петрограда были заняты революционными матросами и красногвардейцами. В Неву были введены корабли Балтийского флота. Велась подготовка к штурму Зимнего. В 21 час 45 минут был произведен холостой выстрел из 6-дюймового бакового орудия крейсера «Аврора», что послужило сигналом для начала штурма Зимнего. Моряки Кронштадского сводного отряда первыми ворвались во дворец. Утром 25 октября радиостанция «Авроры» передала воззвание «К гражданам России!», написанное Лениным [24]. Вооруженное восстание победило, власть перешла в руки пролетариата.

Илл. 19

Более сорока лет назад появились первые отечественные почтовые марки, отметившие участие революционных моряков Балтийского флота в исторических событиях Великого Октября. Это известные марки (298, 299) из юбилейной серии «10-летие Великой Октябрьской социалистической революции». На марке № 298 изображены матросы, охранявшие Смольный, и флотские делегаты, направлявшиеся на заседание 2-го Всероссийского съезда Советов (илл. 19). На другой марке (299) показан матрос-красногвардеец, олицетворяющий собой пафос Балтики тех дней — воспроизведена картина К. И. Максимова «Красногвардейцы», которая ныне хранится в Государственном музее Революции СССР.

К этому историческому периоду относится по своему сюжету также марка (2001) из серии «87-я годовщина со дня рождения В. И. Ленина», сделанная по рисунку П. Васильева. На ней видим вождя революции, беседующего в Смольном с матросом крейсера «Аврора» и представителем революционных солдат. Как известно, таких встреч и бесед в те дин у Ленина было немало.

Представляет особый интерес хорошо исполненная многоцветная марка (3551), на которой воспроизведен фрагмент известной картины В. Серова. «Выступление В. И. Ленина на 2-м съезде Советов 26 октября 1917 года». В президиуме и среди делегатов этого исторического съезда видны матросы – посланцы революционной Балтики, представители Центробалта. Его председатель, матрос с транспорта «Ща», член РСДРП (б) с 1912 г. П. Е. Дыбенко вскоре стал первым наркомом по морским делам. К 80-летию Дыбенко выпущена марка (3749) с его портретом.

Есть немало почтовых марок, сюжетно связанных с штурмом Зимнего, в котором моряки Балтийского флота принимали самое активное участие. На завершающем этапе — взятие Зимнего — отличились тысячи моряков, прибывших из Кронштадта по приказу Военно-революционного комитета Петроградского Совета утром 25 октября и занявших подступы к Дворцовой площади. Впервые такой сюжет находим на марке (397) из юбилейной серии «15-летие Великой Октябрьской социалистической революции». Здесь показано, как Первый отряд, состоявший из матросов Учебно-минного отряда и Машинной школы под командованием подпоручика С. С. Петрухина и комиссара, члена исполкома Кронштадского Совета В. И. Алешина, ведет атаку из арки Главного штаба. Подобный батальный сюжет изображен и на марке (849) из серии «25-летие Великой Октябрьской социалистической революции». На других марках (1185, 1187) показано наступление Второго отряда моряков под командованием комиссара Кронштадского Совета А. Н. Тютина. Этой теме посвящены также конверты №№ 1044, 3233, 3353 и др.

К группе марок, отображающих участие моряков Балтийского флота в Октябрьской революции, следует отнести и другие юбилейные выпуски (848, 2067, 2683).

Илл. 20

Первая почтовая марка, посвященная легендарному крейсеру «Аврора» (304), вошла в серию «10-летае Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР». На ней изображен празднично одетый рулевой корабельного катера на фоне кормового флага» на втором плане — крейсер «Аврора» (илл. 20), Заметим, что на марке показан военно-морской флаг образца 1923 года: красное полотнище, в центре — белый круг с расходящимися восемью белыми лучами. В круге — красная пятиконечная звезда с белым серпом и молотом. К сожалению, автор марки художник Д. Голядкин допустил неточность. За несколько месяцев до издания марки — 2 ноября 1927 г. — Президиум ЦИК СССР наградил крейсер «Аврора» орденом Красного Знамени, а в день 10-летия Октябрьской революции, одновременно с орденом, экипажу корабля был торжественно вручен Почетный революционный военно-морской флаг. На кораблях, удостоенных такой правительственной награды, и их катерах поднимается флаг с изображением ордена Красного Знамени. Таков строгий морской ритуал, который не нарушается ни при каких обстоятельствах. На марке же изображен обычный кормовой флаг, что противоречит исторической достоверности.

Крейсеру «Аврора», которому недавно исполнилось 70 лет, посвящено много почтовых марок (304, 848, 2075, 2202, 2209, 2215, 2411, 2938, 2939, 3492, 3493, 3494, 3659, 3665) и маркированных конвертов (763, 1014, 1294, 1317, 2206, 2439, 2532, 2578, 2752, 2803, 3162, 4334, 4626, 4682, 4726, 5644, 5711, 5643, 5761, 5762, 5774, 5782, 5783, 6413, 6426, 5427, 6458, 6519, 6561). Знаки почтовой оплаты с изображением ордена Октябрьской Революции также относятся к военно-морской тематике, потому что главным композиционным элементом знака является крейсер «Аврора».

Декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный В. И. Лениным 29 января 1918 г., положил начало созданию Рабоче-крестьянского Красного Флота. К этому времени большинство военных кораблей Балтики было скованы льдами на стоянках у Гельсингфорса (Хельсинки) и Ревеля (Таллин). Немцы, нарушив перемирие, предприняли наступление на Петроград. По директиве Ленина боевые корабли совершили беспримерный Ледовый поход и сосредоточились в Кронштадте [25]. Ледокол «Ермак» обеспечил проводку линкоров («Севастополь», «Полтава», «Петропавловск», «Гангут»). С некоторыми из этих кораблей, получивших в годы Советской власти новые названия, мы встретимся на марках.

…Родословная «Гангута» уходит в глубь веков. В 1719 г., вскоре после победы русского флота в Гангутском сражении, вступил в строй 92-пушечный линейный парусный корабль. В ознаменование победы ему было присвоено имя «Гавгут». В 1825 г. это имя вторично появилось на борту 84-пушечного линейного корабля, впоследствии участвовавшего в знаменитом Наваринском сражении. В 1888 г. был заложен третий «Гангут», а накануне первой мировой войны спущен на воду могучий линкор дредноутного класса, ставший четвертым «Гангутом» русского флота. Это имя присвоено ему не только по традиции преемственности, но и в ознаменование 200-летия Гангутского сражения. 2 июля 1925 г. на борту линкора засверкало новое имя — «Октябрьская Революция». Под этим именем корабль вошел в историю Великой Отечественной войны. Впервые встречаемся с ним на марке (788) из серии, посвященной 23 годовщине Вооруженных Сил СССР.

Корабль представлен трехорудийной башней главного калибра. На линкоре четыре таких башни. Много и славно они поработали в грозную военную годину!

Илл. 21

В серии, посвященной 20-летию Вооруженных Сил СССР, есть марка (590) с изображением линкора «Марат» (б. «Петропавловск»). Нетрудно заметить, что его кормовой флаг (илл. 21) совершенно не похож на тот, который изображен на марке № 304. Это — военно-морской флаг нового образца, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1935 г. Он гордо реет и поныне на кораблях советского Военно-Морского Флота.

Еще раз «Марат» изображен па марке (644) из серии «XX лет ВЛКСМ». Она символизирует глубокую и неразрывную полувековую связь военно-морского флота с комсомолом. Еще V съезд комсомола 6 октября 1922 г. принял шефство над флотом. В ознаменование 40-летия шефства издан маркированный конверт (2237).

Завершав в конце 20-х годов восстановление и модернизацию флота, наша страна приступила к строительству новых кораблей. Одновременно развернулась подготовка высококвалифицированных кадров для флота. В этом немаловажную роль сыграли ученые и инженеры, продолжившие лучшие традиции отечественного флота в областях кораблестроения, военно-морского искусства, океанологии.

Илл. 22

Есть марки (1857 — илл. 22 и 2832), не требующие особых комментариев. Достаточно сказать, что они посвящены академику Алексею Николаевичу Крылову (1863—1945), выдающемуся математику, механику и кораблестроителю.

Известны и другие марки, напоминающие о людях, которые были не только выдающимися учеными, но и замечательными военными моряками. Среди них — географ, гидролог и картограф, почетный академик Ю. М. Шокальский (1856—1940). Окончив Морской корпус и Военно-морскую академию, он на протяжении двадцати лет был ее профессором. Его именем названы проливы и острова в Арктике и Антарктике. Шокальскому посвящена марка (1964), выпущенная в ознаменование 100-летия со дня его рождения.

Флот в Великой Отечественной войне

22 нюня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная воина, самое трудное испытание для советского народа и его Вооруженных Сил. Еще на рассвете первого дня войны военно-морские базы подверглись удару бомбардировочной авиации противника с одновременной постановкой магнитных мин. В особо опасном положении оказалась впервые дни войны Либавская военно-морская база. Она приняла первый удар фашистских войск с суши. Начались многодневные бои, вошедшие в историю Великой Отечественной войны под названием «Морской Брест». Одному из участников боев — Иманту Судмалису посвящена марка (3366), а в июне 1966 г., когда отмечалось 25-летие героической обороны Лиепаи (Либавы), на городском почтамте проводилось памятное гашение, организованное Министерством связи СССР. В ознаменование 30-летия этой обороны Министерство связи СССР выпустило почтовую марку, маркированный конверт и специальный юбилейный штемпель, которым гасились марки на узле связи Лиепаи 26.6.1971 г. Па марке и на конверте изображены памятник героям обороны, установленный на Парадной площади, и мемориал «Стена Славы», сооруженный на Восточном участке рубежа обороны, где происходили наиболее ожесточенные бои.

В сентябре начались решающие бои за Ленинград. Краснознаменный Балтийский флот мобилизовал все свои силы и возможности, чтобы защитить колыбель революции. Были сформированы бригады морской пехоты, сыгравшие значительную роль в обороне Ленинграда. Тем временем корабельная и береговая артиллерия развернули активные действия против войск противника, рвавшихся к Ленинграду. Началась эпопея обороны Ленинграда — одна из героических страниц в истории Балтийского флота.

Рассмотрим одну из первых военных марок (843), посвященных обороне Ленинграда. На ее рисунке — матрос, олицетворяющий Краснознаменную Балтику, и одна из орудийных башен линкора «Октябрьская Революция». Корабль, носящий имя Великого Октября, изображен на первой марке, показывающей блокадный Ленинград. Она является и первой почтовой миниатюрой, рассказывающей о действиях флота в Великой Отечественной войне.

5 сентября 1941 г. немецко-фашистские полчища уже на подступах к Ленинграду. Артиллеристы линкора «Октябрьская Революция» в этот день дали первый залп по противнику. В последующие полтора месяца они обрушили на врага более 400 тонн огненного металла, а зенитчики корабля сбили 10 фашистских самолетов. С 23 октября 1941 г. и до конца войны линкор находился на Неве, ведя систематическую контрбатарейную стрельбу. 22 июля 1944 г. «Октябрьская Революция» была награждена орденом Красного Знамени.

Военно-Морской Флот СССР действует не только на морях. Значительная часть его личного состава ведет упорные бои на сухопутных фронтах. Это подмечено художниками, создавшими серию марок, посвященных 25-летию Вооруженных Сил СССР. Характерно, что три из четырех марок серии рассказывают о боевых действиях моряков. На двух (865, 868) показана динамика боя атакующей морской пехоты. Судя по тему, что на марке дважды значится дата: «1918», художник Б. Бибиков полагал, что изображенный им боевой эпизод относится к этому времени. Но на марке флаг образца 1920 года!

На третьей марке. (866) показано участие кораблей в противовоздушной обороне Ленинграда. На переднем плане — командор береговой зенитной батареи ведет огонь по фашистским самолетам. Сюжет перекликается с маркой (873) из серии «25-летие Ленинского комсомола», воспроизводящей плакат с надписью: «Балтийцы, разгромим и уничтожим врага!», изданный Политуправлением Краснознаменного Балтфлота.

Начиная с 1960 г. Министерство связи СССР систематически выпускает марш, посвященные Героям Советского Союза, зачисленным навечно в списки воинских частей. Среди них немало миниатюр, посвященных героям-морякам.

Илл. 23

Отличительная особенность боевых действий Северного флота заключалась в активных действиях подводных лодок на коммуникациях противника. В составе флота действовали мощные и быстроходные подводные крейсеры серии «К». Дивизионом таких лодок командовал капитан 2 ранга Магомед Имантудинович Гаджиев. На марке 2664 дан его портрет и воспроизведен боевой эпизод, имевший место 12 мая 1942 г. (илл. 23). В этот день подводный крейсер «К-23», на котором держал флаг Гаджиев, обнаружил в районе Лаксе-фьорде вражеский транспорт, охраняемый сторожевыми кораблями и катерами-охотниками. Точным торпедным залпом транспорт был потоплен. Однако лодка была обнаружена и ее стали преследовать корабли охранения. Они подвергли «К-23» интенсивной бомбежке глубинными бомбами. Оторваться от противника невозможно, и Гаджиев принимает смелое решение: всплыть и вступить в артиллерийскую дуэль с надводными кораблями противника. Используя свою мощную артиллерию, экипаж лодки потопил сторожевые корабли…

Илл. 24

Проводку союзных конвоев в наши северные порты обеспечивала и морская авиация. Обратимся к марке № 926, посвященной известному морскому летчику, командиру 2-го Гвардейского истребительно-авиационного полка Северного флота подполковнику Борису Феоктистовичу Сафонову. На марке его портрет на фоне картины воздушного боя звена советских истребителей с «юнкерсами» и «хейнкелями», атакующими английский конвой PQ-16 в Баренцовом море (илл. 24). Боевой эпизод, изображенный на марке, имел место 30 мая 1942 г. В этом воздушном бою Сафонов и его ведомые сбили шесть самолетов противника, а остальные обратили в бегство. За надежное прикрытие с воздуха кораблей союзников Сафонов был награжден английским орденом «Авиационный крест». На марке рядом с портретом — две Золотые звезды. Сафонову, первому из участников Великой Отечественной войны, 14 июня 1942 г. было присвоено вторично звание Героя Советского Союза. Он совершил 224 боевых вылета, лично сбил 25 самолетов противника и еще 14 — в групповых воздушных боях.

На Северном флоте активно действовали и десантники. Об этом напоминает марка (3148), посвященная матросу-десантнику Северного флота Герою Советского Союза Ивану Сивко. 14 июля 1941 г. десантники, высадившиеся в губе Андреевка Мотовского залива, вступили в бой с превосходящими силами противника. Оказавшись в безвыходном положении, Иван Сивко последней гранатой подорвал себя и окруживших его фашистов. На марке показан именно этот момент.

На марке № 3463 изображен старший матрос Гвардейского эсминца Черноморского флота «Сообразительный» В. Ходырев, особо отличившийся во время знаменитого Николаевского десанта под командованием К. Ф. Ольшанского. Валентин Ходырев был удостоен звания Героя Советского Союза и зачислен навечно в первое отделение артиллерийской батареи Гвардейского противолодочного корабля «Сообразительный», который унаследовал и имя, и гвардейское звание эсминца военного времени. К 30-летию подъема флага на эсминце «Сообразительный» Министерство связи СССР выпустило два маркированных конверта. На одном изображен гвардейский эсминец «Сообразительный», а на другом — современный гвардейский большой противолодочный корабль «Сообразительный».

Впервые морской гвардии посвящена марка (1241) в серии «30-летие Вооруженных Сил СССР». И здесь художник допустил ошибку! На марке традиционный рисунок — матрос у кормового флага. Матрос — с гвардейской лентой на бескозырке, а флаг обычный, не гвардейский… Так на флоте не бывает!

Илл. 25

Уже упоминалось, что первым гвардейским кораблем русского флота стал линейный парусный корабль «Азов». Какой из советских боевых кораблей первым удостоился гвардейского флага? Им оказался крейсер Черноморского флота «Красный Кавказ», отличившийся в Керченско-Феодосийской операции, самой крупной десантной операции в Великой Отечественной войне, и в обороне Севастополя и Одессы. Ему посвящен конверт 6719 (илл. 25).

18 августа 1945 г. на острове Шумшу (Курильская гряда) высадился морской десант. Командиру десантного взвода старшине 1-й статьи Николаю Вилкову поставлена боевая задача — овладеть высотой 171. Вилков повторил подвиг Александра Матросова, закрыв грудью амбразуру японского дота. Это обеспечило успех десантной операции. На марке (3002) воспроизведен фрагмент картины Г. Барабанщикова, рассказывающей о подвиге героя. Его именем назван мыс на Камчатке. Об этом напоминает авиапочтовый маркированный конверт (5926) с надписью «Камчатка. Мыс Николая Вилкова».

О боевых делах, смелости и героизме военных моряков повествуют многие знаки почтовой оплаты и штемпеля гашения, посвященные обороне Ленинграда, Севастополя и Одессы, освобождению приморских городов от фашистской оккупации, морским десантным операциям, действиям корабельной и береговой артиллерии, героической морской пехоте и многим другим ратным делам личного состава Военно-Морского Флота СССР. В распоряжении советских филателистов достаточно разнообразного материала, позволяющего разработать впечатляющую коллекцию, освещающую многие грани боевой деятельности флота в Великой Отечественной войне.

В заключение — несколько цифр. За годы войны уничтожено 1300 боевых кораблей и 1500 транспортов противника. Потери фашистского торгового флота, понесенные от наших кораблей и морской авиации, составили более 3 миллионов брутто-регистровых тони. За боевые отличия «награждены орденами 238 боевых кораблей, авиационных и артиллерийских частей и соединений советского Военно-Морского Флота; 85 кораблям, частям и соединениям присвоено звание гвардейских.

Военно-Морской флот сегодня

Наша страна — одна из могущественных морских держав. Она омывается 14 морями и тремя океанами. Протяженность морских границ нашей Родины превышает 40 тыс. километров, а материковая морская береговая линия составляет 60 тыс. километров. Морская держава должна обладать могучим флотом.

За четверть века, минувшие после окончания Великой Отечественной войны, военно-морской флот Страны Советов преобразился. Он стал ракетно-ядерным и подводно-авиационным океанским флотом. В его состав входят Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Все они стали краснознаменными, а Балтийский — дважды краснознаменным.

До недавнего времени Министерство связи СССР не выпускало специальных марок, посвященных конкретным кораблям. Правда, исключение составляет крейсер «Аврора». Что же касается других кораблей, то они на отечественных почтовых марках были представлены фрагментарно, показаны вторым или третьим планом. Между тем хорошо известно, какой популярностью у филателистов пользуются марки с изображением конкретных кораблей. Именно они составляют самую живописную часть любой коллекции, отображающей историю флота и судостроения.

В 1970 г. выпушена в обращение первая серия отечественных почтовых марок, на которых представлены корабли современного Военно-Морского Флота СССР. Характерной особенностью этих марок является то, что корабли нарисованы на них с удивительной точностью. Это вызывает большой интерес к маркам не только со стороны филателистов, но и среди моряков и других любителей маринистики, далеких от коллекционирования. Все они сердечно благодарны автору серии — известному мастеру почтовой миниатюры, заслуженному художнику РСФСР Василию Васильевичу Завьялову.

Все марки первой серии посвящены кораблям, имена которых в прошлом носили их славные «тезки». По доброй традиции, существовавшей еще в старом русском и принятой в советском флоте, имена наиболее отличившихся кораблей переходят по преемственности к новым поколениям кораблей.

На марке 3910, например, изображен ракетный крейсер «Грозный» — четвертый в династии «Грозных». Кто его предшественники? Первый «Грозный» появился более 125 лет назад, он участвовал в Крымской войне. Второй (эсминец «Грозный») — участник Цусимского боя, один из немногих кораблей, которым удалось прорваться во Владивосток. Третий по счету «Грозный» — эсминец Северного флота — отличился в Великой Отечественной войне, награжден орденом Красного Знамени. Четвертый боевой корабль «династии» — ракетный крейсер «Грозный», действительно грозный. Его ракеты способны поражать противника на воде, под водой, на суше и в воздухе.

На марке 3912 показан современный крейсер «Варяг» — гвардейский, ракетоносный, несущий службу в составе кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота — там, где совершил бессмертный подвиг в 1905 г. экипаж его знаменитого «тезки». Это — третий корабль в семье «Варягов», оснащенный современными средствами радиоэлектроники, позволяющими надежно обнаруживать и с больших расстояний поражать своими ракетами надводные корабли и самолеты противника.

В наш ракетно-атомный век артиллерия полностью сохранила свое боевое значение. Поэтому, наряду с оснащением современного флота ракетно-атомным и кораблями, придается значение и кораблям, оснащенным мощным артиллерийским вооружением. На марке 3911 мы видим артиллерийский корабль — крейсер «Октябрьская Революция». Артиллерия современных кораблей отличается высокой скорострельностью, автоматическим заряжанием, сравнительно большой дальностью и высокой точностью стрельбы. Крейсер, унаследовавший имя славного линкора, который морями любовно называли «Октябриной», — достойный представитель кораблей такого класса. Ведя свою родословную от своих далеких предков «Гангутов», являясь непосредственным наследником боевой славы и морских традиций своего предшественника, крейсер «Октябрьская Революция» умножает их в новых условиях.

Атомные подводные корабли составляют главную ударную силу Военно-Морского Флота. Они способны решать стратегические задачи в любом районе Мирового океана. На марке 3913 изображена атомная подводная лодка «Ленинский «комсомол». Не случайно она показана среди безмолвных льдов Северного Ледовитого океана. В 1962 г. атомная и ракетоносная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила дальний поход под многолетним льдом с айсбергами, опускающимися на большую глубину. Экипаж лодки водрузил флаг нашей Родины в точке Северного полюса. На марке видим героический экипаж, построенный на палубе после всплытия. За этот подвиг трем офицерам присвоено звание Героя Советского Союза, а остальные члены экипажа награждены орденами.

В феврале—марте 1966 г. группа советских атомных подводных лодок впервые в мире совершила кругосветное подводное плавание. Ни разу не всплыв на поверхность, лодки прошли в подводном положении 25 тыс. миль (40 тыс. километров). Маршрут проходил вокруг Южной Америки, среди айсбергов и ледяных полей, через пролив Дрейка и воды Антарктики. Сделаем небольшое сравнение. Подводная лодка «Пантера», открывшая боевой счет нашего подводного флота (31 августа 1919 г. она потопила эсминец интервентов «Виттория»), прошла в том походе без всплытия 80 миль за 30 часов. Атомные лодки в кругосветном плавании 1966 г. не всплывали полтора месяца, покрыв под водой расстояние в 25 000 миль.

Флот нашей Родимы…

Ветер в парусах первооткрывателей и бесшумное могущество атома в реакторах современных подводных кораблей. Немеркнущие в веках ратные подвиги и теплая рука бескорыстной братской помощи терпящим бедствие. Сменяющие друг друга и стоящие друг друга поколения «молодых, сильных, мужественных и отважных — орлиное племя матросов, до последнего вздоха преданных Родине и родному флоту, влюбленных в море, в свои корабли, в свою службу морскую.

Есть ли тома, более возвышенная и романтическая, более чистая и глубокая, чем тема служения Родине! Это тема молодых, мечтающих о подвиге, и тема ветеранов, вспоминающих о нем. Попутного ветра в ваши паруса, первопроходцы темы «Флот нашей Родины».

В. Орлов. Флот нашей Родины. «Советский коллекционер». 1971. №9 (стр. 21-39)


Источники

  1. История военно-морского искусства. Изд-во Гл. штаба ВМФ и Военное изд-во МО СССР, 1969, стр. 21.
  2. Там же, ст.р. 22—24.
  3. К. Маркс. «Секретная дипломатия XVIII века».
  4. Е. В. Тарле. Северная война и шведское нашествие на Россию. М, изд-во социально-экономической литературы, 1958, стр. 13-15.
  5. В. А. Дивин. Русские мореплавания на Тихом океане в XVIII веке. М., изд-во «Мысль», 1971, стр. 14.
  6. И. А. Иванов. Какими они были. В кн. «Корабли-герои». М., изд-во ДОСААФ, 1970. стр. 18.
  7. В. И. Краснов. Штандарт Петра на «Ингерманланде». В кн. «Корабли-герои». М., изд-во ДОСААФ, 1970, стр. 22.
  8. См. «Источники 6», стр. 141—156.
  9. Г. В. Терновский. Военные моряки в битвах за Москву. М., изд-во «Наука», 1968, стр. 9. Лейтенант Виноградский. Участие Гвардейского экипажа в сухопутной кампании 1812 г. СПБ, 1912, стр. 43.
  10. В. М. Пасецкий. Очарованный надеждой. Л., Гидрометеорологическое изд-во, 1970, стр. 15—16.
  11. А. И. Алексеев. Федор Петрович Литке. М, изд-во «Паука», 1970, стр. 28.
  12. Научный подвиг русских моряков. Газета «Красная звезда» от 28/1 1970.
  13. В. Н. Краснов. Первый гвардейский корабль. В кн. «Корабли-герои». M., изд-во ДОСААФ, 1970, стр. 33.
  14. Из истории русского флота. Газета «Красная звезда» от 24/V 1969.
  15. А. Алексеев. Сподвижники Г. И. Невельского. Дальневосточное книжное изд-вo, Южно-Сахалинск, 1967, стр. 5— 12.
  16. См. «Источники 2», стр. 64.
  17. Н. Н. Семенович. История русского военно-морского флага. Л., изд-во Государственного Эрмитажа, 1946, стр. 14.
  18. Л. А. Шимкевич. «Перваз-Бахри» спускает флаг. В кн. «Корабли-герои». М, изд-во ДОСААФ, стр. 51.
  19. См. «Источники 12».
  20. В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М., из:1-во «Машиностроение», 1969, стр. 13—25.
  21. С. Макаров. «Ермак» во льдах», Спб, 1901, стр. 330.
  22. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 10, стр. 252.
  23. Б. В. Бурковский, И. М. Кулешов. Крейсер «Аврора». Лениздат, 1967, стр. 17—18.
  24. Н. Ф. Измайлов, А. С. Пухов. Центр-балт. Калининградское книжное издательство, 1967, стр. 196. А. К. Селяничев. Великий подвиг Балтики. М., изд-во «Просвещение», 1968, стр. 57.
  25. Н. С. Кровяков. «Ледовый поход» Балтийского флота в 1918 г. Воениздат, 1955, стр. 122—123.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.