В журнале «Филателия СССР» не раз уже писали о «малыгинских» марках и гашениях. Они действительно представляют большой интерес и пользуются заслуженной популярностью среди филателистов всего мира.

И все же, как ни странно, из поля зрения авторов предыдущих публикаций выпали не только еще две марки, на которых изображен этот ледокольный пароход, но и история самого «Малыгина». А она весьма небезынтересна.

Сперва о марках. В феврале 1934 года к 10-летию Гражданского воздушного флота СССР и советской авиапочты была выпущена авиапочтовая серия из 8 марок (4 с зубцами и 4 беззубцовки). На последних, 80-копеечных фиолетовых марках № 448 и 453 художник И. Ганф изобразил ледокольный пароход «Малыгин» во льдах. Вот о них-то и забыли в предыдущих публикациях.

Что же это было за судно, которому так повезло в филателии?

В 1912 году в Гриноке, в Англии, был спущен на воду ледокольный пароход «Соловей Будимирович», построенный по заказу русского министерства торговли и промышленности, которое до революции ведало делами торгового мореплавания. Это было сравнительно небольшое судно грузоподъемностью всего в 316 тонн, но с машиной в 500 лошадиных сил, позволявшей ему идти по чистой воде со скоростью 10 узлов и двигаться во льдах.

В начале 1920 года стали подсчитывать, что же из русского торгового флота осталось в строю в распоряжении Советской власти после освобождения Севера от интервентов. В числе уцелевших судов оказался и «Соловей Будимирович», переименованный в «Малыгина» в честь знаменитого русского мореплавателя, участника Великой Северной экспедиции. И вот в январе 1920 года ледокольный пароход «Малыгин» отправился с грузом продовольствия в устье реки Индигирки. Рейс оказался неудачным. В проливе Вилькицкого «Малыгин» был затерт льдами и выброшен обратно в Карское море. Только через полгода, 19 июня, судно было освобождено из ледовых объятий ледоколом «Красин» и ледорезом «Литке».

1921 год. На «Малыгине» в Арктику отправилась первая экспедиция Плавучего морского научно-исследовательского института, только что организованного по декрету Ленина.

1928 год. Вместе с «Красиным» «Малыгин» участвует в поисках экспедиции Нобиле, разбившейся во льдах на дирижабле «Италия» при возвращении с Северного полюса. 1931 год. «Малыгин» уходит в первый арктический круиз, неоднократно описанный в журнале. Вот один из сувениров этого рейса из моей коллекции — открытка, отправленная на имя профессора В. Ю. Визе, известного советского полярника. Кто же отправил эту открытку? Известно, что научную часть на «Малыгине» в этом рейсе возглавлял профессор Р. Л. Самойлович, близкий друг и соратник Визе. Может быть, это его рук дело? Или об этом побеспокоился начальник почтового отделения парохода И. Д. Папанин, будущий Герой Советского Союза, покоритель Северного полюса, начальник Главсевморпути? Впрочем, вполне возможно, что это сделал и радист судна Э. Т. Кренкель, тоже будущий Герой Советского Союза и председатель нашего общества.

Любопытно отметить также, что в этом рейсе среди пассажиров «Малыгина» был известный итальянский авиаконструктор и полярник Умберто Нобиле, которого три года назад ходил спасать пароход.

1932 год. В декабре «Малыгин» вместе с «Седовым» шел на Шпицберген. У самого Баренцбурга из-за неправильно зажженных сигнальных огней судно село на камни. И село прочно. В конце января ледокол «Ленин» и буксир «Руслан» начали спасательные операции, но только 24 марта «Малыгин» закачался на волне. «Ленин» ушел в Архангельск, а «Руслан» повел, не торопясь, на буксире поврежденное судно. Начался шторм. Водяные валы сорвали цементные ящики, которыми были временно заделаны пробоины парохода, и «Малыгин» стал тонуть. С огромными трудностями моряки «Руслана» привели «Малыгин» обратно в Баренцбург. На помощь пошел «Красин».

Всю страну интересовала судьба «Малыгина». Киров радировал на Шпицберген: «Все труженики города Ленина с восхищением следят за героической эпопеей моряков». Из Сорренто пришла телеграмма от Горького: «Баренцбург. Борт «Малыгина» Привет героям Арктики! Вы, товарищи, совершили один из тех подвигов, которые говорят о несокрушимой силище рабочего класса Советского Союза. Крепко обнимаю всех вас, героев. Максим Горький».

24 апреля «Малыгин» снова вышел в море, причем своим ходом, и благополучно добрался до Мурманска.

1933 год. «Малыгин» вышел на север с острова Рудольфа и сумел пробиться до 82° 28′ северной широты, поставив рекорд свободного плавания во льдах.

Немало славных походов было на счету «Малыгина». Но время и льды сделали свое дело — судно обветшало. 27 октября 1940 года во время жестокого шторма «Малыгин» затонул в Беринговом море.

Ф. Зинько. Еще раз о «Малыгине». «Филателия СССР». 1974. №5 (стр. 9)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.