Такой способ доставки корреспонденции, как экспресс-почта появился в РСФСР в сентябре 1922 г. под названием «Спешная почта». Существовал он также и в УССР, и в ЗСФСР. Широко применялся и позже, уже в СССР. Спешная почта оставила богатый след в отечественной филателии в виде марок (ил. 1), всевозможных специальных ярлыков и штампов (ил. 2-5). И само собой – почтовых отправлений. А так как тарифы на пересылку постоянно менялись, то и здесь есть, где развернуться любителям такого рода почты.

Ил. 1. Марки спешной почты СССР

Ил. 2. Ярлыки спешной почты СССР

Ил. 3. Ярлыки спешной почты СССР

Ил. 4. Ярлыки спешной почты ЗСФСР

Ил. 5. Служебные штампы спешной почты, заменявшие ярлыки.

Я же поведу речь с самого начала, а именно с т.н. «Сибирского экспресса», курсировавшего практически через всю Российскую Империю. Первой публикацией, пробудившей мой интерес к данной теме, стала статья Алексея Тимофеева [1], в которой было показано несколько отправлений – одно с рукописной отметкой, и три с двуязычным штампом (на немецком и русском языках) в две строки «PER SIBIRISCHEN EXPRESS / СЪ СИБИРСКИМЪ ЭКСПРЕССОМЪ».

Ил. 6. Конверт письма, отправленного с «Сибирским экспрессом» в 1912 г.

За этим последовало большое исследование Валентина Левандовского [2]. Автор подробно описал известные ему типы штампов, начиная с 1907 г. В его статье показаны однострочные штампы: «СЪ ЭКСПРЕССОМ» (Типы 1-3). Штампы Типа 4 двух подтипов –   «ЭКСПРЕСОМЪ» (Тип 4а – с пропущенной в тексте штампа одной из букв «С) и «ЭКСПРЕССОМЪ» (Тип 4б).

Показанный мной  в данной статье штамп соответствует Типу 5, в предложенной В. Левандовским классификации (ил. 6).

Кроме того в статье В. Левандовского показан штамп Типа 6 на французском языке «Par Transsiberien», применённый на письме из Шанхая в Бельгию в декабре 1906 г.

Все отправления, отправляемые в Российской Империи с экспрессом, тарифицированы в соответствии с общими действующими тарифами, т.е. отдельная плата за такую пересылку не взималась.

Но иначе дело обстояло в период Гражданской войны.

Летом 1919 г. на территории подчинённой Российскому Правительству адмирала Колчака была организована пересылка почтовых отправлений исключительно скоростными поездами-экспрессами. Для такого рода отправлений были выработаны специальные тарифы и правила. Впервые об этом упомянул Иво Стейн в своей статье [3]. Но так, как статья была посвящена всё же Спешной почте в СССР, то автором была дана ссылка на чрезвычайно интересное сообщение в своём блоге, опубликованное ещё в 2012 г. [4]. В этом сообщении показано два конверта, отправленных экспресс-почтой, и они будут подробно разобраны чуть ниже.

А сейчас обратимся к уникальным официальным документам, публикуемым впервые [5-7]. Правила и тарифы на экспресс-почту регламентировались следующим образом [5]:

«Постановление Министра МВД. По почтовой части. 2 августа 1919 г.
Об установлении особого вида простых, заказных и льготных почтовых отправлений, пересылаемых исключительно со скорыми пассажирскими поездами-экспрессами.

  1. В целях предоставления правительственным, общественным учреждениям и населению более крупных губернских и областных городов Сибири, расположенных на линии главной железнодорожной магистрали, скорейшего способа почтовых сообщений, устанавливается пересылка особого вида простых, заказных и льготных почтовых отправлений, пересылаемых исключительно со скоростными пассажирскими поездами (экспрессами).
  2. В отличие от прочих отправлений простые, заказные и льготные почтовые отправления, подлежащие к пересылке со скоростными поездами (экспрессами), должны иметь в левом верхнем углу конверта отчётливую отличительную надпись «Экспресс»; причём означенные отправления, независимо от дня их сдачи, будут храниться в почтово-телеграфных учреждениях до первого отходящего скорого поезда (экспресса). В тех случаях, когда почтово-телеграфное учреждение получит заблаговременно сведения о разовой отмене отправления из оконечного пункта очередного экспресса, сообразуясь с временем следования корреспонденции в пути, если найдётся выгодным, может отправить имеющиеся отправления «Экспресс» с первым поездом, кроме упомянутого случая, отправления «Экспресс» отправляться почтовыми поездами не должны.
  3. Предельный вес отправлений «Экспресс» сохраняется установленный для таковых же обыкновенных отправлений.
  4. Плата за пересылку простых отправлений установлена в размере 1 руб. 50 коп. за каждые 15 грамм, а за заказ таковых отправлений взимается обыкновенная установленная плата в размере 70 коп. с каждого отправления.
  5. Льготные отправления к обязательной пересылке с экспрессами подлежат только те, которые по своему содержанию носят срочный характер. Такие отправления, как упомянуто в п. 2 постановления должны иметь в левом верхнем углу пакета соответствующую надпись «Экспресс».
  6. Все отправления, подлежащие к пересылке с экспрессами, должны сдаваться на почту в почтово-телеграфные учреждения на руки чиновнику, принимающему таковые отправления, причём простые отправления подаются с наклеенными на них марками, на установленную сумму, а заказные оплачиваются на общем основании, наличными деньгами.
  7. Начальнику Главного Управления почт и телеграфов предоставляется право устанавливать пункты обмена упомянутых отправлений и издавать по ведомству все, последующие в развитие сего постановления распоряжения.

Настоящее постановление ввести в действие по телеграфу.

 За Министра Внутренних Дел               [подпись]               Ячевский.
Начальник Главного Управления почт и телеграфов            [подпись]        Цеслинский».

Обратим внимание на п. 7 данного Постановления. Вот каким образом это было регламентировано, к примеру, в городе Красноярске [6]:

«7) Пересылка особого вида отправлений «Экспресс» устанавливается пока между  городами: Омском, Красноярском, Иркутском, Читой, Харбином и Владивостоком, куда таковые отправления только и будут приниматься.

8) Поезда-экспрессы прибывают на ст. Красноярск один раз в неделю, № 1 с востока по понедельникам и № 2 с запада по вторникам; причем, ввиду ненормального движения  вообще всех поездов точно по указанным дням, поезда-экспрессы могут не проходить. Почтовые отправления «Экспресс» для отправки их должны быть сдаваемы на почту, накануне прихода этих поездов».

Перейду непосредственно к почтовым отправлениям.

Заказное закрытое письмо (ил. 7а, б) было отправлено экспрессом в сентябре 1919 г. из Читы в Омск. Увы, конверт оборван, и точную дату принятия письма почтой на читинском штемпеле узнать невозможно. В соответствии с правилами, оплата за заказное письмо взята наличными деньгами. Подтверждением тому служит штамп в две строки «Сбор …. Взыскан / п.т. Чин.» с вписанной в него суммой 2 руб. 20 коп. В соответствии с тарифом данная сумма соответствует сбору за письмо весом до 15 г. (1 руб. 50 коп.) и оплате за заказ (70 коп.). Письмо, адресованное на имя прокурора Казанской судебной палаты Никандра Ивановича Миролюбова* в Министерство Юстиции в Омск прибыло 16.09.19 г. Адресат к этому моменту выбыл в Иркутск, о чём гласит справка Омской почтово-телеграфной конторы, наклеенная на оборотную сторону конверта. Письмо было перенаправлено в Иркутскую Казанскую Судебную Палату. На лицевой стороне конверта стоит рукописная отметка «Д» («досылка») и рукописная отметка о новом адресате. В Иркутск, согласно штемпелю оно прибыло 25.09.19 г.

Ил. 7 а, б. Конверт заказного письма, отправленного экспресс-почтой из Читы в Омск и переадресованное в Иркутск.

Рассмотрим второй конверт (ил. 8 а, б), оказавшийся весьма любопытным. Это заказное закрытое международное письмо, отправленное экспрессом 29.10.19 г. из Омска, через Владивосток в США в г. Франкфорт, штат Кентукки. Прибыло в Сан-Франциско 17.12.19 г., и затем 23.12.19 г. в Кентукки. Просмотрено военным цензором № 10 в Омске и дополнительно прошло цензуру во Владивостоке (её строчный штамп проставлен на обороте, но, увы, плохо виден).

Ил. 8 а, б. Конверт международного заказного письма, отправленного экспресс-почтой из Омска в г. Франкфорт, штат Кентукки, США.

Разбираемся с франкировкой. На обороте конверта мы видим четыре зубцовые марки номиналом 1 руб. из последних выпусков Российской Империи с меловой сеткой. Согласно международному тарифу, вступившему в силу 01.08.19 г. [7, 8] стоимость международного закрытого письма составила 2 руб. (международные тарифы повышались кратно изначальному, за основу которого брался довоенный тариф ВПС, принятый в Российской Империи и выраженный там в российской валюте, равный 10 коп. для простого закрытого письма, что на момент отправки был выражено в 20-ти кратном увеличении от изначального тарифа). Ещё 2 руб. было взято за заказ, что согласно существующим для международных отправлений правилам составляло сумму, равную весовому сбору [9].

Теперь внимательно посмотрим на лицевую сторону конверта и обнаружим там штамп о взыскании почтового сбора наличными. В нём вписана сумма в 6 руб. 50 коп. Почему так? Ведь письмо уже франкировано по необходимому тарифу! Дело видимо в том, что изначально письмо не планировалось отправлять экспрессом, либо пересылка международных писем с экспрессами происходила раздельно – по территории России (непосредственно экспрессом) по внутреннему тарифу, и дальнейшая пересылка заграницу – уже по международному. В принципе, логика в этом есть – плата за отправку писем именно с экспрессом подразумевала максимально возможную скорость доставки. И отправитель платил исключительно за скорость. А далее международное письмо шло обычным порядком.

Чем тогда можно объяснить именно эту сумму, взятую с отправителя? Здесь вновь обратимся к официальным документам [10]. С 20.10.19 г. были введены новые тарифы на пересылку и доставку, в том числе и экспресс-почты. Стоит отметить, что это единственный тариф Сибири, который хоть и вводился с определённого числа, но начинал действовать с момента получения на местах. Это было связано с возможным нарушением связи, обусловленной боевыми действиями и иными причинами. Например: в Бийске – 22.10.19 г., в Томске – 24.10.19 г., в Красноярске – 25.10.19 г. и т. д.

Опубликую тариф в интересующей нас части:

«5. За пересылку закрытых писем «Экспресс» за каждые 15 г. – 4 руб. 50 коп.; почтовых карточек – 2 руб. 25 коп.

6. … Сбор за заказ с каждого почтового отправления – 2 руб.».

Таким образом, всё встаёт на свои места. Сумма, взятая за отправку с экспрессом, в точности соответствует новому тарифу. А согласно правилам – оплата за заказное письмо взыскана именно наличными деньгами.

В заключении автор выражают свою искреннюю благодарность Иво Стейну за предоставленные сканы этих уникальных отправлений.

Павел «Duck» Павлов

*Никандр Иванович Миролюбов родился 17 октября 1870 года в семье священника в Тетюшском уезде Казанской губернии.

Никандр Иванович и Клавдия Михайловна МИРОЛЮБОВЫ.

В 1895 году окончил Казанскую духовную академию и в 1899 году юридический факультет Казанского университета. После успешного выпуска был оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре уголовного права и процесса. В 1903 году он сдал магистерский экзамен по уголовному праву и был избран приват-доцентом по кафедре уголовного права и процесса.

Одним из его громких дел был судебный процесс по делу о хищении Казанской иконы Божьей матери, за который, по его окончанию, Никандр Иванович получил орден от царя Николая II. В феврале 1917 года он был назначен прокурором Казанской судебной палаты, оставаясь при этом профессором университета. В этой должности он состоял до 1917 года. В 1918 году был избран в доценты по той же кафедре. Никандр Иванович покинул Казань с отступавшими белыми осенью 1918 года и продолжил отходить вместе с ними на восток через Омск за армией Колчака.

В 1918 году был приглашён на должность экстраординарного профессора в Иркутский университет, а в 1920 году приехал в Харбин, где принял самое деятельное участие в организации курсов.

Возглавлял расследование убийства семьи Николая II.

Летом 1922 года Миролюбов возглавил Президиум Приамурского земского собора.

Являясь деканом Высших экономико-юридических курсов, был избран почётным членом Русского студенческого общества.

Умер в Харбине 27 января 1927 года от туберкулёза.


Список литературы:

  1. А. Тимофеев. «Почтовые отправления «Сибирского экспресса». // «Филателия». № 6. ИТЦ «Марка». М. 2014. С. 38-39.
  2. V. Levandovsky. «Sent by Siberian Express». // «Rossica». № 167. 2016. P. 41-51.
  3. И. Стен. « Экспресс (спешная) почта в СССР в 1924-1938 гг.». // «Филателия». № 9. ИТЦ «Марка». М. 2016. С. 24-27.
  4. Dr. I. Steijn. «Kolchak’s Express». http://actsofrandomphilately.blogspot.com/2012/12/kolchaks-express.html
  5. -8, 10. П. «Duck» Павлов. «Почтовая история от Урала до Дальнего Востока. 1918-1920 гг. Белые Армии». На правах рукописи. М. 2016-2022 гг.
  1. А. Эпштейн. «Почтовые тарифы периода Гражданской войны в России». // «Коллекционер». № 44. М. 2008. С. 143-173.
  2. http://sibforum.sfu-kras.ru/node/729
  3. https://www.advgazeta.ru/mneniya/nikto-ne-khotel-zashchishchat/

*13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.